Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» (А.С. Пушкин).




Выбор тематического направления и жанра работы

Участника Всероссийского конкурса сочинений 2018 года

Положением о Всероссийском конкурсе сочинений 2018 года утверждены следующие тематические направления:

1) Слово как источник счастья;

2) О проявлении нравственного начала в истории, в жизни, в судьбе;

3) «Хотел бы я знать, какая давность придает сочинению ценность» (Квинт Гораций Флакк): юбилеи российских писателей, поэтов, драматургов в 2018 году;

4) Книги, как люди, имеют свою судьбу, свой характер: юбилеи литературных произведений в 2018 году;

5) «Он хороший писатель. И прежде всего — гражданин» (А. Тарковский): 100-летие со дня рождения А.И. Солженицына;

6) «Хоровод муз» (А.Блок): 2018 – Год театра и балета;

7) Россия, устремлённая в будущее;

8) Имен в России славных много;

9) «Настоящая ответственность бывает только личной» (Ф. Искандер): 2018 – Год добровольца (волонтера);

10) Вместе – целая страна: 2018 – Год единства народов России (варианты названий, из них можно выбрать);

11) «Деньгами надо управлять, а не служить им» (Луций Анней Сенека);

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» (А.С. Пушкин).

Тематическое направление участник Конкурса выбирает самостоятельно. При выборе тематического направления участник Конкурса может обратиться за помощью к членам семьи и учителю, осуществляющему его педагогическое сопровождение. Выбор тематического направления рекомендуется производить с учетом региональной специфики.

 

Положением о Всероссийском конкурсе сочинений 2018 года определены следующие жанры конкурсных работ: рассказ, сказка, письмо, дневник, заочная экскурсия, очерк, репортаж, интервью, слово, эссе, рецензия.

Напоминаем вам главные признаки этих жанров:

· рассказ – небольшое повествовательное литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии из жизни героя. Рассказ содержит малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеет одну сюжетную линию;

· сказка – эпическое произведение фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В сказке ставятся эстетические, моральные, социальные проблемы;

· письмо – эпистолярный жанр литературы, художественное или публицистическое произведение подлинного или вымышленного характера; обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса или к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности;

· дневник – форма повествования, которое ведется от первого лица (реального или вымышленного). Дневник содержит записи о текущих событиях, представляемых в хронологическом порядке. Этим обусловлена композиция дневника: разбиение текста на части обусловлено датой произошедшего события. Рассказ о событиях всегда ведется от первого лица, выбор темы дневниковых записей определяется личными интересами автора;

· заочная экскурсия – 1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая- либо достопримечательность. 2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения;

· очерк – в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором. В основе очерка, как правило, лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры;

· репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий широкому кругу людей о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В композиции репортажа можно выделить три части: 1) экспозиция (краткое описание места, времени, участников события); 2) информационный блок (характеристика события, диалоги с участниками, описание деталей, которые, по мнению автора, наиболее точно отражают суть происходящего); 3) заключительная часть (краткая авторская оценка события, которому посвящен репортаж);

· интервью – жанр публицистики, представляющий собой беседу интервьюера и интервьюируемого, обменивающихся информацией (взглядами, фактами, сведениями мнениями), представляющей интерес для публики;

· слово – литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания. В древнерусской литературе – название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением;

· эссе – жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу. Главную роль в эссе играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Выбор темы эссе определяется личным интересом автора;

· рецензия – критическая статья или заметка, в которой содержится критический разбор произведения — художественного, научного, публицистического характера и т. п., — дающий информацию об этом произведении и его оценку. Рецензия, оценивающая несколько произведений, объединённых по какому-либо признаку, называется обозрением. Предметом рецензии являются информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Суть рецензии – выразить отношение рецензента к исследуемому

 

Жанр сочинения участник Конкурса определяет самостоятельно. Учитель, осуществляющий педагогическое сопровождение участника Конкурса, может оказать ему консультативную помощь в определении жанра. При оказании помощи в выборе жанра сочинения и определении жанровой принадлежности конкурсной работы учителю, осуществляющему педагогическое сопровождение участника Конкурса, рекомендуется учитывать:

- возраст участника. Анализ конкурсных работ прошлых лет показывает, что обучающиеся 4-5 классов не способны претендовать на успех, например, в таком жанре как эссе;

- содержание работы. Зачастую работы, жанр которых обозначен как «эссе», имеют ярко выраженное сюжетное или информационное содержание и являются скорее рассказами или очерками; «сказки» лишены установки на фантастический вымысел; «письмо» только формально обращено к некоему адресату, а его основное содержание никак не поддерживает это обращение;

- стилистические и художественные особенности работы. Так, например, жанр «слово» требует использования риторических приемов, характерных для ораторской речи; «эссе» предполагает свободную композицию, выражение субъективного взгляда автора на значимую для него тему (проблему), обращение автора к ассоциативному ряду.

Ошибки в определении жанровой принадлежности ведут к значительному понижению общей оценки конкурсной работы.

 

1. Тематическое направление «Слово как источник счастья» предполагает написание работ, посвященных размышлениям о языке, его роли в жизни человека и общества, о языке как средстве установления разного рода коммуникаций, о возможностях, которые предоставляет человеку владение языком, о необходимости сохранения языка, об экологии языка. Работы могут быть написаны с использованием научного, литературного, биографического, краеведческого, этнографического материала. Рекомендуемые жанры сочинения в рамках тематического направления: слово, рассказ, очерк, дневник, эссе.

2. Тематическое направление «О проявлении нравственного начала в истории, в жизни, в судьбе» предполагает написание работ, посвященных размышлениям о движущих силах истории, о нравственных основах исторических событий, о влиянии исторических событий на становление человеческой личности. Работы могут быть написаны с использованием исторического, литературного, биографического и краеведческого материала. Рекомендуемые жанры сочинения: рассказ, очерк, репортаж, интервью, дневник, эссе.

3. Тематическое направление «Хотел бы я знать, какая давность придает сочинению ценность» (Квинт Гораций Флакк) предполагает написание сочинений, посвященных жизни и творчеству российских писателей, поэтов, драматургов, чьи юбилеи отмечаются в 2018 году: А.А. Дельвиг (220 лет), И.С. Тургенев (200 лет), Л.Н. Толстой (190 лет), Н.Г. Чернышевский (190 лет), М. Горький (150 лет), Н. Носов (110 лет), Б. Заходер (100 лет), А. Галич (100 лет), Ч. Айтматов (90 лет), Ю. Коваль (80 лет), В. Крапивин (80 лет), Л. Петрушевская (80 лет), В. Высоцкий (80 лет). Сочинения могут быть написаны также с опорой на творчество и биографию региональных писателей-юбиляров. В основу сочинения может быть положен литературный, мемуарный, биографический и краеведческий материал, работа может содержать оценку и истолкование произведений данных авторов. При обращении к художественным произведениям их следует не пересказывать, а анализировать. Работы, посвященные биографии и творчеству российских писателей и поэтов, которые не являются юбилярами в 2018 году, будут считаться не соответствующими тематическим направлениям Конкурса. Рекомендуемые жанры сочинения: рассказ, сказка, заочная экскурсия, дневник, интервью, письмо, очерк, слово.

4. Тематическое направление «Книги, как люди, имеют свою судьбу, свой характер: юбилеи литературных произведений в 2018 году» предполагает написание сочинений, посвященных книгам-юбилярам 2018 г. (за отсчет берется дата публикации прозаических произведений или сборников, публикации или постановки на сцене для драматических произведений, дата написания – для поэтических произведений):

180 лет – «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова;

170 лет – «Белые ночи» Ф.М. Достоевского;

160 лет – «Аленький цветочек», «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова (публикация единой книгой);

150 лет – «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского;

140 лет – «Бесприданница» А.Н. Островского;

120 лет – «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч» А.П. Чехова;

110 лет – «Романтические цветы» Н. Гумилева, «Суламифь» А.И. Куприна, «На поле Куликовом» А. Блока;

100 лет – «Двенадцать» А.А. Блока, «Фарфоровый павильон» Н. Гумилева, «Инония» С. Есенина;

90 лет – «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова, «Человек-амфибия» А. Беляева, «Лесная газета» В. Бианки (публикация единой книгой), «Три толстяка» Ю. Олеши;

80 лет – «Старик Хоттабыч» Л. Лагина;

70 лет – «Кортик» А. Рыбакова.

Предлагаемый список может быть дополнен другими произведениями, в том числе произведениями региональных писателей. Работы могут быть написаны с использованием мемуарного, биографического, литературного и краеведческого материала, содержать оценку и истолкование произведений, рассказ или размышления о роли той или иной книги в жизни автора сочинения. Художественные произведения, которым посвящено сочинение, следует не пересказывать, а анализировать. Рекомендуемые жанры сочинения: очерк, рассказ, сказка, заочная экскурсия, дневник, интервью (с автором или героем произведения), письмо, рецензия (на постановку или экранизацию произведения).

5. Тематическое направление, связанное со 100-летием со дня рождения А.И. Солженицына, предполагает написание сочинений, посвященных как литературному творчеству, так и общественной деятельности, фактам из биографии писателя. Работы могут быть написаны с использованием исторического, мемуарного, биографического, литературного и краеведческого материала, содержать оценку и истолкование произведений А.И. Солженицына. При обращении к художественным произведениям их следует не пересказывать, а анализировать. Рекомендуемые жанры сочинения: очерк, рецензия, рассказ, заочная экскурсия, интервью, письмо.

6. Тематическое направление «Хоровод муз» (А. Блок): 2018 – Год театра и балета» предполагает написание сочинений, посвященных связям литературы с такими видами искусства, как театр, музыка, балет, а также истории русского театра и балета, известным деятелям театрального искусства, значению театра в жизни человека и общества вообще и конкретно автора сочинения. Работы могут быть написаны с использованием литературного, искусствоведческого, биографического и краеведческого материала. При обращении к художественным произведениям их следует не пересказывать, а анализировать. Данное направление не предполагает написание сочинений об искусстве вообще, общих рассуждений без конкретного содержания. Рекомендуемые жанры сочинения: сказка, рассказ, очерк, рецензия, дневник, интервью, письмо.

7. Тематическое направление «Россия, устремлённая в будущее» предполагает написание сочинений, посвященных представлениям конкурсантов об эффективных технологиях будущего в области науки и образования, промышленности, энергетики, транспорта, медицины, экологии, градостроительства, энергетики, космонавтики. Работы могут быть написаны с использованием научного или документального материала. В рамках данного тематического направления на общих основаниях принимаются работы участников Конкурса «Вместе ярче». Рекомендуемые жанры сочинения: сказка, фантастический рассказ, дневник, очерк, репортаж.

8. Тематическое направление «Имен в России славных много» предполагает написание работ, посвященных размышлениям о вкладе человека в развитие России в целом и своей малой родины, достижениям уроженцев региона, приобретших общероссийскую и мировую известность в различных областях, людям, чьи жизнь и деятельность являются примером для молодого поколения. Работы могут быть написаны с использованием исторического, биографического и краеведческого материала. Рекомендуемые жанры сочинения: сказка, рассказ, очерк, репортаж, интервью.

9. Тематическое направление «Настоящая ответственность бывает только личной» (Ф. Искандер): 2018 – Год добровольца (волонтера) предполагает написание сочинений о проявлении гражданской активности в различных областях жизни, об участии молодежи в социально значимых, культурно-просветительских, экологических добровольческих движениях, о стремлении помогать людям, приносить пользу России, малой родине. Желательно, чтобы работа была написана с опорой на личный, реальный опыт участия конкурсанта в социально значимой деятельности. Рекомендуемые жанры сочинений: очерк, репортаж, дневник.

10. Тематическое направление «Вместе – целая страна»: 2018 – Год единства народов России» предполагает написание сочинений, посвященных укреплению мирных, дружеских межнациональных отношений народов, проживающих в Российской Федерации. Работы могут быть написаны с использованием исторического, литературного, биографического и краеведческого материала. Рекомендуемые жанры сочинения: сказка, рассказ, очерк, интервью, письмо.

11. Тематическое направление «Деньгами надо управлять, а не служить им» (Луций Анней Сенека) предполагает написание работ, посвященных вопросам финансовой грамотности. Работы могут быть написаны с использованием исторического, биографического и краеведческого материала. Рекомендуемые жанры сочинения: очерк, рассказ, сказка, дневник, интервью, письмо.

12. Тематическое направление «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» (А.С. Пушкин) предполагает написание работ, раскрывающих осмысление конкурсантами понятия «цивилизационное наследие России»: того, что является вкладом России в мировую историю, культуру, науку и собственной ответственности за сохранение и приумножение этого наследия. За основу работы желательно взять конкретный историко-культурный или краеведческий материал. Рекомендуемые жанры: рассказ, сказка, заочная экскурсия, очерк, интервью, слово, эссе.

 

Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от выбранного тематического направления, жанра и содержания своей работы.

При оказании помощи в выборе формулировки темы сочинения учителю, осуществляющему педагогическое сопровождение участника Конкурса, рекомендуется учитывать соответствующие критерии оценки: уместность, самостоятельность, оригинальность, адекватность содержанию.

Не рекомендуется использовать в качестве темы формулировку тематического направления (что достаточно часто встречалось в предыдущие годы), поскольку это размывает границы содержания сочинения, понижает общую оценку конкурсной работы (по показателю «Формулировка темы сочинения (уместность, самостоятельность, оригинальность)»), а также ведет к ошибкам при публикации сочинения в сборнике работ-победителей конкурса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: