Путешествие в века.
I. “Откуда есть пошла…”
К § 8. Как жили наши предки в далеком прошлом
1. Ответьте на вопросы:
- Когда впервые люди поселились на наших землях? Когда здесь поселились славяне-кривичи?
- Как вы думаете, почему жилища, огороды, пастбища и поля у наших предков располагались близко друг от друга?
- Чем городище отличалось от селища?
- Чем занимались наши предки?
- Как вы думаете, почему древние псковичи создавали святилища в труднодоступных местах?
2. Опишите, как выглядели первые поселения.
3. Попробуйте составить меню на один день древнейшего жителя Псковского края.
4. Выясните есть ли в вашей местности древнее селище, городище или святилище.
5. Запомните и объясните слова: селище, городище, святилище, ремесло.
К § 9. Основание Пскова
1. Ответьте на вопросы:
- Как и почему древнее поселение у слияния двух рек Великой и Псковы превратилось в город?
- Чем внешний вид города Пскова отличался от древнего селища?
- Как изменилась жизнь псковичей?
- Как вы понимаете смысл поговорки «Где Святая Троица тут и Псков?» Какие еще поговорки, посвященные Пскову и псковичам вы знаете?
2. Вставьте пропущенные слова и у вас получится письмо юного псковича жителю другого древнерусского города, например Новгорода или Изборска о том, как вы живете, чем занимаетесь, что видите вокруг.
Пишет тебе__________________________, из ________________________.
Жизнь наладилась. Открылись лавки на ________,приехали купцы из ________________________________________________________________.Они покупают у нас ______________________________________________________________,
а продают _______________________________________________________________________.
Но торговать с иностранцами могут не все, а только самые знатные городские купцы - гости.
|
Мой отец - знаменитый ________. Один из заграничных торговцев закупил у него две ладьи _______________________________. А заодно рассказал, что опасной стала дорога до города - суда грабят разбойники. Но его Бог миловал.
Наш князь не имеет много воли. За всеми делами его следит общий сход - ______. Там же его и выбирают.
А вчера водил меня отец в Кремль. Там стоит ________________________, построенный нашими мастерами из _____________________ Он возведен по указу Великой киевской княгини __________. Оказывается, княгиня родилась ___________________.
Пишу тебе на ___________________, так как другой материал дорог.
3. Составьте план рассказа «Основание Пскова».
4. Чтобы вы еще хотели узнать о древнейшей истории нашего областного центра? Придумайте вопросы, задайте их своим товарищам, поищите ответы на них в других книгах.
II. Псков – форпост новгородской земли
К § 10. Младший брат Господина Великого Новгорода
1. Ответьте на вопросы:
- Почему Псков называли форпостом и Младшим братом Господина Великого Новгорода?
- Что изменилось на Псковской земле в 11 – 13 веках?
- Какие исторические источники позволили ученым узнать о том, что происходило на Псковской земле в 11 – 13 веках? Кто из участников путешествия изучал эти источники?
2. Напишите от имени жителя псковского пригорода письмо псковичу с описанием тех изменений, которые произошли в вашем поселении в эпоху, описанную в рассказе.
К § 11. На страже рубежей новгородской республики
1. Ответьте на вопросы:
- С каким врагом пришлось сражаться псковичам в 13 веке?
- Что привлекало врагов на Псковскую землю?
- Кого из псковских полководцев 13 века вы знаете?
|
- Какие военные хитрости помогали им побеждать врагов?
2. Составьте рассказ о Ледовом побоище.
3. Расскажите о вооружении русских воинов 13 века, используя иллюстрации параграфа.
4. Запомните и объясните слова: князь, рать, форпост.
III. Господин Псков
К § 12. Город и горожане. Торговля и ремесло
1. Используя иллюстрации, текст данного и предыдущих рассказов, ответьте на вопросы:
- Какие вопросы чаще всего решались на псковском вече?
- Почему псковичи не позволяли князю управлять жизнью Псковской земли?
- Почему посадника чаще всего избирали из бояр или купцов?
- Что продавали псковские крестьяне, купцы и ремесленники на Торге?
- Что покупали у русских и заморских купцов псковичи?
- Как вы думаете, почему иностранцев не пускали в город?
2. Нарисуйте те товары старинного псковского Торга, которые можно увидеть на современных рынках.
3. Составьте план рассказа «Город и горожане. Торговля и ремесло».
4. Напишите письмо от имени иностранного купца (псковского крестьянина, купца, ремесленника, ребенка – на выбор) о том, что вы могли бы увидеть и узнать, если бы попали в город Псковской земли.
К § 13. Жизнь и быт крестьян. Традиционная русская культура
1. Ответьте на вопросы:
- Как вы думаете, почему у рассказа такое название?
- Как вы думаете, почему большинство населения Псковского края в прошлом и в наше время составляют сельские жители?
- Какие крестьянские обычаи и традиции, появившиеся в старину, сохранились до наших дней? Как вы думаете, почему? Обоснуйте свою мысль.
- Какие слова, использованные в рассказе, не употребляют в современной речи? Почему?
|
2. Составьте план рассказа «Жизнь и быт крестьян. Традиционная русская культура».
3. Составьте меню крестьянской семьи на один день. Чем оно отличается от меню древнейших жителей Псковской земли?
4. Дорисуйте сюжеты, опираясь на текст рассказа.
5. Попробуйте составить отчет о путешествии в жизнь и быт крестьян от имени любого из научных сотрудников вашей экспедиции?
К § 14. Народные праздники, игры и забавы.
1. Узнайте у родителей, из книг или календарей, когда празднуются в этом году Рождество, Крещение, Троица, Масленица, Пасха. Когда их праздновали в прошлом году? Что ты заметил?
2. Ответьте на вопросы:
- Какие праздники больше всего любят в твоей местности? Почему?
- Какие из описанных праздничных обычаев у вас сохранились, а какие нет? Как ты думаешь, почему?
3. Узнайте у своих родных, соседей, какие еще праздничные песни, игры, блюда сохранились в вашей местности до сегодняшнего дня. Запишите их. Попробуйте сыграть в одноклассниками.
4. Нарисуйте картинку на тему «Народные праздники и забавы в Псковском крае».
5. Какой праздник изображен на картине?
К § 15. Монастыри и монахи в Псковском крае
1. Ответьте на вопросы:
- Что такое монастырь? Для чего, как вы думаете, их создают?
- Почему люди посещают монастыри?
- Из каких зданий состоят монастыри?
- О каких монастырях, описанных в рассказе, вы уже что-то знали? Какую новую информацию о них получили из текста?
- С какими православными обителями вы впервые познакомились, прочитав параграф? Какие из них заинтересовали вас больше всего? Почему?
- Нужно ли совершать экскурсионные поездки в монастыри? Почему?
- Как вы думаете, какие из псковских монастырей наиболее активно посещаются туристами?
2. Практически все монастыри Псковской земли огорожены мощными стенами. Как вы думаете почему? Свой ответ представьте в виде рисунка
3. Дополните текст параграфа рассказом о тех монастырях вашей местности, которые в нем не описаны.
4. Каких ученых необходимо взять с собой для экскурсии в монастырь?
К § 16. Присоединение Пскова к Москве
1. Ответьте на вопросы:
- Когда Псковская земля была присоединена к Москве?
- Почему произошло это событие?
- Как псковичи восприняли присоединение Пскова к Москве? Какие слова из текста подтверждают вашу точку зрения?
- Кто такой юродивый Николка? Как ему удалось спасти псковичей и город от разорения?
- Почему после присоединения к Москве стены псковских крепостей еще более укрепили?
2. Известный поэт 19 века Ф. Глинка написал стихотворение, впоследствии ставшее романсом. В нем есть такие слова:
Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой.
Что за колокольчики упомянул автор?
3. Напишите письмо от имени юного псковича своему другу в Москву о событиях 1571 г. Мог ли быть вашим московским адресатом пскович? Почему?
IV. Псковская земля – форпост России
К § 17. «Псков у России правая рука»
1.Ответьте на вопросы:
- Как вы думаете, почему параграф назван «Псков у России – правая рука»? Какое другое название можно ему дать?
- Какие новые крепости появились на карте Псковской земли в 16 – 17 веках? Найдите эти места.
- Какие новые крепостные сооружения были построены в старых крепостях? Зачем?
3. Нарисуйте те археологические находки, которые чаще всего находят ученые на раскопках, добираясь до слоев 16 – 17 веков. Почему вы нарисовали именно эти вещи?
4. Обведите оружие, которое, как вы считаете не использовали в 16 – 17 веках русские воины.
1. 2. 3. 4.
5. Оружие под № 4 (задание 4) называлось «совня». Как вы думаете
почему? Кто из ученых может вам помочь ответить на этот вопрос?
6. Запомните, что означает слово бастион.
К § 18. «Повесть о прихожении Стефана Батория …»
1. Ответьте на вопросы:
- Почему польский король направил свои войска на Псковскую землю?
- Как псковичи подготовились к встрече врагов?
- Какие военные хитрости и героические поступки позволили псковичам отстоять родную землю?
2. Докажите, что стихотворение, помещенное в начале рассказа, посвящено событиям обороны Пскова от войск Стефана Батория.
3. Нарисуйте один из эпизодов борьбы псковичей против польских войск.
К § 19. Нашествие Густава-Адольфа
1. Составьте план рассказа «Нашествие Густава-Адольфа».
2. Ответьте на вопросы:
- Изучение каких исторических источников позволило ученым узнать о борьбе псковичей с войсками шведского короля?
- Как вы думаете, какие археологические находки нашли археологи на местах ожесточенных сражений.
К § 20. «Гроза 12 – го года»
1. Ответьте на вопросы:
- Каким образом Псковская губерния участвовала в борьбе россиян против нашествия Наполеона?
- Кто из ученых – участников нашего путешествия – может оказать вам помощь в изучении вклада Псковской земли в победу России в Отечественной войне 1812 года? Может нужно расширить состав экспедиции? Кого вы могли бы еще включить в команду?
2. Составьте свою галерею портретов «Псковичи – герои Отечественной войны 1812 года». Подготовьте и проведите воображаемую экскурсию по экспозиции.
3. Как вы думаете, каким образом можно увековечить память псковичей, прославивших родную землю и себя в борьбе с Наполеоном?
4. В 2008 году г. Великие Луки и в 2010 году г. Пскову Указом Президента РФ присвоение звания «Город воинской славы». Какие события из истории наших городов стали основой для этого решения?
5. 20 июля 1812 года. В местечке Сеньково возле Великих Лук был заключен Договор между Россией и Испанией о дружбе, союзе и сотрудничестве и "твердой решимости вести победоносную войну с общим врагом - императором Франции. 0ни обещают с этого момента искренне содействовать всему, что может быть полезно той или другой стороне". Как можно увековечить это важное событие, происшедшее на Псковской земле?
V. Псковский край в 19 – 20 вв.
К § 21. Как и чему учили в Псковских школах
1. Ответьте на вопросы:
- Было ли похоже в 19 веке обучение мальчиков и девочек? Обоснуй свой ответ словами из рассказа.
- Чем отличалось обучение в старых псковских школах от того, как и чему учат в школах Псковской области сегодня?
- Какие традиции псковских школ сохранились до сегодняшнего дня? Как вы думаете, почему?
- Как вы думаете, отличалось ли содержимое портфелей псковских школьников 19 века от того, что есть в ваших сумках? Что вам необходимо узнать для ответа на этот вопрос? Кто может помочь найти ответы? Воспользуйтесь помощью работников музея, родителей, книг.
- Нужна ли школьная форма современным ученикам? Обоснуйте свою мысль, подтвердите ее примерами из рассказа.
2. Используя иллюстрации, составьте рассказ об учебном дне юного псковича 19 – начала 20 века.
К § 22. Дворянская усадьба.
1. Ответьте на вопросы:
- Что такое дворянская усадьба?
- Как вы думаете, почему именитые петербургские и московские дворяне имели усадьбы в Псковском крае?
- Можно ли считать дворянские усадьбы дачами, т.е. местами отдыха столичных богачей?
- Какие строения находились на дворянской усадьбе?
- Как вы думаете, для чего на усадьбе создавался парк?
- Что необычного могли увидеть в парке гости хозяина?
- Как вы думаете, почему дворянские усадьбы в 20 веке были разрушены?
- Почему сейчас активно идет восстановление знаменитых дворянских усадеб псковской области? Как вы думаете, что на их территории можно разместить?
2. Попробуйте составить список людей (профессий), которые были необходимы дворянам для жизни в усадьбе.
3. Составьте рассказ об одном дне дворянского (крестьянского) ребенка, живущего в усадьбе. Нарисуйте иллюстрацию к своему рассказу.
4. Найдите на карте Псковской области те районные центры или населенные пункты, рядом с которыми расположены дворянские имения, описанные к тексте параграфа.
К § 23. Первый на Псковщине…
1. Ответьте на вопросы:
- Какие события, представленные в рассказе, не относятся к эпохе 19 – 20 века? В какие разделы их было бы более правильно поместить?
- Как вы думаете, почему в Пскове долго не было мостов, а первый был «плавучим»?
- Как вы думаете, в каких газетах, журналах, книгах могли появиться подобные сообщения? Нарисуйте страничку такого издания.
- Какие знания о жизни псковичей в первой половине 19 века можно получить из газетных материалов?
2. Изучите материалы рассказа и подумайте, на какие группы можно разделить информацию.
3. Вспомните, какие еще сведения из изученных вами рассказов можно включить в раздел «Впервые на Псковщине».
К § 24. «Священная война»
1. Ответьте на вопросы:
- Была ли подготовлена Псковщина к Великой Отечественной войне? Какими словами из параграфа вы можете подтвердить свою точку зрения?
- Какие подвиги советских людей, совершенные на Псковской земле или псковичами, вам запомнились? Узнайте, помнят ли об этих героях ваши родные и друзья. Если нет, то расскажите им об этих людях.
- Как Россия оценила вклад псковичей и великолучан в победу над нацистской Германией?
- Что такое партизанский край? Как партизаны помогали бороться армии с врагом?
2. Знаете ли вы как связан с Псковским краем человек, изображенный на марке? Найдите в дополнительной литературе историю его подвига и расскажите одноклассникам.