Семинары и практические занятия по модулю 1.
Семинар 1. Язык, речь и речевая деятельность.
1.Три аспекта языковых явлений.
2. Виды языков. Искусственные и естественные языки.
3. Состав языка.
4. Языковые стили: официально-деловой, научный, публицистический, художественный и разговорный.
5. Виды речи. Соотношение внешней, эгоцентрической и внутренней речи и их функции.
6. Диалог и монолог. Устная и письменная речь.
Рекомендуемая литература
1. Белянин В.П. Психолингвистика.- М.: Флинта, 2009, с. 31-40.
2. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики.-.
https://www.pedlib.ru/Books/3/0307/index.shtml
https://book-read.ru/libbook_99173.html
3. Сепир Э. Язык // www.philology.ru/linguistics1/sapir-93h.htm
4. Стернин И.А. Коммуникативное и когнитивное сознание // www.philology.ru/linguistics1/sternin-02a.htm
5. Шкуратова И.П. Познавательные процессы. Ростов-на-Дону, ЮРГИ, 2005, Темы 12-16.
6. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // ww.philology.ru/linguistics1/shcherba-74a.htm
Семинар 2. Коммуникативный акт и речевые стратегии
- Компоненты коммуникативного акта.
- Принципы кооперации Г.Грайса и принципы вежливости Дж. Лича. Ошибки коммуникации.
- Речевой этикет и его значение для успешности коммуникации.
- Понятия речевой стратегии и речевой тактики. Классификации речевых актов.
Рекомендуемая литература
- Белянин В.П. Шкуратова И.П. Диалоги о Человеке говорящем и пишущем. – СПБ.:Речь, 2011.- С. 27-49.
- Г.Грайс. Логика и речевое общение // kant.narod.ru/grice.htm
- Виноградов С. И., Платонова О. В. Культура русской речи. М., 1999.
- Маслова А.Ю. Введение в прагмалингвистику. М.: Флинта: Наука, 2008, с.23-77, 99-116.
- Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М. «Изд-во ПРИОР», 1998, с.3-54, 78-178.
- Серль Дж. Р. Что такое речевой акт? // philology.ru/linguistics1/searle-86.htm
Семинар 3. Гендерные различия в речевом поведении мужчин и женщин
|
1. Различия между мужчинами и женщинами по лексике
2. Различия между мужчинами и женщинами по речевому поведению.
3. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации.
Рекомендуемая литература
- Белянин В.П. Психолингвистика. М.: изд-во Флинта, 2009, с.313-317.
- Белянин В.П. Шкуратова И.П. Диалоги о Человеке говорящем и пишущем. – СПБ.:Речь, 2011.- С. 121-133.
- Горошко Е.И. Языковое сознание: гендерная парадигма // www.textology.ru/public/gorsh1.html
- Грэй Дж. Мужчины – с Марса, женщины – с Венеры. // Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2001. – С. 477-512.
- Зарецкий Е. В. Фемининность русской культуры: лингвистический аспект // https://russian.slavica.org/cat5-131.html
- Крейдлин Г.Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации: эмоциональный аспект // Эмоции в языке и речи. М.: РГГУ, 2005, с. 282- 300. // il.rsuh.ru/lib/emotions/20.pdf
Семинар 4. Влияние профессии на речь человека
- Особенности речи медиков и психотерапевтов. Жаргон медиков.
- Особенности речи педагогов. Профессиональное выгорание и речь.
- Особенности речи военных.
- Социальный статус человека и его речевое поведение.
Рекомендуемая литература
- Абрамов В., Абрамова Г. Социолектная и обиходно-просторечная медицинская лексика // Русистика 2003: Язык, коммуникация, культура. Шумен, 2003. // https://www.russian.slavica.org/article492.html
- Белянин В.П. Шкуратова И.П. Диалоги о Человеке говорящем и пишущем. – СПБ.:Речь, 2011.- С. 134-160.
- Даренский И. Д. Приемы повышения психической толерантности психотерапевта // www.oppl.ru/files/library/psihoterapia/5/12004_Darenskiy.doc
- Елистратов В. С. К проблеме изучения профессиональных языков // https://kalanov.ru/elistratovr.html
- Красовский Б.П. Взаимоотношения врача и пациента на Западе // Социологические исследования, 2002, № 6, с. 122-127. // ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/06/25/0000309084/012.KRASSOVSKI.pdf
- Ленец А.В. Прагмалингвистическая диагностика
особенностей речевого поведения немецкого учителя. Пятигорск 1999
Семинар 5. Выражение эмоций в речи
|
- Определение психоэмоционального состояния по голосу и особенностям лексики
- Проявление агрессии в речи.
- Понятие конфликтогенов. Коррекция речевого поведения в конфликтной ситуации.
Рекомендуемая литература
- Белянин В.П. Психолингвистика.- М.: Флинта, 2009, с. 31-40.
- Белянин В.П. Шкуратова И.П. Диалоги о Человеке говорящем и пишущем. – СПБ.:Речь, 2011.- С. 50-62, 79-90.
- Агрессия в языке и речи: Сборник науч. статей / Сост. и отв. ред. И.А.Шаронов. М.: РГГУ, 2004. 288 с. // https://il.rsuh.ru/pub.html
- Бреслав Г.М. Психология эмоций. - М., Смысл, 2004. 544 с.
наук, Ростов-на-Дону, 2003. 24 с.
- Егидес А.П. Лабиринты общения, или Как научиться ладить с людьми // egides.ru
- Пастухов Е.С. Определение психоэмоционального состояния по голосу и особенностям лексики // https://www.elitarium.ru/2007
- Хандамова, Э.Ф. Вербализация психоэмоциональных состояний в речевой деятельности. – Краснодар, 2002.
Практическое занятие 1. Диагностика уровня вербальной агрессии личности.
Цель: обучить студентов определению уровня вербальной агрессии
личности.
Методический инструментарий: вербальный фрустрационный тест Л.Н.Собчик.
Описание работы.
Студентам предлагается выполнить задания, содержащиеся в вербальном фрустрационном тесте. Они состоят в том, испытуемый должен написать на листке для ответов, что он сказал бы в ответ на реплику другого человека, и что бы он при этом почувствовал. Таким образом, методика дает возможность получить два ряда данных: информацию об испытываемых эмоциях и уровень агрессии испытуемого, содержащийся в ответе.
|
Реплики других людей, на которые надо давать ответ, также содержат агрессию. Они исходят от лиц из разных сфер общения: от отца, матери, мужа или жены (для женатых людей), от своих детей, приятелей, сотрудников и случайных прохожих. Для каждого из названных лиц подобраны обидные фразы, которые направлены на фрустрацию одной из ценностей: внешний вид, здоровье, характер, благополучие, социальный статус, кругозор, нравственность.
При обработке данных определяется с помощью опоры на образцы уровень агрессии в баллах в ответ на каждую реплику. После этого вычисляются суммарные показатели агрессии в адрес конкретных лиц и по поводу фрустрации определенных ценностей. Кроме того, определяется доминирующая эмоция испытуемого в ответ на чужую агрессию (злость, возмущение, раздражение, обида, неловкость, стыд, смущение, чувство вины). На основе собственных ответов студенты определяют свой собственный уровень агрессии. Выявляют, фрустрация какой ценности вызывает у них максимальную агрессию, каким людям они отвечают наиболее агрессивно (членам семьи, сотрудникам, приятелям, посторонним лицам).
Рекомендуемая литература:
- Собчик Л.Н. Вербальный фрустрационный тест. – СПб,: Речь, 2002, -24 с.