1. Современные требования к планированию.
2. Современные принципы планирования.
3. Инновационные и традиционные подходы к технологии планирования.
4. Сравнительная характеристика разных вариантов содержания и оформления календарных и перспективных планов.
5. Специфика планирования процесса формирования элементарных математических представлений у детей в разных возрастных группах.
6. Формы учета работы.
1. Современные требования к планированию.
Цель планирования
Обеспечить выполнение «Учебной программы дошкольного образования» в УДО.
Основная функция планирования — обеспечить системность и качество образовательного процесса, преемственность в развитии и образовании на разных ступенях дошкольного возраста, а также внутри каждой возрастной группы. Планирование позволяет целенаправленно и систематически распределять программные задачи и содержание по времени и в соответствии с логикой их освоения детьми.
Принципы планирования: научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, цикличность. Исходя из принципов планирование всей работы детского сада должно отвечать определенным требованиям:
1. Планирование должно исходить из общей цели воспитания и обучения детей, а также соответствующих задан. Исходя из этого планируются содержание жизни детей, формы организации их деятельности, методы работы.
2. Планирование должно быть направлено на организацию педагогического процесса в целом: конкретизацию задач, стоящих перед дошкольным учреждением, отбор содержания и способов педагогического воздействия в соответствии с задачами воспитания и возрастом детей.
3. Планирование воспитательной работы должно предусматривать сохранение основных принципов воспитания и обучения.
4. План должен быть реальным и осуществимым, являться руководством к деятельности.
В планах воспитательно-образовательной работы получает конкретизацию содержание программы. При планировании занятий учитываются основные этапы усвоения (первичное восприятие, расширение и обобщение знаний и умений, использование их в жизни), предусматривается повторение материала и постепенный характер его усложнения. Обучение продолжается и вне занятий, в процессе повседневной жизни, играх, труде. Планируется проведение наблюдений (программные задачи и основные приемы), дидактических игр, упражнений с дидактическими материалами. Формирование нравственных качеств личности осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми.
2. Современные принципы планирования.
Принципы планирования: научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, цикличность. (формулировки -- см. общ. и дошк. педагогику)
3. Инновационные и традиционные подходы к технологии планирования.
На протяжении нескольких лет во многих дошкольных учреждениях республики сложилась система планирования образовательного процесса на основе структуры, предложенной в пособии «Планирование работы дошкольного учреждения» (И.В. Житко, О.П. Жихар, З.В. Кощева, А.М. Сташенкова. – Мн., 2001). Обозначенные в пособии структурные компоненты плана охватывали все разделы программы дошкольного образования «Пралеска» (тогда еще была).
Так или иначе, многие педагоги к планированию образовательного процесса подходили творчески: планирование совершенствовалось, обновлялись методы и приемы в организации работы с детьми, широко внедрялись в содержание образовательного процесса инновационные технологии, что помогало обеспечить качество образовательного процесса.
Однако со временем возникла необходимость уточнить некоторые основные подходы к планированию образовательного процесса целом (и по отдельным образовательным областям), что связано с рядоммсложившихся обстоятельств:
- издание в новых редакций программ дошкольного образования;
- некоторые недостатки в планировании образовательной работы дошкольных учреждений (формальный подход к планированию образовательного процесса, отсутствие системы в планировании, необоснованное включение дополнительных или дублирование отдельных структурных компонентов, что в свою очередь приводит к увеличению объема плана, использование устаревших вариантов планирования и др.;
- отсутствие в дошкольных учреждениях дифференцированного подхода к выбору вариантов планирования образовательного процесса, что в свою очередь лишает педагогов возможности профессионального роста и проявления творчества в работе, обеспечения качественного уровня планирования.
По мнению ряда специалистов (Житко И.В. и др.) право выбора вида и формы планирования образовательного процесса должно оставаться за педагогом, и этот выбор должен обсуждаться и утверждаться на педагогическом совете. К выбору наиболее оптимальных и удобных для педагога вида и формы написания плана следует подходить дифференцированно с учетом образования, опыта работы и индивидуального стиля деятельности педагога, а также внедряемой образовательной технологии как инструмента реализации программы дошкольного образования. Педагогам следует помнить, что с необоснованным увеличением объема плана увеличивается время его написания и сокращается время их общения с воспитанниками.
4. Сравнительная характеристика разных вариантов содержания и оформления календарных и перспективных планов.
В практике работы УДО традиционно сложились следующие виды планирования:
Некоторые источники выделяют годовой план как отдельный вид, однако по сути, на мой взгляд он относится к перспективным. Годовой план - это совместная творческая работа всего коллектива. В нем определяются задачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности УДО. В план входят такие разделы работы детского сада: а) повышение профессионального уровня и деловой квалификации сотрудников, изучение работы воспитателей, осуществление контроля; б) методическая работа; в) педагогическая пропаганда среди родителей и общественности; г) административно-хозяйственная работа; д) связь между УДО и школой. Годовой план может быть представлен в разных формах (план-график, план-схема, планшетное планирование).
• Перспективное (позволяет представить в единой системе работу с поэтапным достижением поставленной цели в течение длительного периода времени (года, полугодия, месяца).
Перспективный план может включать следующие разделы:
I. Деятельность детей вне занятий (физкультурно-оздоровительная работа; воспитание культурно-гигиенических навыков; воспитание навыков и привычек культуры поведения, положительных взаимоотношений; ознакомление с окружающим и развитие речи; ознакомление с природой; игра; труд; художественная самостоятельная деятельность; праздники и развлечения).
II. Обучение на занятиях.
III. Индивидуальная работа с детьми.
IV. Работа с родителями.
V. Учет работы.
VI Дополнения.
К плану могут прилагатьсяя список детей группы; нормативные документы, перечень литературы, сетка занятий и схема-памятка по организации деятельности детей и воспитателя на протяжении дня.
• Календарное (предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день и является обязательным).
Формой его написания может быть план-конспект, в котором подробно освещается вся деятельность на протяжении дня: утром (индивидуальная работа с детьми, работа по формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, проведение дидактической игры и др.), на занятиях (вид, тема, программное содержание, методические приемы, наглядный материал и др.), на прогулке (наблюдения, труд, подвижные игры, игровая деятельность, индивидуальная работа), во 2-ой половине дня и вечером (разнообразная игровая деятельность, труд, развлечения). Кроме плана-конспекта календарный план может быть выполнен в форме таблицы-схемы.
• Тематическое (Темы могут быть разработаны педагогами для каждой возрастной группы с учетом задач образовательной программы, отражающих годовой цикл явлений в природе, события общественной жизни людей, чтобы более четко выстраивать систему работы с детьми.).
• В перспективно–календарном планировании часть разделов плана охватывает год, полугодие, месяц, а такой раздел, как специально-организованные виды детской деятельности, планируется на каждый день. Виды детской деятельности могут быть запланированы как на каждый день недели, так и на каждую неделю текущего месяца.
Обычно составляется в виде таблицы-схемы. На неделю планируются занятия, виды деятельности на прогулке и индивидуальная работа с детьми. На месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения.
• Комплексное (сочетающее разные задачи по различным направлениям).
• Индивидуальное (отражающее работу с одним ребенком).
Планы составляются в соответствии с программой. В школьных программах принято прикладывать поурочное планирование к методическому сопровождению учебного пособия, в этом случае педагогу остается только разметить даты в соответствии с календарем и утвержденным количеством часов. В дошкольных программах есть варианты. Например «Детство» (программа РФ) предлагает перспективное планирование по месяцам. «Радуга» (РФ) дает содержание на год. Учебная программа ДО (РБ) дает содержание на год и содержит Типовой учебный план дошкольного образования с распределением учебных часов.
См. пособие Л.С. Метлиной – пример поквартального планирования.
5. Специфика планирования процесса формирования элементарных математических представлений у детей в разных возрастных группах.
Значение планирования работы по ФЭМП
• Дает возможность систематично и последовательно решать программные задачи математического развития-детей.
• Помогает целенаправленно осуществлять работу по методике ФЭМП у ДДВ.
• Конкретизирует программные задачи с учетом уровня развития детей.
• Помогает всем детям и каждому ребенку в отдельности усвоить программный материал.
• Обеспечивает комплексное решение образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных задач.
Содержание планирования работы математическому развитию
• Занятия по математике.
• Работа вне занятий (во время других режимных процессов).
• Связь с занятиями по другим методикам.
• Индивидуальная работа.
Условия, помогающие правильно спланировать работу по ФЭМП у ДДВ.
• Знание программы математического развития в УДО.
• Знание дидактических принципов обучения.
• Владение методикой математического развития детей дошкольного возраста.
• Знание особенностей формирования математических представлений у детей в зависимости от возраста и проблем в развитии.
• Знание возрастных особенностей детей данной группы.
• Знание индивидуальных особенностей детей своей группы.
• Учитывание имеющихся знаний у детей.
• Совместное планирование обоих воспитателей, работающих в одной группе.
• Повышение квалификации воспитателя путем изучения передового опыта и современных требований к математическому развитию детей дошкольного возраста.
Требования к планированию работы по математическому развитию в УДО
1. Занятия по математике рекомендуется проводить в середине недели в первой половине дня в сочетании с занятиями, не требующими высокой умственной нагрузки.
2. Количество занятий в неделю определяется Типовым учебным планом ДО (см. программу)
3. На одном занятии решается обычно не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.
4. В течение двух недель охватываются задачи из всех пяти разделов формирования элементарных математических представлений (количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени).
5. В других режимных процессах и на других занятиях идет подготовка детей к получению новых знаний по математике, закрепление и применение изученного материала, индивидуальная работа.
*Замечание. Необходимо правильно формулировать задачи математического развития:
• новые задачи начинаются со слов: «научить»,, «познакомить», «сформировать» и т.п.;
• старые задачи начинаются со слов: «повторить», «закрепить», «отработать», «совершенствовать».
* ТЕБОВАНИЯ К ДАННЫМ ФОРМУЛИРОВКАМ ИМЕЮТ СВОЙСВО МЕНЯТЬСЯ
Формы учета работы.
• Анализ занятия.
• Итог работы за день.
• Учет работы за месяц, квартал, год.
• Отчет воспитателя подготовительной группы о готовности детей к школе.
Значение самоанализа
• Помогает спланировать дальнейшую работу по математическому развитию.
• Помогает спланировать индивидуальную работу с детьми.
• Способствует отбору более эффективных методов и приемов работы.
Вопросы для самоанализа проведенного занятия по математике
1. Выполнены ли программные задачи.
2. Степень усвоения детьми программных задач.
3. Какие дети и в чем затруднялись, почему?
4. Какие методические приемы были удачны, какие — нет, почему?
5. Над чем еще надо работать.