Окончание лекции дописано 03.12.2012




Лекция №1.

«Политика как предмет политология»

1) Понятие политики, основные определения

2) Структура, классификация и функции политики

3) Взаимодействие политики с другими общественными сферами

Своим происхождением политика обязана государству, появлению в обществе противоречивых интересов. В первобытном обществе не было политических учреждений т.к. оно было социально однородным. Власть и социальные институты носили не политический характер. Усложнение общества по ере его развития появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с тем политики.

Причины возникновения политики:

1) Объективная потребность в регулировании социальных отношений

2) Становление государства

3) Необходимость реализации общих интересов

 

С др. греческого политика относится к государству.

В самом общем виде политика есть человеческая деятельность, выражающаяся во взаимодествии между лицами, государствами, партиями и т.п. по поводу политики, власти, по поводу улучшения жизни людей.

Функции политики

Функции политики

- Выражение, согласование представительства во властных структурах государства.

- Интеграция общества, управление общественными процессами по средствам принятия и выполнения политических решений, распределение ценностей и благ, использование ресурсов в государственной власти.

- Политическая социализация личности, т.е. усвоение человеком политических ценностей, приобщение его к управлением делами государства и общества.

- Проектирование социально-политического развития.

- Регулирование отношений и поведения субъектов политики.

- Мобилизационная функция (политика может давать стимул на действия некие либо воздержание от них).

 

Выполнение политики специфических функций предполагают у нее наличие соответствующей структуры: субъекты (участвующие люди, общественные и государственные институты, государства), объекты.

Политическая организация общества – это совокупность политических институтов, которые выполняют различные роли и функции, обладают властными полномочьями, закрепленными законами государства.

Политические интересы - это побудительные причины поведения субъектов политики, их осознанные потребности, обусловленные условиями общественно-политической действительности. В структуру включены:

- политические отношения

- политическое сознание – это отраженная социально-политическая реальность в сознании людей (мысли, установки, действия).

Политическое сознание является основной политической культурой, воплощается в концепциях, целях и задачах политических действий, а также ….

Политика как социальное явление обладает специфическими свойствами, точнее конкурентностью, целесообразностью, динамичностью, противоречивостью, проблематичностью, пространственностью. Принято различать:

Мега политика Макро политика
  микро политика

 

Политика и экономика

С одной стороны политика обусловлена экономическими интересами общества и оказывает активное влияние на экономическую систему общества, т.е. экономически материальные потребности диктуют необходимость политических изменений, с другой стороны политика определяет развитие (стратегию) экономической сферы.

Взаимосвязь политики и экономики определяется в следующем:

- В разработке и реализации экономических стратегий, отвечающих потребностям общности.

- В принятии законов и политических решений, и стимулирующих экономические отношения.

- В создании благоприятных условий для научно-технического и экономического прогресса.

- В привлечении инвестиций в экономику страны.

 

В постепенном сужении сферы государственного администрирования в экономике и расширения свободы деятельности субъектов хозяйства.

В целенаправленном формировании социально-классовой структуры общества.

 

Политика и практика

Правовое регулирование общественной жизни обеспечивается конституцией, законами, указами, санкционированными государственной властью. Правовые нормы достаточно определены и устойчивы. Политика изменчива, изменяется непрерывно, в то время, как право достаточно стабильно. Однако политика и право обусловлены. Невозможно цели общества и государства реализовать без системы правовых норм. В свою очередь политика определяет, формирует и задает праву ценностные ориентиры, которые воплощаются, правовой политике. Правовая политика воплощается в конституции, является средством легитимации общественно-политического слоя.

Главная задача правовой политики – правовое обеспечение деятельности субъектов политики, предупреждение преступности и совершенствование политической системы.

 

Лекция № 2

 

«Методы и функции политологии»

 

1) Объект и предмет изучения

2) Методы политологии

3) Функции политологии

В качестве основ современной политологии как науки в литературе выделяют несколько направлений. Исторически первым направлением считается совокупность религиозно-мифологических представлений о сверхъестественном происхождении власти в обществе, ее ритуальной организации, отождествлении природных явлений и символов – процессом осуществления власти. Эти представления складывались в легенды, мифы, сказания и передавались из поколения в поколение. Следующее в историческом измерении направление объединяло религиозно-философские воззрения, которые по мере изменения общественных отношений накопление человеческих знаний о природе и социуме распадалось на сугубо-религиозные и философско-этические, а в рамках последнего начинает складываться направление, называемое политической философией, основным предметом внимания которой было государство. К концу 19 началу 20 века происходит становление политологии как относительно самостоятельной дисциплины. Родиной политологии считается США, в 1857 году в колумбийском университете города Нью-Йорка возникла первая кафедра, специализирующаяся на политических исследованиях. Здесь же в 1880 году была создана высшая школа (факультет) политической науки. В 1903 году возникла Американская Ассоциация Политических Наук. 1886 год первый политологический журнал. Подобный процесс происходит и в Западной Европе. 1875 год – школа политических наук во Флоренции, Италия.

Политология возникла в результате усиления государственной власти и расширения ее полномочий в последней трети 19 века, это период создания капиталистического капитализма. Чтобы обеспечить его возникновение потребовались знания о практическом управлении и об общественно-политической жизни в целом.

После второй мировой войны (1949 г.) по решению ЮНЕСКО создается международная ассоциация политических наук. В СССР в 1955 году Советская ассоциация политических наук. А с 1961 года Советский Союз вошел как член в Международную Ассоциацию Политических Наук. В СССР было рекомендовано ЮНЕСКО читать политологию, однако лишь с 1989 года было принято решение читать курс «Политология» в Высших учебных заведениях.

Современная политология по своей структуре представляет единую науку объединяющую ряд теоретических наук (П - политическую философия, политология, и т.п.) по уровням исследования различают: теоретическую и прикладную политологию; по объектам изучения теории: институтов, процессов, поведения, в зависимости от цели и задач исследователей. Современная политология на основе научных знаний формулирует научные категории и рекомендации. Она как наука имеет свой объект и свой предмет исследования. Объект – политика во всех проявлениях (и политическая жизнь общества, политическая сфера общества). Предмет – политическая власть (основы политики), закономерности становления, функционирование, изменение. Таким образом, современная политология является интегрированной наукой о политике во всех ее проявлениях. Она интегрирует отрасли научного знания, которые изучают различные сферы политической действительности.

 

Политическая история изучает политику в историческом обзоре.

Политическая семиотика изучает принципы свойства функции политического языка как средства политики.

Политическая философия изучает ценностно-мировоззренческие аспекты политической сферы общества.

История политических учений изучает процесс становления и развития политической науки.

Политическая социология изучает социальные основы политики и власти, влияние политических явлений и процессов на общественное развитие.

Политическая психология изучает психологические механизмы политического поведения.

Политическая география изучает влияние на политическую действительность географических природных факторов.

Геополитика изучает влияние факторов на стратегический потенциал внешней политики (выход к морю и т.п.)

Политическая этика изучает моральные принципы и нормы политического поведения людей.

Политическая антропология изучает природные свойства и естественные права человека как субъекта политического творчества.

 

Методы политологии

Познание политологией политической сферы достигается благодаря использованию совокупности методов как общенаучных, так и сугубо-общественных наук и политологии.

1) Институциональный метод используют для познания политических институтов и их структур, а также их взаимодействие.

2) Социологический метод используют для познания социальной обусловленности политики и ее влияния на общественную жизнь.

3) Исторический метод используют для познания политических отношений, институтов и процессов в контексте прошлого настоящего и будущего.

4) Бихевиористский (поведенческий) метод используют для познания непосредственно наблюдаемого политического объекта или поведения конкретных политических личностей.

5) Психологический метод используют для познания психологических механизмов политического поведения людей.

6) Нормативно-ценностный метод используют для познания политического воздействия на общество и личность с точки зрения справедливости, свободы, уважения, достоинства и благополучия вражды.

7) Сравнительный (компаративный) метод используют для познания однотипных политических систем, партий, режимов и т.д. с целью выявления их общих черты и специфики.

 

Функции политологии:

1) Познавательная функция исследует и объясняет политические явления и процессы, обогащает способы и приемы познания политики, обеспечивает граждан систематизированными знаниями и практическими навыками политического участия.

2) Инструменталистская функция заключается в использовании знаний по политологии в качестве инструмента в своей жизни.

3) Прогностическая функция прогнозирует развитие и последствия политических процессов, предвидит перспективы политических систем и отношений.

4) Воспитательно-мировоззренческая функция способствует приобщению личности и общества к демократически-политической культуре.

5) Методологическая функция заключается в тесной взаимосвязи с другими науками, формировании выводов, методом познания окружающей действительности.

6) Управленческая функция реализуется через политическую или государственную власть, которая воплощается через государственное управление.

 

Политология как наука и учебная дисциплина

У политологии как науки и как учебной дисциплины общий предмет изучения – политическая власть, политические отношения. Но различия:

1) Политология как учебная дисциплина базируется на политологии как науке. Поэтому чем более масштабные достижения науки, тем содержательнее и полнее учебные дисциплины.

2) У науки и учебной дисциплины различные цели, задачи и субъекты.

3) Наука включает в себя творческие достижения ученых по получению истинных знаний и в итоге цель науки – накопление знаний, расширение научных горизонтов, и тем самым стимулирование развития иной любой деятельности (включая педагогическую).

4) Цели и задачи учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методических приемов в ходе учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний

5) Учебная дисциплина более субъективна, чем наука, во многом производно от составителей учебных программ кол-ва отведенных на ее изучение часов.

 

Лекция № 3

«Этапы становления и развитие политической науки»

 

История формирования политической науки - противоречивый процесс, представление о политике. В истории политической мысли использовались различные концептуальные подходы к объяснениям политике. А точнее мифологический (др. Восток, Египет, Иран, Индия, Китай, и т.д. и т.п.), философско-этический (др. Греция и др. Рим), теологический = религиозно христианский (средние века), рационально критический или социальный (новое время). Зачатки знаний о со-политических явлениях (происхождение власти, устройство государства, и др.) появились на востоке и выражались в божественных мифологических формах. Это отражено в памятниках буддистов, Вавилона, конфуцианство и др. Мыслители античности освобождались от религиозно-мифологических подходов в политике, рассматривали ее через призму философски-этических представлений.

Представители:

- Платон. Основные труды: «государство». Сторонник аристократии, мечтал об идеальном государстве, управляемом мудрецами философами. Предложил образец государственного устройства. Гражданами такого государства являются войны, его защитники, которые не имеют ни частной собственности, ни жен, ни детей, у них все общее. Обозначил ряд начАл демократического правления: принцип выбора по большинству голосов, идею народного собрания, подчинение государства закону, высказывал мысль о необходимости регулирования жизни людей писаными нормами права.

- Аристотель. Заложил основы политики (ее теории). Описал существовавшие в древности режимы. Считал что государство – высшее единство общества. Его труд: «Политика», «Бюрократия» основаны на преобладании среднего класса как гарантии прочности, устойчивости органов правления. Различал правильные государственные устройства (преследующие общее благо, независимо от того, правит ли один, или группа лиц). К правильным относятся монархия, аристократия, полития. Неправильные – те, правители которых преследуют частные цели. К таким относятся тирания, олигархия, демократия.

 

Др. Египет. Представители:

- Тит Лукреций Кар. Высказывает идеи о договорном характере государства.

- Марк Тулий Цицерон. Основное условие свободы – это подчинение закону всех. Ввел понятие правового государства.

Общественно политические стремления социальных низов Римской империи выражало христианство.

 

Средневековая политическая мысль. Связана с исключительным влиянием христианской религии и Римско-католической церкви. В этот период создана христианская политическая концепция. В основе теории лежит понятие что государство – это часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог.

Представители:

- Аврелий Августин = Августин Блаженный. Обосновал и оправдал неравенство в обществе, считая что такое положение дел предопределено миром небес. Основной труд: «О граде Божьем». Град Божий состоит из праведников и Божьих избранников, а Град Земной (Светское государство) – это разбойная шайка, которая борется за материальное благо. Однако борьба приведет к победе Божьего царства.

- Фома Аквинский. «Сумма Теологии», «О правлении властителей». Светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души. Души принадлежат церкви, а вся власть Богу. Государственная власть – это результат воли Божьей. Но не каждый отдельный правитель поставлен Богом. Он, как и каждый человек, имеет способную волю и способен творить зло, т.е. выдавать приказы, противоречащие воле Божьей. В этом случае суждение по законности происхождения и использования власти правителя, принадлежит церкви. Государство создано для того чтобы заботиться об общем благе. При этом социальные неравенства – это необходимое и вечное. Лучшая форма государственного правления – монархия.

 

Эпоха возрождения. (Европа с 14 века, Италия с 15)

 

Центральное место в социально-политических теориях – идеология централизованного государства. Основной представитель – Никола Макиавелли. Религиозному государственному противопоставил светское. Законы – из разума и опыта. Политику определяет практика, естественные законы жизни. В политической деятельности лежат реальные стремления, стремление к обогащению, интерес и корысть. Макиавеллизм – это политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежениями нормами морали. Государство – как автономная система, отделенная от морали, религии и философии. Его основной труд – «Государь». Принцип политического реализма. Государственная власть должна быть твердой и решительной.

Жан Боден. «О государстве». Основные идеи – сильная государственная власть. Монарх – источник права. Идея о государственном суверенитете – основной признак государства. Суверенитет – высшая, абсолютная и постоянная власть в политическом сообществе. Выдвигает идеи натуралистической или географической типологизации государства.

JohnLock.? «2 трактата о государственном правлении». Согласно его идеям людям жили в естественном состоянии. Однако, прибывая в таком состоянии, там нет органов, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять наказания виновных и т. п. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства, и свободы, защиты личности и собственности люди согласились образовать политическое сообщество или учредить государство. При этом государство есть тот социальный институт, который воплощает и отправляет функцию публичной власти. При этом создавая государственное устройство в нем следует предусмотреть разделение властей таким образом, чтобы созданием законов занимались одни лица и учреждения (судебная власть), а исполнением – другие (исполнительная власть), при этом судебная власть растворяется в исполнительной. Главенствующее место отводиться законодательной власти, как верховной, так и абсолютной, иные власти должны подчиняться ей, и вместе с тем оказывать на нее активное влияние. Лучшая форма правления – ограниченная конституционная монархия.

Шарль Луи Монтескье. Главная тема его политической теории – это политическая свобода. Его выражение – «Свобода есть право делать все, что дозволено законом». Различал 3 формы правления: Республиканскую, монархическую, деспотическую. Отрицательно относится к деспотии, поскольку здесь движущий принцип – страх и произвол. При деспотии отсутствуют законы, а если они не существуют, то не имеют никакого значения. Продолжил теорию разделения властей, выделив судебную власть в отдельную ветвь власти.

Жан Жак Руссо. Считал что государству присуще имущественное неравенство, а частная собственность – это общественное право, и никто не должен обладать неограниченным правом накапливать собственность. Народный суверенитет – это принцип республиканского строя. Считал, что любая политическая власть имеет законную силу, благодаря воле народа. При этом выступаем против разделения властей.

 

Политическая мысль нового времени – это дальнейшее развитие социальной концепции, в которой внимание с личности индивида переносится на социальные группы. Именно в эпоху нового времени возникают такие течения как либерализм (возник в эпоху французской буржуазной революции), консерватизм (возник в ответ на идеологию либерализма), утопический социализм (по принципу, что все должностные лица должны избираться народом, действовать на благо народу, нести ответственность перед народом. Представители: Томас Мор, «имя» Кампанелла), социал-демократия (Маркс, Энгельс, Ленин; свобода личности через социальные освобождения. Государство - это осуществление идей. Идея приписывается людям. Политическая власть – это насилие одного класса над другим).

 

Лекция next

основные направления современной политологии:

- Социологическое — изучает направление политики через призму анализа общества во всей сложности и многообразии социальной структуры и процессов. Представители: Парето, Моска. В русле социологического направления существует концепция социологических партий. Представитель: Михельс — идея об перерождении всех демократических партий и систем (железный закон олигархии).

- Институцианализм — изучает формы организации и регулирование общественной, в том числе политической жизни, через понятие «политический институт». Политический институт — это учреждение создаваемое для выполнения определенных политических целей и функций. Имеет внутреннюю организационную структуру и подчиняется установленным правилам и нормам деятельности. Представители: Миллз, Дюверже.

- Системно-функциональная концепция исследует политику и институты с точки зрения места и значения в обществе.

- Политического плюрализма. Основная идея - в современном обществе классы как таковые исчезли, а вместо них существуют социальные слои, интересы которых вполне примиримы. При этом государство выполняет функцию согласования интересов различных слоев.

- Теория демократии. Правовое государство

- Теория бюрократии. Во главе правления общества бюрократы.

- Тоталитаризма. Личность это атомизированный индивид, который сплачивается в социальные группы с помощью насилия и тотальной идеологической манипуляции.

- Теория международных отношений. Взаимосвязана с теорией демократии (с точки зрения Запада)

 

Политическая власть

 

1)Понятие и структура власти.

2) основание и ресурсы власти.

3) Эффективность и легитимность власти.

1. Власть — одно из основных понятий науки и практики. Это регулятивно контрольные начала политики. Борьба за власть и осуществление власти — один из аспектов политической жизни общества. Она обуславливает характер политических процессов, систем, институтов. Власть это система социальных отношений «господство — подчинение», форма организации индивидуальной и общественной жизни. Власть имеет многообразные проявления, различается масштабами, возможностями и механизмами влияния. Она есть регулятор общественных взаимосвязей средства достижения целей. С ее помощью удовлетворяются общезначимые и частные интересы. Власть проявляется во всех сферах общественной жизни.

 

Виды или типы власти:

- экономическая

- политическая

- социальная

- культурно-информационная

- и т. д. и т. п.

Формы власти:

- государственная

- семейная

- профсоюзная

 

Власть имеет определенную структуру. Объект, субъект.

Источники власти: законность, авторитет,желание и умения властвовать.

Материальные возможности: престиж, интерес, власть, традиции, …

Ресурсы власти: все средства — экономические, социальные, нормативно-правовые, административно-принудительные, культурно-информационные, демографические.

Функции власти:

- господство

- руководство

- контроль

- регуляция

- координация

- организация

- мобилизация

 

2. Основание власти - разнообразно-общественная жизнь. Под ней понимаются источники, опорные части, на которых строится и держится данная власть. Основой(-нием) власти являются средствами, инструментами, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных целей. Изначально основанием власти была:

- грубая сила. И по сей день она остается в арсенале власти.

- Богатство или владение материальными благами в виде денег или средств производства.

- Знания, информация.

 

Потенциальная власть, Реальная власть.

Но в потенциальной власти заложен желаемый результат политики.

Ресурсы власти: возможности, средства, источники, или так называемый потенциал власти, которые могут быть успешно задействованы для решения той или иной проблемы или задачи. Ресурсы власти это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой важные для субъекта ценности. Телевидение, пресса. Ресурсы власти зависят от характера, или типа носителя власти (законодательная, исполнительная, судебная), они существенно различаются у центральных и региональных органов, у партийных и государственных структур. Непременное условие устройства государственной политической власти — ее легитимность. А точнее общественное признание законности власти, доверие к ней граждан и согласие подчиняться ее установкам и требованиям.

Немецкий социолог Макс Вебер различал 3 типа легитимности:

-традиционная. Она основывается на авторитете традиций и обычаях. Данный тип был характерен для древних восточных империй (Египет, Китай, …).

-харизматическая. Основывается на авторитете и личных достоинствах исключительно одаренной личности политического лидера, доверия к нему граждан.

-Легальная (рационально-правовая). Ее отличает понимание власти обязательности выполнения долга перед обществом, граждане общества доверяют не отдельным представителям этой власти, а устройству государства, законам, согласно которым функционируют институты власти. Эти типы называются идеальными. Но в большинстве случаев власть представляет собой различные комбинации отмеченных выше типов легитимности. Уровень легитимности, или степень поддержки гражданами власти может изменяться, т. е. возможны кризисы легитимности.

 

Политическая власть в РБ

 

Политическая власть государства формируется в условиях узкой конкуренции. Победившие группы получают право выступать от лица общества, использовать для достижения политических целей ресурсы общественной системы. Власть государства как основного верховного политического института осуществляется специальным аппаратом управления общества — системой государственных органов, которая имеют свои особенности в каждом конкретном государстве. Так системы органов государственной власти РБ закрепленную конституцией страны составляют:

президент РБ (президентская власть)

законодательная власть (национальное собрание)

исполнительная власть (парламент, совет министров)

контрольно надзорные органы (органы прокуратуры и гос.Контроль)

 

Лекция NEXT

Политическая система общества

 

1. блаблабла первый вопрос.

При рассмотрении содержания политическая система среди политологов до сих пор существует самые различные толкования этого явления. Существует около 40 определений понятия «политическая система».

В западной политологии различают 2 подхода прихарактеристики политической системы:

1. Институциональный. Здесь политическая система определяется через государственные институционализированные политические организации, системы их связей и взаимосвязей.

2. Системный. Подход № 1 (Институциональный) + структура + правовые нормы + политические роли, реализуемые в политическом поведении.

 

В западной политологии в структуре политической системы различают 3 основных подхода:

1. Рассматриваются роли и действия, виды и образцы поведения индивидов и групп.

2. Политическая система складывается из системы групп, индивидов, организаций.

3. Политическая система состоит из так называемых «входов» и «выходов». «Вход» - это процесс принятия решений

«Выход» - это процесс исполнений и контроля.

ПСО (политическая система общества) — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций) в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Политическая система представляет собой комплекс институтов и организаций, и это прежде всего. Это институты и органы управления, организации и координации политической жизни. Основным институтом политической жизни (политической системы) вокруг которого группируются остальные, является государство. Значительное место в политической системе занимают партии и связанные с ними организации, объединения, союзы. Они во многом определяют жизнеспособность и функционирование политической системы. Таким образом политическая система включает организацию политической власти, отношения между государством и обществом, характеризует политические процессы (состояние политической деятельности — уровень политического творчества, характер политического участия).

Политическая система взаимодействует с обществом и решает следующие задачи:

1. Определяет и реализует политический курс государства.

2. Совершенствует механизм власти

3. Мобилизует и распределяет ресурсы общества, необходимые для удовлетворения его потребности.

4. Интегрирует и регулирует поведение субъектов в политике.

 

Основным свойством политической системы является ее способность к конструктивному реагированию на требования и запросы общества, удовлетворению его интересов. От этого свойства зависит ее самосохранение, стабильность, и качественное совершенствование. Политическая система обладает верховенством и относительной автономией по отношению к другим общественным сферам. Однако ее характер обусловлен окружающей ее общественной средой. Она должна чутко реагировать на требования и запросы общества, предотвращать и оперативно урегулировать социальные конфликты, своевременно принимать и реализовывать политические решения, необходимые обществу.

 

2. Структура и типология политической системы общества

 

ПСО характеризуется наличием определенных механизмов, гарантирующих устойчивость и жизнеспособность. Во-первых это наличие социальных принципов и норм+ традиции, мораль, этика политической жизни. Во-вторых это «механизм коммуникаций», который обеспечивает прямую и обратную связь индивидов, и социальных групп с политической властью. С их помощью разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются действия общественных групп, организаций и движений.

ПСО — результат исторического развития. Она формируется под воздействием общественной и экономической информации. Среда, в которой функционирует и развивается ПСО достаточно сложна по своему строению, в ней различают такие системы, как:

-экономическая

-личностная

-социальная, …

 

В структуре политической системы различают следующие компоненты:

1) институциональный (государство, политические партии, и другие организации)

2) нормативно-регулятивный компонент (правовые нормативные аспекты, нормы + традиции которые регулируют общественную жизнь.

3) Функциональный (выражается в формах и направлениях политической деятельности в различных политических процессах, способе и методах осуществления власти.

4) Информационно-коммуникационный (это всевозможные формы взаимодействия как внутри политической системы, так и вне ее).

5) Компонент политического сознания

6) такие компоненты как идеология и политическая психология.

 

Типы системы.

 

Существуют различные формы политических систем, отличающихся друг от друга. Однако, при всей их специфичности, между ними есть и общие черты. Это дало возможность все современные политические системы объединить в группы на основании тех или иных принципов. К ним относятся:

- характер общественного строя, политический режим, идеология, господствующая в обществе, географическая, национальная, религиозная принадлежность, и т. д.

 

1) по Марксискому подходу различают:

- рабовладельческую,

- феодальную

- буржуазную

- социалистическую политические системы.

В основе лежит характер социально-экономической структуры. Такой принцип позволяет различать политические системы по классовым признакам.

2) Алмонт (американский ученый) различал:

- англо-американскую

- континентально-Европейскую

- тоталитарную

- до индустриальную политические системы

3) Широкое распространение получила типологизация политических систем, в основе которой лежит характер политического режима.

Различают:

- демократическая

- антидемократическая политические системы, (подразделяется на тоталитарный и авторитарный режимы)

4) типологизация основывается на форме государств. Обращается внимание на, во-первых, соотношение различных ветвей и институтов власти и различают монархические политические ПС (абсолютные и конституционные) и республиканские (парламентские, президентские, смешанные). Во вторых — территориальные: унитарные, федерации, конфедерации.

Широко известно типология ПСО на учете сложившейся практики формирования правительства политическими партиями: однопартийные, двухпартийные, многопартийные.

Типология систем в зависимости от политических изменений:

- традиционные

- модернизированные.

Для традиционных характерны устаревшие принципы организации общества, неразвитость форм гражданского общества, форм политического поведения, консерватизм в осуществлении необходимых изменений.

Основной целью модернизированных являются преодоление противоречий порождаемых в обществе социальных контрастов, отношения между элитой и массами.

Также отличают открытые (взаимодействуют с внешним миром) и закрытые.

 

3. Функции политической системы общества

 

1) властная спецификация системы (чего хотим того добьемся)

2) Интеграционная функция (кусочки объединяются в целое)

3) сохранения и адаптации

4) функция взаимодействия и взаимосвязи с экономической и окружающей политической средой

5) регулятивная (регулирование отношений между всеми компонентами политической системы)

6) информационная (информирование людей).

 

 

Лекция NEXT +1

Политический режим (продолжение)

Термин «Тоталитаризм» был введен в политический лексикон в 1925 для характеристики своего движения Б. Муссолини. Позже это понятие использовалось немецкими и американскими политологами. Хотя Тоталитаризм становится политической реальностью 20 века его корни уходят в далекое прошлое.

Тоталитарный режим — это такой режим, при котором государство недовольствуясь функцией официального представительства всего общества выступает единственным и исключительным выразителем общественных потребностей и движений.

Признаки тоталитаризма:

1) централизованное руководство и управление в экономической сфере

2) система всеобщего контроля за поведением индивидов в социальной сфере

3) признание руководящей роли одной партии и осуществление ее диктатуры

4) господство официальной идеологии в сфере духовной и принудительные навязывания ее членам общества.

5) сосредоточение в руках партии и государства средств массовой информации и коммуникации (СМИ).

6) культ руководящей личности на всех уровнях, власть на всех уровнях находится в руках не подотчетной народу номенклатурной администрации.

7) сращивание партийного и государственного аппарата в контроль исполнительными органами выборных.

8) выход карательных органов из подчинения закону и обществу, и как результат => произвол в виде государственного террора и массовых репрессий.\

 

Всеобъемлющая глобализация общества сопровождается его тотальной политизацией, разрастанием аппарата власти, ее проникновением во все части социального организма. Для этого создается мощный аппарат социального контроля, проводится массо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: