Конституция и формы правления государства.




ТЕМА: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА.

План: 1. Территориальное устройство государства. 2. Политическое устройство государства.

 

Территориальное устройство государства.

Устройство государства включает в себя форму территориальной организации, то есть принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти, соотношение целого и частей. Выде­ляют унитарную, федеративную и конфедеративную формы территориально устройства государства.

1. Унитарное государство (от it. unita - единство). Примеры: Россия до 1917 года, Франция, Польша, Китай и др.

Унитарное государство - единое политически однородное государство, состоящее из административно-территориальных единиц не обладающих своей государственностью.

2. Федерация (от lat. federatio - объединение) Примеры: Россия, США, Германия, Мексика, Бразилия и дру­гие.

Федерация - форма территориально-политического устройст­ва, при котором несколько государственных образований, юридически обладающих определённой степенью самостоя­тельности, образуют союзное федеративное государство. Это устойчивый союз государств, которые самостоятельны в пре­делах распространённых между ними центром компетенций, и имеющих собственные конституции, законодательные, ис­полнительные, судебные органы власти. Федеративное госу­дарство призвано обеспечить единство страны с большой тер­риторией и (или) многонациональным составом, сочетая в себе преимущество государственного единства с самостоя­тельностью членов федерации.

3. Конфедерация - это союз самостоятельных госу­дарств для осуществления конкретных совместных це­лей, а члены конфедерации полностью сохранили госу­дарственный суверенитет и передали в компетенцию центра решение лишь ограниченного круга вопросов. Конфедерация - одна из самых нежизнеспособных форм государственного устройства, она довольно непрочна и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается. Пример: Швейцария.

 

Сравнительная таблица территориальных устройств государства.

Признаки Унитарное Федерация Конфедерация
1. Конституция Единая для всех уровней (местного, общенационального). На основе общефедеральной конституции создаются конституции Членов федерации Общей конституции нет
2. Высшие орга­ны власти. Единые для всей террито­рии страны. 2 уровня высшей власти: 1. Федеральный центр. 2. Органы власти субъектов федерации, пе­редавших часть своих полномочий центру. Имеют минимальные полномочия.
3. Гражданство. Единое. Единое двойное. Единого гражданства нет.
4. Система права. Единая для всей террито­рии. Единая и имеются подсистемы членов феде­рации, не противоречащие единой. Единство системы права минимальное.
5. Судебная сис­тема. Единая. Единая и имеются подсистемы членов феде­рации. Нет единой судебной системы.
6. Территория. Единая. Состоит из территорий членов федерации. Не объединена.
7. Валюта. Единая. Единая. Единой валюты нет.

§2.

Политическое устройство государства.

Конституция и формы правления государства.

Большинство современных государств функционирует на основе конституции. Конституция - это система зафиксированных в специальном документе стабильных законов, которые определяют устройство государства, принципы его организации, принятия решений, а так же положение личности в государстве. Конституция состоит из двух частей:

1. Нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности.

2. Описание характера государства, статуса различных ветвей власти, правила взаимоотношений парламента, президента, правительства и судов; а так же структура и порядок функционирования органов управления.

Конституции предназначены для регулирования политической жизни в течение длительного периода.

 

 

 


Форма правления - это организация государственной власти.

При абсолютной монархии, источником власти является одно лицо - монарх, получивший её по наследству (например, Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия)

Конституционная монархия: монарх лишь формально признаётся главой государства, но фактически обладает лишь церемо­ниальными и представительскими функциями. Реальной властью в стране обладает парламент и ответственное перед ним пра­вительство. Власть же монарха не распространяется на сферу государственной деятельности (законодательной) и значительно ограничена в сфере управления. Правительство несёт ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Монарх дей­ствует по предложению или с согласия правительства. Таким образом, монарх является символом государства и единства народа: "монарх царствует, но не правит". В реальности конституционная монархия мало чем отличается от республики.

 

Парламентская республика.

В парламентской республике провозглашён принцип верховенства парламента, перед которым правительство несёт ответст­венность за свою деятельность. Премьер-министр и правительство избираются парламентским большинством, и в отношении правительства парламент может выразить вотум недоверия, отправив его в отставку (от lat.VOTUM – желание). Реальная исполнительная власть находится в руках правительства и премьер министра, а президент сильно ограничен в своих действиях, так как его акты должны быть одобрены правительством. Правительство ответственно перед парламентом, но и парламент при определённых ситуациях может быть распущен правительством.

Президентская республика. Пример:США, Мексика.

Президент - глава государства и одновременно руководит правительством (пост премьер-министра отсутствует). Парламент и президент избираются независимо друг от друга на всеобщих выборах. Полученные президентом полномочия непосредст­венно от избирателей обеспечивают ему прочную легитимность (lex - закон), или законность, и самостоятельность по отноше­нию к парламенту, но президент назначает членов правительства обычно с одобрения парламента.

Президент лишён права роспуска парламента, а парламент имеет полномочия привлекать к ответственности и отрешить от должности президента в случае нарушения закона или неспособности президента выполнить свои обязанности по состоянию здоровья.

Правительство несёт ответственность перед президентом, а не перед парламентом: парламент не вправе выражать прави­тельству вотум недоверия.

Президент имеет право вето (от лат.VETO - запрещаю), т. е. отклонения принятых парламентом законов, но парламент мо­жет преодолеть это вето повторным голосованием.

Президент обладает широчайшими полномочиями, в том числе заключать международные договоры и соглашения, но они должны быть ратифицированы (утверждены) парламентом.

Президент имеет право избираться не более двух сроков подряд.

 

Смешанная (полупрезидентская). Пример: Россия, Франция.

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает в себе признаки президентской и парламентской республики. Отличительная черта смешанной республики - это существование поста главы правительства (премьер министра) руководя­щего правительством, причём правительство несёт двойную ответственность: не только перед президентом, но и перед парла­ментом. Парламент участвует в утверждении премьер-министра, может выразить правительству вотум недоверия, отправив его в отставку. Президент так же, как и в президентской республике, обладает сильной личной властью, обладая правом в оп­ределённых случаях распустить парламент, но парламент, в свою очередь, имеет право отрешить президента от власти. Президент и парламент избираются народом независимо друг от друга.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: