В Шумячском районе Смоленской области крупных производителей свинины нет. В с. Первомайский свиней выращивает только подсобное хозяйство ОАО "Первомайский стекольный завод", но продукция реализуется в основном работникам данного предприятия. Рассмотрим факторы конкурентоспособности в таблице 1.
Таблица 1 - Факторы конкурентоспособности
Факторы | ОАО "Хрюша" | Подсобное хозяйство ОАО "Первомайский стекольный завод" |
Качество | Экологически чистая продукция, производимая на основе современных технологий выращивания животных | Продукция производится на основе традиционных технологий выращивания животных, но иногда сомнительного качества |
Уровень цен | Средние | Средние |
Репутация | Новая фирма, рассчитанная на широкого потребителя | Зрелая фирма, в основном реализующая продукцию своим рабочим |
Основными преимуществами проектируемого предприятия являются: экологически чистая продукция, производимая на основе современных технологий выращивания животных и больший охват покупателей по сравнению с подсобным хозяйством. Цены на продукцию ОАО "Хрюша" средние, в этом состоит позиция предприятия в стратегии ценообразования, по которой цены не должны резко отличаться от цен конкурентов на аналогичную продукцию.
Так как внешняя и внутренняя среда изменяются под воздействием деятельности предприятия и других факторов, то необходимо выявить ограничения, сильные и слабые стороны предприятия в изменяющейся среде. И на основе полученных результатов предприятие должно внести изменения в выбранную стратегию. Выявить и соотнести между собой ограничения и возможности, сильные и слабые стороны предприятия поможет выявить SWOT - анализ (таблица 2).
|
Из таблицы видно, что главными конкурентными преимуществами данного проекта являются: высокое качество продукции при отсутствии резкого отличия цен на нее по сравнению с конкурентами и возможность привлечения инвестиций для расширения производства.
Таблица 2 - SWOT - анализ
Показатели | ОАО "Хрюша" | Подсобное хозяйство ОАО "Первомайский стекольный завод" |
Сильные стороны | Выгодное месторасположение, средние цены, технология выращивания животных, отсутствие конкурентов в плане массового потребителя, высокое качество продукции | Удобное месторасположение, средние цены, сформировавшийся круг постоянных потребителей |
Слабые стороны | Не сформировавшийся имидж | Не применение современных технологий выращивания животных |
Возможности | Привлечение инвесторов, реклама, рост производства, выход на новые рынки с качественной продукцией | Улучшить качество продукции, рост объемов продаж |
Угрозы | Возможность появления новых конкурентов, изменение предпочтений покупателей | Неудовлетворенность покупателей качеством продукции, появление новых конкурентов |
Стратегия плана маркетинга
Главной целью проектируемого предприятия является проникновение на рынок и последующее расширение рыночной доли. Главной стратегией предприятия должна стать комплексная стратегия по предоставлению продукции более высокого качества и по более приемлемым ценам. Исходя из этого, стратегией плана маркетинга избирается стратегия расширения спроса за счет стимулирования объема продаж, ценовой политики и неценовых факторов конкурентной борьбы, создания положительного имиджа предприятия.
|
Прогнозирование продаж
Планирование объемов производства ОАО "Хрюша" осуществляется исходя из производственных мощностей. Производственные мощности ограничены трудовыми ресурсами, производственными площадями, природной составляющей. Планирование продаж осуществляется по факту получения выручки предприятия от продажи продукции. Предприятие начинает производство с января 2012 года, первые продажи (получение выручки от продаж) планируются на май 2012 года.
Увеличение стоимости бизнеса зависит от доходов, которые генерирует компания. Для обеспечения спроса на продукцию ОАО "Хрюша" регулирует качество и цену. Формирование цены на продукцию ОАО "Хрюша" основывается на затратном и рыночном подходе. Цена покрывает затраты на производство, при этом значительно не превышает цены конкурентов. Торговая наценка для каждого вида продукции формируется с учетом спроса на рынке.
Цены реализации продукции ОАО "Хрюша" представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Цены реализации продукции ОАО "Хрюша"
Наименование продукции | Цена реализации, руб. за кг |
1. Мясо свиное: | |
- торговля | |
- общепит | |
2. Печень свиная | |
3. Сердце свиное | |
4. Язык свиной | |
5. Ребра свиные мясные | |
6. Ноги свиные | |
7. Голова свиная | |
8. Почки свиные | |
9. Легкое свиное | |
10. Кровь свиная |
Срок расчета бизнес-плана - 3 года.
План продаж представлен в таблице 4.
|
Таблица 4 - План продаж продукции ОАО "Хрюша" по годам функционирования
Год | ||||||||||||
Месяц | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Продажа мяса, т | 16,5 | 16,7 | 16,2 | 17,0 | 17,0 | 16,8 | 16,9 | 17,0 | ||||
Выручка от реализации мяса, тыс. руб. | 2334,8 | 2363,1 | 2292,3 | 2405,5 | 2405,5 | 2377,2 | 2391,4 | 2405,5 | ||||
Выручка от реализации субпродуктов, тыс. руб. | 827,9 | 836,5 | 810,9 | 853,6 | 853,6 | 883,2 | 887,5 | 853,6 | ||||
Выручка от продажи навоза, тыс. руб. | 13,6 | 27,0 | ||||||||||
Итого | 3176,3 | 3199,6 | 3103,2 | 3259,1 | 3259,1 | 3287,4 | 3278,9 | 3259,1 |
Год | ||||||||||||
Месяц | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Продажа мяса, т | 16,4 | 16,6 | 16,8 | 17,0 | 28,9 | 28,7 | 28,6 | 28,7 | 28,8 | 29,2 | 29,5 | 29,5 |
Выручка от реализации мяса, тыс. руб. | 2320,6 | 2348,9 | 2377,2 | 2405,5 | 4089,35 | 4061,05 | 4046,9 | 4061,05 | 4075,2 | 4131,8 | 4174,25 | 4174,25 |
Выручка от реализации субпродуктов, тыс. руб. | 819,5 | 832,3 | 840,8 | 853,6 | 1451,1 | 1438,3 | 1433,9 | 1438,3 | 1442,6 | 1463,9 | 1480,9 | 1480,9 |
Выручка от продажи навоза, тыс. руб. | 38,5 | 56,7 | ||||||||||
Итого | 3140,1 | 3181,2 | 3297,6 | 5540,45 | 5499,35 | 5480,8 | 5499,35 | 5517,8 | 5652,4 | 5655,15 | 5655,15 |
Год | ||||||||||||
Месяц | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Продажа мяса, т | 29,1 | 29,8 | 29,4 | 29,4 | 41,7 | 41,3 | 42,0 | 41,0 | 42,0 | 42,4 | 41,9 | 41,5 |
Выручка от реализации мяса, тыс. руб. | 4117,65 | 4216,7 | 4160,1 | 4160,1 | 5900,55 | 5843,95 | 5801,5 | 5999,6 | 5928,85 | 5872,25 | ||
Выручка от реализации субпродуктов, тыс. руб. | 1459,7 | 1493,8 | 1472,5 | 1472,5 | 2093,2 | 2069,9 | 2108,4 | 2057,2 | 2108,4 | 2125,5 | 2099,9 | 2082,8 |
Выручка от продажи навоза, тыс. руб. | 62,8 | 81,0 | ||||||||||
Итого | 5577,35 | 5710,5 | 5632,6 | 5695,4 | 7993,75 | 7913,85 | 8051,4 | 7858,7 | 8051,4 | 8206,1 | 8028,75 | 7955,05 |
План производства
Открытое акционерное общество "Хрюша" начнет свою работу с 01.10.2011 г. Организационные и строительные работы по нашим расчетам составят 8 месяцев. За это время будут проведены следующие работы:
. Приобретение земельного участка общей площадью 2100 квадратных метров по средней рыночной цене. Затраты составят 210 тыс. руб.
. Строительство свиноводческой фермы со всеми постройками и зданием для работников управления. Адрес местонахождения предприятия: 216426, Смоленская обл., Шумячский район, с. Первомайский, ул. Советская, 29. Телефоны: 8 (233) 4-63-57, факс: 4-07-14. Предполагается заключение договора на срок 01.02.11 - 01.10.11 со строительной компанией "Ferma-comp", филиал компании расположен по адресу: Смоленская обл., г. Рославль, ул. Коммунистическая д.75.
Данная фирма будет производить все строительные работы на территории предприятия. Закупкой и доставкой всех необходимых для ремонта материалов, согласно договору будет заниматься сама строительная компания.
Таблица 5 - Смета затрат на строительство
Наименование работ | Затраты, тыс. руб. |
1. Заливка фундамента | |
2. Возведение стеновых панелей | |
3. Строительство крыши | |
4. Отделочные работы и внутренние перегородки | |
5. Проведение отопительной системы | |
6. Проведение электропроводки | |
7. Проведение вентиляционной системы | |
8. Проведение водоснабжения | |
9. Проведение пожарной сигнализации | |
Итого затрат |
Расходы на составления и заключения договора составят - 5000 руб.
. Сбор и оформление соответствующих документов, а именно:
ü государственная регистрация,
ü постановка на учет в налоговые органы,
ü постановка на учет в пенсионном, медицинском фонде и фонде социального страхования,
ü изготовление печати, штампа, фирменных бланков,
ü открытие лицевого счета в СКАбанке.
Общая сумма расходов на выше изложенные мероприятия составит - 12500 руб.
. Покупка необходимого оборудования и мототехнических средств.
Таблица 6 - Смета затрат на покупку оборудования и грузовых автомашин
Наименование | Количество, шт. | Цена за ед., тыс. руб. | Итого |
1. Автоматизированная поилка | 0,75 | 120,0 | |
2. Система кормления | 240,0 | 240,0 | |
3. Система навозоудаления | 210,0 | 210,0 | |
4. Холодильная камера КХН-8 | 270,0 | 540,0 | |
5. Грузовик ГАЗ 3302 | 350,0 | 350,0 | |
6. Грузовик-рефрижератор ISUZU-NQR 71R | 925,0 | 925,0 | |
7. Печь ABONO "Дервент" для сжигания павших поросят | 380,0 | 380,0 | |
8. Навозосборник емкостью 100 куб. м | 290,0 | 290,0 | |
9. Холодильная камера КХН-2,64 | 35,5 | 71,0 | |
10. Столы | 4,0 | 20,0 | |
11. Стулья | 1,1 | 11,0 |
Также необходимо закупка и установка железных загонов для животных (210 тыс. руб.) и щелевых полов (315 тыс. руб.). Поставщик и установщик оборудования - Белгородский завод технического оборудования "Луч" (4722) 730-421, 730-411. Поставщик печи - ABONO Group, LLC - ООО "АБОНО Груп" (Москва). Тел: +7 (495) 651-6134, +7 (926) 148-5702.
Итого затрат - 3682 тыс. руб.
. Закупка комбикорма на оптовой базе на первый производственный цикл с учетом поставок новых партий поросят (по 600 руб. за 1 ц комбикорма (стоимость указана с учетом доставки)). Затраты составят 2518 тыс. руб.
. Закупка поросят, до первых продаж будет закуплено 4 партии поросят по 200 гол. по договору с Катынским свиноводческим комплексом по цене 1,5 тыс. руб. за гол. Затраты составят 1200 тыс. руб.
Таблица 7 - План закупки поросят ОАО "Хрюша" на первых 3 года функционирования
Год | ||||||||
Месяц | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август |
Количество, гол. | ||||||||
Год | ||||||||
Месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель |
Количество, гол. | ||||||||
Год | ||||||||
Месяц | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Количество, гол. | ||||||||
Год | ||||||||
Месяц | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август |
Количество, гол. | ||||||||
Год | ||||||||
Месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | ||||
Количество, гол. |
. На этапе создания в план инвестирования также будет входить оплата труда работников с отчислениями, на первом периоде затраты составят - 792 тыс. руб.
. Выкуп в местном магазине "Мечта" торгового места площадью 25 кв. м. Затраты составят 700 тыс. руб.
. Деятельность в сельском хозяйстве многорисковая и затратная и поэтому необходимо учесть прочие затраты (5% от общих затрат) - 653 тыс. руб.
Общие расходы составили (необходимый капитал) - 13708 тыс. руб. Источники финансирования - кредитные ресурсы и выпуск акций. Объем выпуска обыкновенных акций составит 30000 шт. номинальной стоимостью 200 руб., цена размещения которых 300 руб. В связи с рыночной конъюнктурой выкуп акций планируется на уровне 80% от общего объема выпуска. Таким образом планируется привлечь 7200 тыс. руб., остальная часть (6508 тыс. руб.) - кредитные ресурсы, средняя ставка кредитования в Смоленской области - 16,22%, сумма возврата составит 7564 тыс. руб.
Организационный план и менеджмент
Организационно-правовая форма - открытое акционерное общество. Фирменное наименование организации Открытое Акционерное Общество "Хрюша" (ОАО "Хрюша").
Общество осуществляет свою деятельность на основе Гражданского кодекса Российской Федерации, Устава и ФЗ "Об акционерных обществах". Уставной капитал Общества составляет 7.200.000 рублей и разделен на акции. Чистая прибыль Общества будет распределяться в соответствии с уставом и решением Общего Собрания акционеров.
Организация Общества окажет положительный социальный эффект, проявляющийся в возрождении русской глубинки, путем создания рабочих мест и развития инфраструктуры с. Первомайский.
Общество возглавляет генеральный директор, нанятый учредителями. Учредителями выступят: Локунев Николай Васильевич, Чистова Дарья Сергеевна и Силкин Юрий Владимирович. Генеральный директор организует всю работу Общества и несет полную ответственность за его текущую деятельность.
В составе основных средств находятся свиноферма и другие помещения, оборудование, грузовики. В составе оборотных средств находятся корм, хозяйственный инвентарь, подстилка, молодняк животных. Общество отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом; имеет расчетные, текущие счета (расчетный счет 1549306589644 в СКАБанке). Банковские реквизиты: корреспондентский счет 37654872 БИК 26596389, ИНН 753658964.
Бухгалтеросуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств. Онявляется материально-ответственным лицом, следит за работой и правильным ведением документации. Бухгалтер должен организовать и осуществлять бухгалтерский учет, проверять достоверность получаемой информации, контролировать соблюдение законности при расходовании денежных и материальных ресурсов. Осуществляет учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств и своевременное отражение на соответствующих бухгалтерских счетах операций, связанных с их движением, а также учет издержек производства и обращения, исполнение смет расходов. Образование высшее, знание навыков бухгалтерского учета в сельском хозяйстве. Опыт работы от 2-х лет.
Численность производственного персонала (таблица 8) будет определяться исходя из функциональной целесообразности.
Таблица 8 - Численность персонала
Специальность | Количество, чел. | Заработная плата в месяц, руб. |
1. Генеральный директор | ||
2. Бухгалтер | ||
3. Менеджер по продажам | ||
4. Свиновод | ||
5. Ветеринар | ||
6. Механик-наладчик | ||
7. Работник цеха убоя | ||
8. Водитель | ||
9. Охранник | ||
10. Продавец | ||
Итого | 169,5 |
Система оплаты труда будет построена на основе должностных окладов и зависит от величины фактически отработанного времени и достижения конечных результатов деятельности предприятия.
Финансовый план
Себестоимость продукции включает переменные и условно-постоянные затраты. Переменные затраты - затраты, которые напрямую зависят от объемов производства. К указанным затратам относятся корма для животных и покупка молодняка. Условно постоянные затраты включают расходы, которые не зависят от объемов производства.
Таблица 9 - Калькуляция переменных затрат на продукцию
Год | Переменные затраты по месяцам, тыс. руб. | Итого | |||||||||||
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | ||
490,3 | 783,1 | 1057,6 | |||||||||||
1754,8 | 1974,4 | 2180,3 | 2427,4 | 2427,4 | 2427,4 | 2427,4 | 2427,4 | 2427,4 | 2427,4 | 2427,4 | 2427,4 | 27756,1 | |
2795,1 | 3014,7 | 3220,6 | 3467,6 | 3467,6 | 3467,6 | 3467,6 | 3467,6 | 3467,6 | 3467,6 | 3467,6 | 3467,6 | 40238,8 |
Таблица 10 - Калькуляция условно-постоянных затрат на продукцию, тыс. руб.
Статья затрат | 2012г. | 2013г. | 2014г. | |||||||||||
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | |||
Оплата труда | 139,5 | 139,5 | 139,5 | 139,5 | 169,5 | 169,5 | 169,5 | 169,5 | 169,5 | 169,5 | 169,5 | 169,5 | ||
Связь | ||||||||||||||
ГСМ (текущие) | 13,5 | 13,5 | 13,5 | 13,5 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 13,5 | 13,5 | 13,5 | 169,5 | 169,5 |
ПФ (14%) | 19,5 | 19,5 | 19,5 | 19,5 | 23,7 | 23,7 | 23,7 | 23,7 | 23,7 | 23,7 | 23,7 | 23,7 | 284,4 | 284,4 |
Отчисления в соц. фонды | 36,4 | 36,4 | 36,4 | 36,4 | 44,2 | 44,2 | 44,2 | 44,2 | 44,2 | 44,2 | 44,2 | 44,2 | 499,2 | 499,2 |
Электричество | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 22,6 | 22,6 | |||||
Водоснабжение | 1,7 | 1,7 | 1,7 | 1,7 | 1,9 | 1,9 | 1,9 | 1,9 | 1,9 | 1,7 | 1,7 | 1,7 | 21,4 | 21,4 |
Канцелярия | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 14,4 | 14,4 |
Амортизация ОФ | 47,1 | 47,1 | 47,1 | 47,1 | 47,1 | 47,1 | 47,1 | 47,1 | 47,1 | 47,1 | 47,1 | 47,1 | 565,2 | 565,2 |
Спецодежда и хоз. расходы | ||||||||||||||
Итого | 267,7 | 267,7 | 267,7 | 267,7 | 311,6 | 311,6 | 311,6 | 311,6 | 311,6 | 309,7 | 309,7 | 309,7 | 3574,7 | 3574,7 |
Таблица 11 - Калькуляция себестоимости продукции ОАО "Хрюша", тыс. руб.
Затраты | 2012г. | 2013г. | 2014г. | |||||||
Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | |||
Переменные затраты | 27756,1 | 40238,8 | ||||||||
Условно-постоянные затраты | 557,6 | 367,8 | 311,9 | 300,6 | 311,6 | 311,6 | 311,1 | 310,6 | 3574,7 | 3574,7 |
Себестоимость | 1944,6 | 1754,8 | 1698,9 | 1687,6 | 1698,6 | 1698,6 | 1698,1 | 1697,6 | 31330,8 | 43813,5 |
Так как затраты начинаются по данному проекту с января 2012 года, а первые поступления выручки от продаж только в мае, необходимо отметить потребность в оборотных активах. Из таблицы 9 и таблицы 10 видно, что потребность в оборотных активах на производство на первоначальном этапе составляет 4788,8 тыс. руб.
ОАО "Хрюша" занимается разведением свиней и реализацией продукции свиноводства. Указанный вид деятельности является рентабельным. Свиноводство относится к сельскохозяйственным видам деятельности, поэтому в расчетах используется единый сельскохозяйственный налог (6 %), помимо которого уплачивается обязательно отчисления в пенсионный фонд и в социальные фонды. Данные налоги входят в состав постоянных затрат.
Таблица 13 - Формирование денежного потока
Наименование показателя | 2012г | 2013г | 2014г |
Выручка от продаж (нетто - без НДС), тыс. руб. | 25822,7 | 57337,4 | 86674,9 |
Себестоимость произведенной продукции, тыс. руб. | 13878,8 | 31330,8 | 43813,5 |
Валовая прибыль, тыс. руб. | 11943,9 | 26006,6 | 42861,4 |
Амортизация НМА и ОС, тыс. руб. | 565,2 | 565,2 | 565,2 |
Прибыль от продаж (прибыль до выплаты налогов и процентов) | 11943,9 | 26006,6 | 42861,4 |
Чистая прибыль до уплаты сельскохозяйственного налога | 11943,9 | 26006,6 | 42861,4 |
Сельскохозяйственный налог (6%) | 716,6 | 1560,4 | 2571,7 |
Налог на имущество (2,2% от балансовой стоимости имущества) | 183,1 | 183,1 | 183,1 |
Земельный налог (1,5% от кадастровой стоимости земли) | 9,2 | 9,2 | 9,2 |
Чистая прибыль | 11035,0 | 24253,9 | 40097,4 |
Таблица 14 - Расчет экономической эффективности
Наименование показателя | 2012г | 2013г | 2014г |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 11035,0 | 24253,9 | 40097,4 |
Амортизация, тыс. руб. | 565,2 | 565,2 | 565,2 |
Чистый текущий доход, тыс. руб. | 11600,2 | 24819,1 | 40662,6 |
Рентабельность, % | 79,5 | 77,4 | 91,5 |
Капитальные вложения, тыс. руб. | |||
Срок окупаемости инвестиций | 15 месяцев |
Оценка рисков.
Все основные риски перечислены в таблице 15.
Таблица 15 - Возможные риски ОАО "Хрюша"
Возможные риски | Влияние на ожидаемую прибыль | Меры по снижению влияния риска |
1. Экономические риски связаны с неплатежеспособностью потребителя, неустойчивостью спроса, снижения цен конкурентами. | Уменьшение дохода | Постоянная работа с клиентами, совершенствование товара, гибкая ценовая политика, повышение качественных параметров продукции |
2. Заболеваемость животных | Увеличение текущих затрат | Профилактика заболеваний |
3. Природно-климатические риски (пожар, засуха, наводнение, не урожайность) и, как следствие, увеличение цен на корма | Увеличение затрат | Заключение долгосрочных договоров на покупку кормов, установление в контракте фиксированных цен на длительное время |
4. Производственный риски | Снижение доходности | Четкое календарное планирование работ, лучшая организация проводимых работ |
5. Финансовый риск | Снижение дохода | Основная мера по снижению риска заключается в разработке инвестиционно-финансовой стратегии, целью которой является попадание в зону прибыльного функционирования. |
При анализе рисков можно выявить то, что на эффективность работы ОАО "Хрюша" влияет множество факторов. Одним из самых важных является заболеваемость животных, которая может привести к их падежу.
Литература
1. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред.В.М. Попова и С.И. Ляпунова. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 672 с. - 3 экз.
. Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.
. Бизнес-план инвестиционного проекта - М.: Финансы и статистика, 2005.
. Бизнес - план инвестиционного проекта - Под ред. Иванниковой И.А. - М.: Экспертное бюро", 2005г.
.В.П. Галенко, Г.П. Самарина, О.А. Страхова. Бизнес-планирование предприятия в условиях открытой экономики. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 288с. - 10 экз.
. А.В. Лазарев. Бизнес - планирование как форма экономического управления. Учебник.М. 2000г.
. Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатина Н.А. Управление организацией. Учебник. - М.: Инфра-М, 2007. - 667с. - 5 экз.
. Попов В.М. Деловое планирование. Методы, организация, современная практика. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 365с. - 5 экз.
. Васильев А.В. Бизнес-планирование инвестиционных проектов: Учеб. пособие / Санкт-Петербургский гос. электротехнический ун-т "ЛЭТИ". - СПб.: Издательство СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2008. - 64с.
. Висящев В.А. Бизнес-планирование: теория и практика. - 3. изд. испр. и доп. - Донецк: ООО "Норд Компьютер", 2009. - 412с.