Функции стратегического контроллинга




1. Анализ плановых пропорций развития активов и пассивов, темпов экономического роста и соотношения долговых обязательств

2. Мониторинг за динамикой изменения внешних и внутренних условий и ограничений, лежащих в основе стратегических планов

3. анализ и выявление позитивных и негативных тенденций для своевременной корректировки плановых затрат

4. анализ и оценка экономичности и эффективности принимаемых стратегических решений

5. оценка и анализ реализации этапов стратегических планов на основе текущей деятельности

6. подготовка материалов анализа для информировании высшего руководства и корректировки решений

 

10) Составляющие процесса планирования при проектировании системы стратегического планирования компании

При проектировании системы стратегического планирования компании нужно учитывать следующие составляющие элементы процесса планирования:

- анализ внешней среды

- формирование целей предприятия

- увязка целей верхнего уровня с целями функционального и линейного уровня

- взаимосвязь и характер участия в плановом процессе руководителей различных уровней

- взаимосвязь с выделенным бюджетом

 

11) Основные положения: этапы планирования ресурсов, исходные данные в процессе планирования, виды текущих планов

Реализация любой стратегии требует выполнения определенных тактический плановых решений в относит короткие сроки, поэтому стратегическое план-е должно подкрепляться тактическим, текущим или оперативным план-ем.

Текущее план-е охватывает годовой период, оперативное в зависимости от вида деятельности и от масштабов (неделя, декада, месяц редко)

Основой составления всех планов явл-ся конкретные задачи, которые определяются в натуральном и стоимостном выражении.

Основными показателями для план-я явл-ся показатели рынка. Узловые в системе плана являются план производства, сбыта, прибыли и финансов. Деят-ть любого предприятия невозможна без планирования ресурсов. Ресурсы, которые можно разделить на 4 вида: ресурсы, средства производства, сырья и др. виды поставок и услуг, кадры.

На 1м этапе план-я ресурсов нужно установить количество и вид требуемых ресурсов на каждый год планируемого периода, затем анализируется соответствие потребности (в материалах) с возможностями поставщиком.

На 2м этапе план-я ресурсов вырабатываются решения по недостающим ресурсам или избыточным.

На 3м этапе проводится распределение ресурсов по целевым программам и оценка балансов ресурсов.

Исходными данными в процессе план-я являются

- совокупность сведений о внешней среде,

- информация о конкуренции,

- состояние производственной среды,

Совокупность текущих планов (текущие планы по направлению тек деят-ти включает след-щие виды планов:

- план маркетинга

- план товарооборота

- план по сбыту и рекламе

- план производства

- план материально-технического обеспечения

- план издержек

- план по прибыли и рентабельности

- финансовый план

- инвестиционный план

 

 

План маркетинга: цели, стратегические направления, классификации

Выбор стратегии и формирование плана маркетинга должно осущ-ся исходя из целей и задач предприятия. Цели должны носить стратегический характер

План мар-га представляет собой комплекс планируемых мероприятий, направленных на

- выявление потребностей рынка,

- информирование клиентов о возможностях фирмы по удовлетворению их потребностей в тех или иных товарах,

- установление каналов сбыта и продвижение товара или услуг

- установление ценовых диапазонов в зависимости от принятой стратегии

- заключение договоров о поставках товара.

Стратегические направления плана маар-га:

· Разработка схемы распространения товаров

· Ценообразование (разработка методики определения цен на товары или услуги, определение ожидаемого уровня рентабельности на вложенные средства)

· Разработка рекламной стратегии (бюджет, средства, методы организации рекламы, величина необх-х средств)

· Организация послепродажного обслуживания (сервис, величина необх-х финн средств)

· Формирование общественного мнения о фирме и ее товарах

· Методы стимулирование сбыта

Планы маар-га классифицируется:

- По длительности

- По масштабу (может быть для отдельного продукта, региона, группы потребителей)

