Практическое занятие 1. Диагностика уровня вербальной агрессии личности.




Семинары и практические занятия по модулю 1.

Семинар 1. Язык, речь и речевая деятельность.

1.Три аспекта языковых явлений.

2. Виды языков. Искусственные и естественные языки.

3. Состав языка.

4. Языковые стили: официально-деловой, научный, публицистический, художественный и разговорный.

5. Виды речи. Соотношение внешней, эгоцентрической и внутренней речи и их функции.

6. Диалог и монолог. Устная и письменная речь.

Рекомендуемая литература

1. Белянин В.П. Психолингвистика.- М.: Флинта, 2009, с. 31-40.

2. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики.-.

https://www.pedlib.ru/Books/3/0307/index.shtml

https://book-read.ru/libbook_99173.html

3. Сепир Э. Язык // www.philology.ru/linguistics1/sapir-93h.htm

4. Стернин И.А. Коммуникативное и когнитивное сознание // www.philology.ru/linguistics1/sternin-02a.htm

5. Шкуратова И.П. Познавательные процессы. Ростов-на-Дону, ЮРГИ, 2005, Темы 12-16.

6. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // ww.philology.ru/linguistics1/shcherba-74a.htm

Семинар 2. Коммуникативный акт и речевые стратегии

  1. Компоненты коммуникативного акта.
  2. Принципы кооперации Г.Грайса и принципы вежливости Дж. Лича. Ошибки коммуникации.
  3. Речевой этикет и его значение для успешности коммуникации.
  4. Понятия речевой стратегии и речевой тактики. Классификации речевых актов.

Рекомендуемая литература

  1. Белянин В.П. Шкуратова И.П. Диалоги о Человеке говорящем и пишущем. – СПБ.:Речь, 2011.- С. 27-49.
  2. Г.Грайс. Логика и речевое общение // kant.narod.ru/grice.htm
  3. Виноградов С. И., Платонова О. В. Культура русской речи. М., 1999.
  4. Маслова А.Ю. Введение в прагмалингвистику. М.: Флинта: Наука, 2008, с.23-77, 99-116.
  5. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М. «Изд-во ПРИОР», 1998, с.3-54, 78-178.
  6. Серль Дж. Р. Что такое речевой акт? // philology.ru/linguistics1/searle-86.htm

Семинар 3. Гендерные различия в речевом поведении мужчин и женщин

1. Различия между мужчинами и женщинами по лексике

2. Различия между мужчинами и женщинами по речевому поведению.

3. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации.

Рекомендуемая литература

  1. Белянин В.П. Психолингвистика. М.: изд-во Флинта, 2009, с.313-317.
  2. Белянин В.П. Шкуратова И.П. Диалоги о Человеке говорящем и пишущем. – СПБ.:Речь, 2011.- С. 121-133.
  3. Горошко Е.И. Языковое сознание: гендерная парадигма // www.textology.ru/public/gorsh1.html
  4. Грэй Дж. Мужчины – с Марса, женщины – с Венеры. // Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2001. – С. 477-512.
  5. Зарецкий Е. В. Фемининность русской культуры: лингвистический аспект // https://russian.slavica.org/cat5-131.html
  6. Крейдлин Г.Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации: эмоциональный аспект // Эмоции в языке и речи. М.: РГГУ, 2005, с. 282- 300. // il.rsuh.ru/lib/emotions/20.pdf

 

Семинар 4. Влияние профессии на речь человека

  1. Особенности речи медиков и психотерапевтов. Жаргон медиков.
  2. Особенности речи педагогов. Профессиональное выгорание и речь.
  3. Особенности речи военных.
  4. Социальный статус человека и его речевое поведение.

Рекомендуемая литература

  1. Абрамов В., Абрамова Г. Социолектная и обиходно-просторечная медицинская лексика // Русистика 2003: Язык, коммуникация, культура. Шумен, 2003. // https://www.russian.slavica.org/article492.html
  2. Белянин В.П. Шкуратова И.П. Диалоги о Человеке говорящем и пишущем. – СПБ.:Речь, 2011.- С. 134-160.
  3. Даренский И. Д. Приемы повышения психической толерантности психотерапевта // www.oppl.ru/files/library/psihoterapia/5/12004_Darenskiy.doc
  4. Елистратов В. С. К проблеме изучения профессиональных языков // https://kalanov.ru/elistratovr.html
  5. Красовский Б.П. Взаимоотношения врача и пациента на Западе // Социологические исследования, 2002, № 6, с. 122-127. // ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/06/25/0000309084/012.KRASSOVSKI.pdf
  6. Ленец А.В. Прагмалингвистическая диагностика
    особенностей речевого поведения немецкого учителя. Пятигорск 1999

Семинар 5. Выражение эмоций в речи

  1. Определение психоэмоционального состояния по голосу и особенностям лексики
  2. Проявление агрессии в речи.
  3. Понятие конфликтогенов. Коррекция речевого поведения в конфликтной ситуации.

Рекомендуемая литература

  1. Белянин В.П. Психолингвистика.- М.: Флинта, 2009, с. 31-40.
  2. Белянин В.П. Шкуратова И.П. Диалоги о Человеке говорящем и пишущем. – СПБ.:Речь, 2011.- С. 50-62, 79-90.
  3. Агрессия в языке и речи: Сборник науч. статей / Сост. и отв. ред. И.А.Шаронов. М.: РГГУ, 2004. 288 с. // https://il.rsuh.ru/pub.html
  4. Бреслав Г.М. Психология эмоций. - М., Смысл, 2004. 544 с.

наук, Ростов-на-Дону, 2003. 24 с.

  1. Егидес А.П. Лабиринты общения, или Как научиться ладить с людьми // egides.ru
  2. Пастухов Е.С. Определение психоэмоционального состояния по голосу и особенностям лексики // https://www.elitarium.ru/2007
  3. Хандамова, Э.Ф. Вербализация психоэмоциональных состояний в речевой деятельности. – Краснодар, 2002.

Практическое занятие 1. Диагностика уровня вербальной агрессии личности.

Цель: обучить студентов определению уровня вербальной агрессии

личности.

Методический инструментарий: вербальный фрустрационный тест Л.Н.Собчик.

Описание работы.

Студентам предлагается выполнить задания, содержащиеся в вербальном фрустрационном тесте. Они состоят в том, испытуемый должен написать на листке для ответов, что он сказал бы в ответ на реплику другого человека, и что бы он при этом почувствовал. Таким образом, методика дает возможность получить два ряда данных: информацию об испытываемых эмоциях и уровень агрессии испытуемого, содержащийся в ответе.

Реплики других людей, на которые надо давать ответ, также содержат агрессию. Они исходят от лиц из разных сфер общения: от отца, матери, мужа или жены (для женатых людей), от своих детей, приятелей, сотрудников и случайных прохожих. Для каждого из названных лиц подобраны обидные фразы, которые направлены на фрустрацию одной из ценностей: внешний вид, здоровье, характер, благополучие, социальный статус, кругозор, нравственность.

При обработке данных определяется с помощью опоры на образцы уровень агрессии в баллах в ответ на каждую реплику. После этого вычисляются суммарные показатели агрессии в адрес конкретных лиц и по поводу фрустрации определенных ценностей. Кроме того, определяется доминирующая эмоция испытуемого в ответ на чужую агрессию (злость, возмущение, раздражение, обида, неловкость, стыд, смущение, чувство вины). На основе собственных ответов студенты определяют свой собственный уровень агрессии. Выявляют, фрустрация какой ценности вызывает у них максимальную агрессию, каким людям они отвечают наиболее агрессивно (членам семьи, сотрудникам, приятелям, посторонним лицам).

Рекомендуемая литература:

  1. Собчик Л.Н. Вербальный фрустрационный тест. – СПб,: Речь, 2002, -24 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: