ТЕМА: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА.
План: 1. Территориальное устройство государства. 2. Политическое устройство государства.
Территориальное устройство государства.
Устройство государства включает в себя форму территориальной организации, то есть принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти, соотношение целого и частей. Выделяют унитарную, федеративную и конфедеративную формы территориально устройства государства.
1. Унитарное государство (от it. unita - единство). Примеры: Россия до 1917 года, Франция, Польша, Китай и др.
Унитарное государство - единое политически однородное государство, состоящее из административно-территориальных единиц не обладающих своей государственностью.
2. Федерация (от lat. federatio - объединение) Примеры: Россия, США, Германия, Мексика, Бразилия и другие.
Федерация - форма территориально-политического устройства, при котором несколько государственных образований, юридически обладающих определённой степенью самостоятельности, образуют союзное федеративное государство. Это устойчивый союз государств, которые самостоятельны в пределах распространённых между ними центром компетенций, и имеющих собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы власти. Федеративное государство призвано обеспечить единство страны с большой территорией и (или) многонациональным составом, сочетая в себе преимущество государственного единства с самостоятельностью членов федерации.
3. Конфедерация - это союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей, а члены конфедерации полностью сохранили государственный суверенитет и передали в компетенцию центра решение лишь ограниченного круга вопросов. Конфедерация - одна из самых нежизнеспособных форм государственного устройства, она довольно непрочна и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается. Пример: Швейцария.
Сравнительная таблица территориальных устройств государства.
Признаки | Унитарное | Федерация | Конфедерация |
1. Конституция | Единая для всех уровней (местного, общенационального). | На основе общефедеральной конституции создаются конституции Членов федерации | Общей конституции нет |
2. Высшие органы власти. | Единые для всей территории страны. | 2 уровня высшей власти: 1. Федеральный центр. 2. Органы власти субъектов федерации, передавших часть своих полномочий центру. | Имеют минимальные полномочия. |
3. Гражданство. | Единое. | Единое двойное. | Единого гражданства нет. |
4. Система права. | Единая для всей территории. | Единая и имеются подсистемы членов федерации, не противоречащие единой. | Единство системы права минимальное. |
5. Судебная система. | Единая. | Единая и имеются подсистемы членов федерации. | Нет единой судебной системы. |
6. Территория. | Единая. | Состоит из территорий членов федерации. | Не объединена. |
7. Валюта. | Единая. | Единая. | Единой валюты нет. |
§2.
Политическое устройство государства.
Конституция и формы правления государства.
Большинство современных государств функционирует на основе конституции. Конституция - это система зафиксированных в специальном документе стабильных законов, которые определяют устройство государства, принципы его организации, принятия решений, а так же положение личности в государстве. Конституция состоит из двух частей:
1. Нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности.
2. Описание характера государства, статуса различных ветвей власти, правила взаимоотношений парламента, президента, правительства и судов; а так же структура и порядок функционирования органов управления.
Конституции предназначены для регулирования политической жизни в течение длительного периода.
Форма правления - это организация государственной власти.
При абсолютной монархии, источником власти является одно лицо - монарх, получивший её по наследству (например, Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия)
Конституционная монархия: монарх лишь формально признаётся главой государства, но фактически обладает лишь церемониальными и представительскими функциями. Реальной властью в стране обладает парламент и ответственное перед ним правительство. Власть же монарха не распространяется на сферу государственной деятельности (законодательной) и значительно ограничена в сфере управления. Правительство несёт ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Монарх действует по предложению или с согласия правительства. Таким образом, монарх является символом государства и единства народа: "монарх царствует, но не правит". В реальности конституционная монархия мало чем отличается от республики.
Парламентская республика.
В парламентской республике провозглашён принцип верховенства парламента, перед которым правительство несёт ответственность за свою деятельность. Премьер-министр и правительство избираются парламентским большинством, и в отношении правительства парламент может выразить вотум недоверия, отправив его в отставку (от lat.VOTUM – желание). Реальная исполнительная власть находится в руках правительства и премьер министра, а президент сильно ограничен в своих действиях, так как его акты должны быть одобрены правительством. Правительство ответственно перед парламентом, но и парламент при определённых ситуациях может быть распущен правительством.
Президентская республика. Пример:США, Мексика.
Президент - глава государства и одновременно руководит правительством (пост премьер-министра отсутствует). Парламент и президент избираются независимо друг от друга на всеобщих выборах. Полученные президентом полномочия непосредственно от избирателей обеспечивают ему прочную легитимность (lex - закон), или законность, и самостоятельность по отношению к парламенту, но президент назначает членов правительства обычно с одобрения парламента.
Президент лишён права роспуска парламента, а парламент имеет полномочия привлекать к ответственности и отрешить от должности президента в случае нарушения закона или неспособности президента выполнить свои обязанности по состоянию здоровья.
Правительство несёт ответственность перед президентом, а не перед парламентом: парламент не вправе выражать правительству вотум недоверия.
Президент имеет право вето (от лат.VETO - запрещаю), т. е. отклонения принятых парламентом законов, но парламент может преодолеть это вето повторным голосованием.
Президент обладает широчайшими полномочиями, в том числе заключать международные договоры и соглашения, но они должны быть ратифицированы (утверждены) парламентом.
Президент имеет право избираться не более двух сроков подряд.
Смешанная (полупрезидентская). Пример: Россия, Франция.
Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает в себе признаки президентской и парламентской республики. Отличительная черта смешанной республики - это существование поста главы правительства (премьер министра) руководящего правительством, причём правительство несёт двойную ответственность: не только перед президентом, но и перед парламентом. Парламент участвует в утверждении премьер-министра, может выразить правительству вотум недоверия, отправив его в отставку. Президент так же, как и в президентской республике, обладает сильной личной властью, обладая правом в определённых случаях распустить парламент, но парламент, в свою очередь, имеет право отрешить президента от власти. Президент и парламент избираются народом независимо друг от друга.