- По методы разработки плана М (снизу вверх, сверху вниз)

 

 

План маркетинга: основные этапы работы при формировании, элементы, три группы факторов, показатели-индикаторы эффективной работы по маркетингу

Процедура формирования ПМ включает основные этапы работы:

1. Анализ текущей ситуации на рынке и прогноз дальнейшей динамики

2. Постановка текущей общей задачи поведения на рынке с учетом ограничений и воздействующих факторов

3. Разработка программы маркетинга с четом стратегии предприятия и установленных целевых показателей на планируемый период

4. Анализ возможностей обеспечения программы маркетинга всеми видами ресурсов

5. Формирование и утверждение ПМ

6. Разработка механизма организационно-финансового сопровождения и контроля Плана М-га

7. Организация выполнения плана и введение корректировок

8. Анализ реализации и оценка эффективности плана м-га

В плане м-га должны быть следующие элементы:

- Перечень товарной продукции, предлагаемой потребителю,

- Ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товара

- Объем товарооборота в стоимостном выражении и в текущих ценах

- Время обращения товара

- Однодневный объем товарооборота

- Цена продукции

- Каналы сбыта выпускаемой продукции

- Способы организации рекламной кампании

Основой разработки ПМ должны являться результаты анализа трех групп факторов, характеризующих сам товар, положение предприятия и рынок

1. Факторы, влияющие на сбыт продукции

· отличие цены товара от цены конкурирующих товаров

· сравнительный уровень качества товара по отношению к аналогам

· наличие косвенной пользы товара для потребителя

· степень зависимости товара от инструкции по эксплуатации

· уровень платежеспособного спроса на товар

2. Факторы, характеризующие положение (имидж) предприятия

· доля предприятия на рынке сбыта

· давление конкурентов

· уровень финансовых средств, выделенных для маркетинга

· способность к интенсивному обновлению продукции

· имидж предприятия

3. Факторы рынка, влияющие на сбыт

· емкость

· эластичность спроса

· возможность оптовой торговли

· объемы товарооборота конкурентов

· распределение сегмента рынка

Показатели-индикаторы эффективной работы по маркетингу:

- товарооборот к количеству заказов (т.е. разделить)

- т-об к количеству работников

- т-об к объему готовой продукции

- т-об к числу рекламаций

- т-об к количеству клиентов

- стоимость заказов к количеству клиентов на складе

 

 

14) План по сбыту и рекламе: группировка анализа внутрифирменных данных по позициям, дополнительная информационная база, основные показатели плана по сбыту

Результаты м-га являются основой для принятия плановых решений о сбыте. Проводится анализ внутрифирменных данных за прошлые года, эта статистика группируется по позициям:

- товары и группы товаров (услуг)

- торговые районы и районы представителей

- группы покупателей

- количество и частота заказов

- каналы сбыта

Для разработки плана сбыта нужна доп-я инф база:

- расчет ожидаемого спроса на продукцию и оборот продаж

- данные о длительности одного оборота

- стоимость продаж

- цены на продукцию (собственные и рыночные)

- отклонения плановых и фактических показателей за прошлый год

Анализ данных позволяет определить группы товаров с растущим спросом, нейтральным спросом (постоянным), с падающим спросом.

Основные показатели плана по сбыту:

- объем продаж и объем реализации в стоимостном и натуральном выражении

цена на продукцию (собственная и конкурентная)

- сроки поставок

- условия платежа

- скидки

 

 

15) План по сбыту и рекламе: условия планирования рекламы, основные функции рекламы, типовой состав действий рекламы, способы определения рекламного бюджета

Годовой план по сбыту детализируется по кварталам, месяцам и неделям и прямо воздействует на планирование производства и расчет ожидаемой прибыли. План по сбыту формируется одновременно с планированием рекламы.

При план-и рекламной деят-ти необходимо учитывать (условия планирования рекламы):

· цели рекламы

· положение товара (по отношению к потребителям и конкурентам)

· объект и содержание рекламы

· рекламный бюджет

· способы рекламы

· сроки и частота повторения рекламы

· контроль за эффективностью рекламы

План рекламных мероприятий должен быть ориентирован прежде всего на расширение сбыта продукции и на повышение престижа предприятия. При планировании рекламной деятельности необходимо предусмотреть выполнение основных функций рекламы:

· способствовать появлению потребности в товаре (создавать спрос)

· давать потребителям необходимую информацию о товаре

· обеспечивать каналы сбыта

· поддерживать и расширять достигнутый объем сбыта

· повышать доверие к товару и к его изготовителю

· учитывать потребности покупателя

· создавать определенный образ (имидж) товара

Типовой состав действий рекламы:

- рекламные мероприятия по срокам и месте проведения

- план участия в выставках и экспозициях

- Планы специальных рекламных компаний

- сводный план с учетом денежных средств и времени проведения

- рекламный бюджет

Способы определения рекламного бюджета:

1. Определение процента с оборота. Преимущества:

· постоянного имеется определенная сумма на рекламу

· метод заставляет руководство учитывать взаимосвязь между издержками по рекламе, продажной ценой товара и суммой прибыли в расчете на товарную единицу

· способствует поддержанию конкурентной стабильности в такой мере, что фирмы-конкуренты тратят на рекламу примерно один и тот же процент

2. Оценки средств, запланированных конкурентами. Более простой по сравнению с первым.

3. Метод оценки собственных запланированных рекламных средств. Наиболее хорош. Требует, чтобы бюджет рекламы определялся на основе выработки конкретных целей, определение задач, который нужно решить для достижения цели, оценки затрат на решение этих задач. Преимущества: требует от руководства более четкого представления о взаимосвязи: затратами, рекламными контактами, регулярного использования товара

 

 

16) Планирование материальных ресурсов: цель и основы разработки плана, задачи плана по ресурсам, методы нормирования расхода материалов

Цель разработки плана: обеспечить функционирование производства материальными ресурсами в соответствии с плановым заданием.

Основы разработки плана:

- производственная программа

- нормы и нормативы расхода сырья

- остатки материальных ресурсов на складе на начало и конец периода

- информация по ценам на все виды ресурсов

- план мероприятий по экономии материальных ресурсов

Задачи плана по ресурсам:

1. Обеспечить количественное соответствие потребности в материальных ресурсах планируемому объему производства

2. Согласовать календарные сроки поступления материалов со сроками запуска их производства

3. Обеспечить необходимую номенклатуру и качество материальных ресурсов

4. Осуществлять оптимальное управление запасами ресурсов

Норма – максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалы для изготовления единицы продукции или выполнении работы установленного качества.

При нормировании расхода материалов используются методы:

1. Расчетно-аналитический (на основе технологической документации, технологических маршрутов)

2. Опытно-экспериментальный (измерение расходов материалов в лабораторных и производственных условиях)

3. Отчетно-статистический (на основе отчетных данных при укрупненных расчетах потребностей)

 

 

17) План производства: основы разработки и составляющие плана, систематизация продукции, виды продукции при планировании, показатели производственной программы.

Разработка плана производства в рыночных условия является ведущей задачей комплексного планирования, т.к. план П определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений фирмы.

Основой разработки плана производства является:

- ожидаемый спрос на продукцию

- производственные мощности выпуска каждого вида продукции

- возможности обеспечения материальными ресурсами

- потенциальные возможности технической и технологической базы

- оценка кадрового потенциала

План п-ва включает:

1. Перечень, номенклатуру, краткая характеристика продукции, планируемой к выпуску, количество в натуральном, стоимостном выражениях, условно натуральных трудовых показателях

2. Состав промышленных услуг, предоставляемых другим организациям

3. Объем незавершенного производства по планируемым периодам

При разработке плана придерживаются следующей систематизации продукции:

- Основные изделия

- Экспортная продукция

- Новая продукция

- Заказные изделия

- Товары народного потребления

- продукция из материалов заказчика и прочая продукция

При планировании различают продукцию:

1. товарная – продукция, изготовленная для реализации потребителям, полностью укомплектованная и соответствующая техническим характеристикам и требованиям стандартов заказчиков, требования потребителя. В состав товарной продукции включается основная продукция, услуги промышленного характера, полуфабрикаты, поставляемые в порядке кооперирования другим организациям, работы по разным заказам и т.д. ТП рассчитывается на момент составления плана как в действующих ценах, так и в оптовых ценах.

2. реализованная – товарная продукция, поставленная заказчику или потребителю и оплаченная им. Объем реализованной продукции Nреал = Nтоварная прод + (Nостаток тов на начало – Nостаток тов на конец)

3. валовая – вся продукция, произведенная предприятием за определенны период времени независимо от степени ее готовности. В состав валовой продукции включается стоимость всех готовых изделий и полуфабрикатов и стоимость изменение незавершенного производства. Nв = Nт + (Wк – Wн). Валовая прод измеряется только в ценностном выражении в неизменных оптовых ценах и никогда не измеряется в натуральных единицах. Незавершенное производство – продукция разной степени готовности. Ее величина может быть определена по стоимости или по трудоемкости

- по стоимости: Wст = Nсреднедневной выпуск продукции *Тдлит произв цикла*Sплановая с/с * коэффициент нарастания затрат kнз

- по трудоемкости: Wтр = Nдн среднедневной выпуск прод * Тдлит цикла * tн трудоемкость * коэффициент готовности kг

· чистая – вновь созданная стоимость на данном предприятии, определяется как разница между ценой предприятия (оптовая цена) и суммой материальных затрат и амортизации.

· Внутризаводской оборот – продукция, которая производится и используется непосредственно внутри данного предприятия

· Валовой оборот = валовая продукция + внутризаводской оборот

Производственная программа служит исходной базой для расчет таких осн показателей, как численность рабочего состава и всех работающих по категориям, специальностям и квалификациям, потребность в новом оборудовании, загрузка существующего оборудования и производственных площадей, уровень производительности труда, потребность в материалах и т.д. Разработка производственной программы идет с конца (обратный ходу технологического процесса).

Показатели производственной программы:

1. планируемая загрузка оборудования

2. пропускная способность – объем работ в часах, котрый может быть выполнен на имеющимся оборудовании

3. коэффициент загрузки Кзагр = Qзагр.об. / Роб *100%

4. Производственная мощность рассчитывается по действующим или проектным нормам выработки производительности оборудования или использования площадей трудоемкости изделий и совершенной организации труда.

5. Макс. возможный выпуск продукции за определенный период времени

6. выходная мощность, которая определяется

7. Среднегодовая мощность:

8.

9.

 

18) Анализ выполнения плана производства: направления, цель. Факторы планирования издержек производства. Три основные группы затрат.

 

Анализ выполнение плана производства осуществляется по:

· Сопоставление фактических и плановых показателей по объемам товарной, реализованной и валовой продукции

· Анализ состава номенклатуры продукции

· Анализ ритмичности выпускам продукции

· Анализ использования производственных мощностей, площадей и загрузки оборудования

· Анализ незавершенного производства

· Анализ качества продукции

Анализ осуществляется для выявления причин и отклонения от плановых показателей, выявление негативных и позитивных тенденций планов развития, определение резервов и путей их использования и по результатам анализа производится корректировка плана.

Планирование издержек производства. Задача: разнесение затрат по разным направлениям: товары и услуги, производственные операции, функциональные отделы предприятия.

Все затраты укрупненно можно разделить:

- Материалы

- Затраты рабочей силы

- Накладные расходы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: