Педагогическое проектирование процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста




1. Современные требования к планированию.

2. Современные принципы планирования.

3. Инновационные и традиционные подходы к технологии планирования.

4. Сравнительная характеристика разных вариантов содержания и оформления календарных и перспективных планов.

5. Специфика планирования процесса формирования элементарных математических представлений у детей в разных возрастных группах.

6. Формы учета работы.

1. Современные требования к планированию.

Цель планирования

Обеспечить выполнение «Учебной программы дошкольного образования» в УДО.

Основная функция планирования — обеспечить системность и качество образовательного процесса, преемственность в развитии и образовании на разных ступенях дошкольного возраста, а также внутри каждой возрастной группы. Планирование позволяет целенаправленно и систематически распределять программные задачи и содержание по времени и в соответствии с логикой их освоения детьми.

Принципы планирования: научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, цикличность. Исходя из принципов планирование всей работы детского сада должно отвечать определенным требованиям:

1. Планирование должно исходить из общей цели воспитания и обучения детей, а также соответствующих задан. Исходя из этого планируются содержание жизни детей, формы организации их деятельности, методы работы.

2. Планирование должно быть направлено на организацию педагогического процесса в целом: конкретизацию задач, стоящих перед дошкольным учреждением, отбор содержания и способов педагогического воздействия в соответствии с задачами воспитания и возрастом детей.

3. Планирование воспитательной работы должно предусматривать сохранение основных принципов воспитания и обучения.

4. План должен быть реальным и осуществимым, являться руководством к деятельности.

В планах воспитательно-образовательной работы получает конкретизацию содержание программы. При планировании занятий учитываются основные этапы усвоения (первичное восприятие, расширение и обобщение знаний и умений, использование их в жизни), предусматривается повторение материала и постепенный характер его усложнения. Обучение продолжается и вне занятий, в процессе повседневной жизни, играх, труде. Планируется проведение наблюдений (программные задачи и основные приемы), дидактических игр, упражнений с дидактическими материалами. Формирование нравственных качеств личности осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми.

2. Современные принципы планирования.

Принципы планирования: научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, цикличность. (формулировки -- см. общ. и дошк. педагогику)

3. Инновационные и традиционные подходы к технологии планирования.

На протяжении нескольких лет во многих дошкольных учреждениях республики сложилась система планирования образовательного процесса на основе структуры, предложенной в пособии «Планирование работы дошкольного учреждения» (И.В. Житко, О.П. Жихар, З.В. Кощева, А.М. Сташенкова. – Мн., 2001). Обозначенные в пособии структурные компоненты плана охватывали все разделы программы дошкольного образования «Пралеска» (тогда еще была).

Так или иначе, многие педагоги к планированию образовательного процесса подходили творчески: планирование совершенствовалось, обновлялись методы и приемы в организации работы с детьми, широко внедрялись в содержание образовательного процесса инновационные технологии, что помогало обеспечить качество образовательного процесса.

Однако со временем возникла необходимость уточнить некоторые основные подходы к планированию образовательного процесса целом (и по отдельным образовательным областям), что связано с рядоммсложившихся обстоятельств:

- издание в новых редакций программ дошкольного образования;

- некоторые недостатки в планировании образовательной работы дошкольных учреждений (формальный подход к планированию образовательного процесса, отсутствие системы в планировании, необоснованное включение дополнительных или дублирование отдельных структурных компонентов, что в свою очередь приводит к увеличению объема плана, использование устаревших вариантов планирования и др.;

- отсутствие в дошкольных учреждениях дифференцированного подхода к выбору вариантов планирования образовательного процесса, что в свою очередь лишает педагогов возможности профессионального роста и проявления творчества в работе, обеспечения качественного уровня планирования.

По мнению ряда специалистов (Житко И.В. и др.) право выбора вида и формы планирования образовательного процесса должно оставаться за педагогом, и этот выбор должен обсуждаться и утверждаться на педагогическом совете. К выбору наиболее оптимальных и удобных для педагога вида и формы написания плана следует подходить дифференцированно с учетом образования, опыта работы и индивидуального стиля деятельности педагога, а также внедряемой образовательной технологии как инструмента реализации программы дошкольного образования. Педагогам следует помнить, что с необоснованным увеличением объема плана увеличивается время его написания и сокращается время их общения с воспитанниками.

4. Сравнительная характеристика разных вариантов содержания и оформления календарных и перспективных планов.

В практике работы УДО традиционно сложились следующие виды планирования:

Некоторые источники выделяют годовой план как отдельный вид, однако по сути, на мой взгляд он относится к перспективным. Годовой план - это совместная творческая работа всего коллектива. В нем определяются задачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности УДО. В план входят такие разделы работы детского сада: а) повышение профессионального уровня и деловой квалификации сотрудников, изучение работы воспитателей, осуществление контроля; б) методическая работа; в) педагогическая пропаганда среди родителей и общественности; г) административно-хозяйственная работа; д) связь между УДО и школой. Годовой план может быть представлен в разных формах (план-график, план-схема, планшетное планирование).

Перспективное (позволяет представить в единой системе работу с поэтапным достижением поставленной цели в течение длительного периода времени (года, полугодия, месяца).

Перспективный план может включать следующие разделы:

I. Деятельность детей вне занятий (физкультурно-оздоровительная работа; воспитание культурно-гигиенических навыков; воспитание навыков и привычек культуры поведения, положительных взаимоотношений; ознакомление с окружающим и развитие речи; ознакомление с природой; игра; труд; художественная самостоятельная деятельность; праздники и развлечения).

II. Обучение на занятиях.

III. Индивидуальная работа с детьми.

IV. Работа с родителями.

V. Учет работы.

VI Дополнения.

К плану могут прилагатьсяя список детей группы; нормативные документы, перечень литературы, сетка занятий и схема-памятка по организации деятельности детей и воспитателя на протяжении дня.

Календарное (предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день и является обязательным).

Формой его написания может быть план-конспект, в котором подробно освещается вся деятельность на протяжении дня: утром (индивидуальная работа с детьми, работа по формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, проведение дидактической игры и др.), на занятиях (вид, тема, программное содержание, методические приемы, наглядный материал и др.), на прогулке (наблюдения, труд, подвижные игры, игровая деятельность, индивидуальная работа), во 2-ой половине дня и вечером (разнообразная игровая деятельность, труд, развлечения). Кроме плана-конспекта календарный план может быть выполнен в форме таблицы-схемы.

Тематическое (Темы могут быть разработаны педагогами для каждой возрастной группы с учетом задач образовательной программы, отражающих годовой цикл явлений в природе, события общественной жизни людей, чтобы более четко выстраивать систему работы с детьми.).

• В перспективно–календарном планировании часть разделов плана охватывает год, полугодие, месяц, а такой раздел, как специально-организованные виды детской деятельности, планируется на каждый день. Виды детской деятельности могут быть запланированы как на каждый день недели, так и на каждую неделю текущего месяца.

Обычно составляется в виде таблицы-схемы. На неделю планируются занятия, виды деятельности на прогулке и индивидуальная работа с детьми. На месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения.

Комплексное (сочетающее разные задачи по различным направлениям).

Индивидуальное (отражающее работу с одним ребенком).

Планы составляются в соответствии с программой. В школьных программах принято прикладывать поурочное планирование к методическому сопровождению учебного пособия, в этом случае педагогу остается только разметить даты в соответствии с календарем и утвержденным количеством часов. В дошкольных программах есть варианты. Например «Детство» (программа РФ) предлагает перспективное планирование по месяцам. «Радуга» (РФ) дает содержание на год. Учебная программа ДО (РБ) дает содержание на год и содержит Типовой учебный план дошкольного образования с распределением учебных часов.

См. пособие Л.С. Метлиной – пример поквартального планирования.

5. Специфика планирования процесса формирования элементарных математических представлений у детей в разных возрастных группах.

Значение планирования работы по ФЭМП

• Дает возможность систематично и последовательно решать программные задачи математического развития-детей.

• Помогает целенаправленно осуществлять работу по методике ФЭМП у ДДВ.

• Конкретизирует программные задачи с учетом уровня развития детей.

• Помогает всем детям и каждому ребенку в отдельности усвоить программный материал.

• Обеспечивает комплексное решение образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных задач.

Содержание планирования работы математическому развитию

• Занятия по математике.

• Работа вне занятий (во время других режимных процессов).

• Связь с занятиями по другим методикам.

• Индивидуальная работа.

Условия, помогающие правильно спланировать работу по ФЭМП у ДДВ.

• Знание программы математического развития в УДО.

• Знание дидактических принципов обучения.

• Владение методикой математического развития детей дошкольного возраста.

• Знание особенностей формирования математических представлений у детей в зависимости от возраста и проблем в развитии.

• Знание возрастных особенностей детей данной группы.

• Знание индивидуальных особенностей детей своей группы.

• Учитывание имеющихся знаний у детей.

• Совместное планирование обоих воспитателей, работающих в одной группе.

• Повышение квалификации воспитателя путем изучения передового опыта и современных требований к математическому развитию детей дошкольного возраста.

Требования к планированию работы по математическому развитию в УДО

1. Занятия по математике рекомендуется проводить в середине недели в первой половине дня в сочетании с занятиями, не требующими высокой умственной нагрузки.

2. Количество занятий в неделю определяется Типовым учебным планом ДО (см. программу)

3. На одном занятии решается обычно не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.

4. В течение двух недель охватываются задачи из всех пяти разделов формирования элементарных математических представлений (количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени).

5. В других режимных процессах и на других занятиях идет подготовка детей к получению новых знаний по математике, закрепление и применение изученного материала, индивидуальная работа.

*Замечание. Необходимо правильно формулировать задачи математического развития:

• новые задачи начинаются со слов: «научить»,, «познакомить», «сформировать» и т.п.;

• старые задачи начинаются со слов: «повторить», «закрепить», «отработать», «совершенствовать».

* ТЕБОВАНИЯ К ДАННЫМ ФОРМУЛИРОВКАМ ИМЕЮТ СВОЙСВО МЕНЯТЬСЯ

Формы учета работы.

• Анализ занятия.

• Итог работы за день.

• Учет работы за месяц, квартал, год.

• Отчет воспитателя подготовительной группы о готовности детей к школе.

Значение самоанализа

• Помогает спланировать дальнейшую работу по математическому развитию.

• Помогает спланировать индивидуальную работу с детьми.

• Способствует отбору более эффективных методов и приемов работы.

Вопросы для самоанализа проведенного занятия по математике

1. Выполнены ли программные задачи.

2. Степень усвоения детьми программных задач.

3. Какие дети и в чем затруднялись, почему?

4. Какие методические приемы были удачны, какие — нет, почему?

5. Над чем еще надо работать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: