Москва
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 декабря 2014 г. № 1538.
Разработчики:
ГБОУ ВО МГПУ профессор В.М. Алиев
ГБОУ ВО МГПУ доцент Р.С. Данелян
Эксперты:
ГБОУ ВО МГПУ профессор В.И. Гладких
Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин
Протокол № 11 от «25 » июня 2015 г.
Заведующий кафедрой _______________ доктор юридических наук, доцент Ростокинский А.В.
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий выпускающей кафедры уголовно-правовых дисциплин
_____________________________________ доктор юридических дисциплин Ростокинский А.В.
Рабочая программа дисциплины утверждена ученым советом Юридического института
Протокол № 08 от «25 » июня 2015 г.
Директор института _________________ кандидат исторических наук, доцент Ростиславлев Д.А.
- Цели и задачи освоения дисциплины:
Курс «Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право» призван сформировать у аспирантов способность аналитического подхода к изучению Уголовного права РФ, приобретению навыков самостоятельно формулировать предложения по оптимизации уголовного законодательства, устранению законодательных и правоприменительных проблем; умение проводить криминологический анализ преступности, выявлять причинный комплекс отдельных видов преступлений, выявлять характерные признаки лиц, совершающих отдельные виды преступлений, анализировать и давать рекомендации по мерам противодействия преступности; формировать целостное представление о правовой регламентации исполнения уголовных наказаний как предпосылки для правильного применения правовых норм на практике. В курсе освещаются основные актуальные проблемы уголовного права, криминологии, уголовно-исполнительного права вызывающие дискуссии в среде ученых и правоприменителей.
Образовательные цели освоения дисциплины: обеспечение профессионального образования, способствующего осознанию социальной значимости профессии юриста, добросовестному исполнению профессиональных обязанностей, соблюдению принципов этики юриста, владению культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, обладанию нетерпимым отношением к коррупционному поведению, уважительному отношением к праву и закону, способности использовать основные положения и методы теории уголовного права, криминологии, уголовно-исполнительного права при решении профессиональных и социальных задач.
Профессиональные цели освоения дисциплины. Подготовка аспиранта к решению профессиональных задач: правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической деятельности. Формировать научное юридическое мировоззрение, правовую культуру, выработать ценностные ориентации в жизни и практической деятельности, основанные на приоритете прав и свобод личности, а также способности принимать компетентное решение в профессиональной деятельности.
Задачи:
Овладение глубокими знаниями о проблемах уголовно-правовой политики, оценке профилактических возможностей уголовного закона; источников уголовного права и развития уголовного законодательства; принципов уголовного права и приоритетов уголовно-правового воздействия; многоколейности уголовно-правового воздействия и совершенствование системы наказаний; определения преступления, объекта уголовно-правовой охраны и пообъектной классификации преступлений; разграничения преступлений и проступков; природы общественной опасности; тяжести преступления; субъективного вменения; наказуемости преступной деятельности, включая ее организованные формы; определения предмета и метода современной криминологии; криминологической экспертизы проектов нормативных актов, оценки профилактических возможностей уголовного закона; оценки параметров преступности и достоверности криминальной статистики; реализации привлечения к уголовной ответственности, исполнения наказания и возможности использования альтернативных процедур; построения системы органов и учреждений, осуществляющих исполнение наказаний и применение иных мер воздействия; оценки эффективности исполнения приговора суда; режимов отбывания наказаний, связанных с ограничением и лишением свободы, соотношением с условиями отбывания наказания; изменения приговора суда с учетом поведения осужденного.
- Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право» относится к обязательным дисциплинам вариативной части Блока 1 Дисциплины (модули) Б.1.В.ОД.4 и изучается в 3 семестре.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
универсальные компетенции (УК):
- способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе междисциплинарных областях (УК-1);
- способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
- способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6);
общепрофессиональные компетенции (ОПК):
- владение культурой научного исследования в области юриспруденции, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий (ОПК-2);
- способность к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции с соблюдением законодательства Российской Федерации об авторском праве (ОПК-3)
- готовность к преподавательской деятельности по образовательным программа высшего образования (ОПК-5);
профессиональные компетенции (ПК):
- способность формулировать рекомендации по совершенствованию норм, предусматривающих ответственность за преступления (ПК-1);
- способность анализировать современное состояние и тенденции развития законодательства (ПК-2);
- способность критического анализа зарубежных правовых институтов, практики, научных воззрений и использования положительного опыта по законодательному конструированию уголовно-правовых норм (ПК-3);
- способность анализировать и обобщать судебную практику по конкретным уголовным делам (ПК-4);
- способность давать правильную правовую оценку обстоятельствам совершения преступления, последовательно осуществлять процесс квалификации преступлений (ПК-5).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- проблемы уголовно-правовой политики, оценки профилактических возможностей уголовного закона;
- проблемы источников уголовного права и развития уголовного законодательства;
- проблемы определения преступления, объекта уголовно-правовой охраны и пообъектной классификации преступлений;
- проблемы определения предмета и метода современноя криминологии;
- проблемы криминологической экспертизы проектов нормативных актов, оценки профилактических возможностей уголовного закона;
- проблемы построения системы органов и учреждений, осуществляющих исполнение наказаний и применение иных мер воздействия;
- проблемы оценки эффективности исполнения приговора суда;
- проблемы обособления уголовного права среди отраслей публичного права;
- проблемы систематизации преступлений и определения приоритетов уголовной защиты. Пределы криминализации;
- проблемы освобождения от уголовной ответственности.
- проблемы уголовного воздействия в системе мер обеспечения безопасности личности, коллектива, общества и государства;
- проблема систематизации уголовных наказаний и иных мер воздействия;
- проблемы определения предмета криминологии, соотношения криминологии с социологией, психологией, судебной статистикой и др.;
- проблемы криминологического определения и характеристик преступности;
- частные направления криминологических исследований в России и за рубежом;
- проблема метода в криминологии;
- криминологический инструментарий прикладного исследования;
- криминологические методики измерения реального состояния преступности;
- проблема достоверности криминальных учетов;
- теории криминального дебюта и рецидива, деликвентская карьера и профессиональная преступность. Криминологические рекомендации по профилактики данных криминальных явлений;
- маргинальная и элитарная преступность. Криминологические рекомендации по профилактики данных криминальных явлений;
- проблема определения приоритетов совершенствования уголовно-исполнительной системы;
- диверсификация режимов и условий исполнения наказаний, проблемы вовлечения осужденного в реализацию целей наказания и иных мер уголовно-правового воздействия;
- судимость и ее правовые последствия. Проблемы мер безопасности, применяемых к ранее судимым лицам. Административный надзор;
- организация системы пробации для достижения целей мер воздействия (российский и зарубежный опыт);
Уметь:
- выполнять профессиональные обязанности юриста;
- квалифицировать свои действия с точки зрения профессиональной этики;
- разрабатывать нормативные правовые акты;
- квалифицированно применять нормы уголовного права;
- осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации в области правоохранительной и правоприменительной деятельности;
- принимать оптимальные управленческие решения;
- квалифицированно проводить научные исследования в области права;
- преподавать уголовное право на высоком теоретическом и методическом уровне;
- эффективно осуществлять правовое воспитание.
- выявлять недостатки законодательных конструкций преступлений;
-формулировать рекомендации по совершенствованию норм, предусматривающих ответственность за преступления;
- анализировать современное состояние и тенденции развития законодательства в части противодействия преступлениям;
Владеть:
- достаточным уровнем профессионального правосознания;
- приемами, совершенствования и развития своего интеллектуального и общекультурного уровня;
- навыками квалифицированно применять нормы уголовного, уголовно-исполнительного права;
- навыками исполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;
- навыками осуществлять предупреждения правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;
- способами квалифицированно толковать нормативные правовые акты;
- умением проводить юридическую экспертизу проектов норм уголовного права, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
- умением давать квалифицированные юридические заключения и консультации в области правоохранительной и правоприменительной деятельности;
- способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права;
- навыками преподавать уголовное право на высоком теоретическом и методическом уровне;
- навыками эффективно осуществлять правовое воспитание;
- методами уголовно-правового анализа преступлений;
- методами выявления и способами устранения недостатков конструкций уголовно-правовых норм.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов/ зачетных единиц | Семестры 1 курс, 1 семестр |
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Семинары (С) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
В том числе: | ||
Указываются виды самостоятельной работы | ||
Подготовка к коллоквиуму | ||
Подготовка реферата | ||
Подготовка к практическим занятиям | ||
Решение задач и т.д. | ||
Вид промежуточной аттестации (экзамен) | ||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | ||
5. Структура и содержание дисциплины