Лабораторная работа №1. Знакомство со средой программирования




Лабораторная работа №1

Знакомство со средой программирования

Microsoft Visual C++

1. Цель работы: Изучение меню и настроек интегрированной среды Visual C++.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Среда программирования Microsoft Visual C++ входит в состав пакета Microsoft Visual Studio, а также поставляется в виде отдельного инструмента.

Visual Studio Express Editions это серия инструментов семейства Visual Studio, представляющие собой упрощенную и облегченную среду разработки с усеченными возможностями профессиональных версий Visual Studio.

Например, Visual Studio 2008 Express Editions содержит следующие инструменты:

- Visual C# 2008 Express Edition;

- Visual Basic 2008 Express Edition;

- Visual C++ 2008 Express Edition;

- Visual Web Developer 2008 Express Edition — облегченный инструмент для создания динамически-обновляемых веб-сайтов и веб-сервисов.

Среда программирования Visual C++ состоит из следующих основных компонентов:

- редактор исходного текста;

- редактор ресурсов;

- компилятор кода;

- компилятор ресурсов – компилирует текстовые файлы с описанием ресурсов (RS) в двоичные RES – файлы;

- компоновщик – служит для формирования исполняемого Exe файла;

- отладчик – выполняет трассировку программы (пошаговое выполнение) с целью поиска ошибок в программе.

В связи с тем, что уровень сложности программного обеспечения очень высок, разработка приложений Windows с использованием только какого-либо языка программирования (например, языка C) значительно затрудняется. Программист должен затратить массу времени на решение стандартных задач по созданию многооконного интерфейса. Чтобы облегчить работу программиста практически все современные компиляторы языка C++ содержат специальные библиотеки классов. Такие библиотеки включают в себя практически весь программный интерфейс Windows и позволяют пользоваться при программировании средствами более высокого уровня, чем обычные вызовы функций. За счет этого значительно упрощается разработка приложений, имеющих сложный интерфейс пользователя, облегчается поддержка технологии OLE и взаимодействие с базами данных.

Библиотеки Visual C++:

1) Standard C++ Library;

2) библиотека классов Microsoft Foundation Class Library (MFC);

3) библиотека классов.Net Framework –;

4) Microsoft Active Template Library (ATL) – представляет собой средство построения элементов управления ActiveX.

5) Библиотека C Run-Time Library (CRT)

6) OLE DB Templates и др.

Одной из самых популярных библиотек C++ является библиотека классов MFC (Microsoft Foundation Class).

MFC – это базовый набор (библиотека) классов, написанных на языке С++ и предназначенных для упрощения и ускорения процесса программирования под Windows.

Библиотека содержит многоуровневую иерархию классов, которые дают возможность создавать Windows-приложения на базе объектно-ориентированного подхода.

В Visual C++ могут быть встроены средства, позволяющие программисту облегчить разработку приложений. В первую очередь к ним относятся MFC AppWisard, ClassWizard и редактор ресурсов.

Мастер приложений (AppWizard) – генератор кода, создающий рабочую заготовку Windows-приложения с теми компонентами, именами классов, которые программист задает в его диалоговых окнах. Конечно, MFC AppWizard не всесилен. Прикладную часть приложения программисту придется разрабатывать самостоятельно. Исходный текст приложения, созданный MFC AppWizard, станет только основой, к которой нужно подключить остальное. Но работающий шаблон приложения – это уже половина всей работы. Исходные тексты приложений, автоматически полученных от MFC AppWizard, могут составлять сотни строк текста. Набор его вручную был бы очень утомителен.

Мастер классов (ClassWizard) – программа, реализованная как DLL (сокращ. от англ. Dynamic-Link Library – динамически подключаемая библиотека); избавляет программистов от монотонной работы, связанной с кодированием классов Visual С++ (с созданием новых классов, виртуальных функций и т.п.);

Консольные и оконные приложения

В среде программирования Visual C++ можно создавать консольные и оконные приложения.

Консоль — это монитор и клавиатура. Консольное приложение – приложение, не имеющее графического интерфейса, для которого устройством ввода является клавиатура, а устройством вывода — монитор. Такие программы работают в окнах, напоминающих окна сеансов DOS (рисунок 1).

Рисунок 1 – Консольное приложение

Консольные приложения удобны как иллюстрации при рассмотрении общих вопросов программирования, когда необходимо сосредоточиться на сути проблемы не задумываясь о пользовательском интерфейсе. На практике консольные приложения применяются для различного вида утилит, тестовых программ и т.д.

Оконное приложение (Windows-приложение) – приложение, в котором используется Windows-интерфейс GUI (Grphical User Interface – графический интерфейс пользователя).

Отправной точкой любой разработки в Visual C++ является диалоговое окно File→New→Project. Для создания консольного приложения следует выбрать CLR Console Application.

CLR, сокр. от Common Language Runtime – «общеязыковая среда выполнения» — это компонент пакета Microsoft.NET Framework, виртуальная машина, на которой исполняются все языки платформы.NET Framework.

Компиляция программы

Чтобы скомпилировать программу в интегрированной среде разработки (Integrated Development Environment — IDE) Visual C++ необходимо выбрать команду Start Debugging с панели инструментов, меню или клавишей F5 (рисунок 2).

Рисунок 2 – Компиляция программы

 

Продолжение рисунка 2

В результате работы С++-компилятора получается выполняемый объектный код. Для Windows-среды выполняемый файл будет иметь то же имя, что и исходный, но другое расширение, а именно расширение.ехе.

При попытке скомпилировать программу с ошибками компилятор выдаст сообщение о наличии синтаксических ошибок и укажет их количество (рисунок 3).

Рисунок 3 – Сообщение о наличии ошибок

Если компилятор «подозревает», но не «уверен» в ошибке (например, некорректность конструкции при видимой правильности с точки зрения синтаксиса), то он выдает предупреждение warning(s).

Оборудование

ПЭВМ IBM PC, SVGA монитор с разрешением не менее 800*600 пикселей, клавиатура, мышь, среда Visual Studio C++.

Задание на работу

Установить среду программирования Visual C++ и изучить ее интерфейс.

Порядок выполнения работы

1. Изучить теоретические положения

2. Запустить Visual C++ и создать консольное приложение.

3. Запустить программу на выполнение (сочетание клавиш Ctrl+F5)

4. Внести в программу ошибки

5. Скомпилировать программу и проанализировать результат

6. Оформить отчет

Содержание отчета

1. Номер и название лабораторной работы

2. Цель и задачи

3. Текст программы

4. Результаты и выводы по лабораторной работе


Лабораторная работа №2

Основы языка С/C++. Линейные программы

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Изучение меню и настройка интегрированной среды. Получение навыков по составлению и отладке простейших программ на языке Си. Изучение организации простейшего ввода-вывода на языке Си.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Структура программы на языке Си

Общая структура программы на Си содержит следующие разделы:

# include <aa1> … # include <aaN> Раздел подключения библиотек. aа1, aа2,… aaN - имена библиотек
# define ип 1[1] значение1 … # define ип M значениеM Раздел описания констант. ип1 ,…, ип M – константы.
Тип1 ип 1,…,ип K; … ТипM1 ип 1,…,ип K1; Раздел описания глобальных переменных
Тип_ф-ции ИФ [2] (Тип1 ип 1,…,ип K); Раздел объявления функций
main()  
{  
Тип1 ип 1,…,ип K; … ТипM ип 1,…,ип K1; Раздел описания локальных переменных
/* Тело функции main */  
return();  
}  
Тип_ф-ции ИФ (Тип1 ип 1,…,ип K) Раздел определения функций
{  
return();  
}  

Переменные и типы языка Си

В языке Си все переменные должны быть описаны до их использования, обычно это делается в начале функции до первого выполняемого оператора.

Описание состоит из спецификатора типа и списка переменных, имеющих этот тип.

Тип int означает, что все переменные списка целые, т.е. числа, лежащие между -32768 и +32767.

Тип float предназначен для чисел с плавающей точкой, т.е. для чисел, которые могут иметь дробную часть и лежащие в диапазоне от 10е-38 до 10е+38.

Тип char - символ - один байт.

Тип double плавающее с двойной точностью (для 16-разрядных ПЭВМ 64 бита со знаком).

С типом можно использовать квалификаторы (модификаторы):

short (короткое),

long (длинное)

unsigned (без знака).

Функция printf()

Функция printf предназначена для вывода информации на экран. Формат ее прост и гибок:

printf("<форматная строка>",<аргумент>,<аргумент>,...);

Форматная строка - это строка, которая начинается и заканчивается двойными кавычками (" "). Целью функции printf является вывод этой строки на экран. До вывода аргументы, указанные в строке, преобразуются в соответствии со спецификаторами формата, указанными в форматной строке.

Для каждого спецификатора формата должен быть указан один и только один аргумент. Если аргумент принадлежит типу данных, который не соответствует указанному в спецификаторе формата, то Турбо-Си попытается проделать соответствующее преобразование. Аргументами могут быть переменные, константы, выражения, вызовы функций, т.к. они могут быть чем угодно, возвращающим значение, подходящее соответствующей спецификации формата.

Наиболее часто используются следующие спецификаторы форматов:

%d - целое

%u - беззнаковое целое

%p - значение указателя

%f - с плавающей точкой

%e - с плавающей точкой в экспоненциальной форме

%c - символ

%s - строка

%x или %X целое в шестнадцатеричном формате

Ширина поля может быть может быть указана цифрой, помещенной между знаком % и буквой. Например, десятичное поле шириной 4 символа будет указано так: %4d. Значение будет напечатано с выравниванием вправо (с ведущими нулями), так что общая длина поля будет равна 4 символам.

Если вам нужно напечатать знак процента, вставьте %%.

Пример. printf("значение переменной а =,%d\n");

Последовательность \n не является спецификатором формата. По традиции это называется esc-последовательностью и представляет собой символ перехода на новую строку, поэтому после печати строки маркер переходит в начало следующей строки.

Если нужно напечатать обратную косую черту - напечатайте две косых черты \\.

Функция scanf()

Основное назначение функции scanf - интерактивный ввод информации.

Формат функции scanf: scanf ("<форматная строка>",<адрес>,<адрес>,...);

Функция scanf использует многие из тех спецификаторов формата со знаком %, что и функция printf.

Однако, у этой функции есть важная отличительная черта: за форматной строкой следуют не значения, а адреса.

Например, следующая строка: scanf("%d%d",& a,& b) означает, что программа ожидает ввода двух десятичных целых значений, разделенных пробелом; первое значение будет присвоено переменной а, второе - переменной b.

Если вместо пробела вы хотите разделять свои переменные запятой, отредактируйте эту строку так: scanf("%d,%d",& a,& b). Такая строка позволит передавать в программу значения, разделяя их запятой.

Функция gets()

С помощью функции gets выполняется считывание символов из стандартного входного потока. Если входной поток прерывается символом перехода на новую строку ‘\n’, то этот символ отбрасывается и не попадает в строку s.

Формат функции gets:

gets(<аргумент – строка s>);



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: