образовательные технологии (тематический план)
Тематический план
(очная форма обучения)
№ п.п. | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | ||
Лекции | практические или семинарские занятия | лабораторные занятия | ||||
Тема 1. Предмет и методология истории политических и правовых учений | Опрос | |||||
Тема 2. Политические и правовые учения в странах Древнего мира | Опрос, доклады | |||||
Тема 3. Политические и правовые учения Средних веков, Возрождения и Реформации | Опрос, доклады | |||||
Тема 4. Политические и правовые учения Нового времени в Западной Европе (XVII - XVIII века) | 2 (в интерактивной форме) | Научная дискуссия | ||||
Тема 5. Политические и правовые учения Нового времени в Западной Европе (XIX – начало XX века) | 2 (в интерактивной форме) | «Круглый стол» | ||||
Тема 6. Политические и правовые учения Нового времени в России XIX – начала XX веков | Опрос, доклады | |||||
Тема 7. Политические и правовые учения XX века | 4 (в интерактивной форме) | «Круглый стол» | ||||
ВСЕГО | ||||||
% занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | 40 % (т. 4, 5. 7) |
Тематический план
(заочная форма обучения)
№ п.п. | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | ||
Лекции | практические или семинарские занятия | лабораторные занятия | ||||
Тема 1. Предмет и методология истории политических и правовых учений | ||||||
Тема 2. Политические и правовые учения в странах Древнего мира | ||||||
Тема 3. Политические и правовые учения Средних веков, Возрождения и Реформации | Опрос, доклады | |||||
Тема 4. Политические и правовые учения Нового времени в Западной Европе (XVII - XVIII века) | 2 (в интерактивной форме) | Научная дискуссия | ||||
Тема 5. Политические и правовые учения Нового времени в Западной Европе (XIX – начало XX века) | 2 (в интерактивной форме) | «Круглый стол» | ||||
Тема 6. Политические и правовые учения Нового времени в России XIX – начала XX веков | ||||||
Тема 7. Политические и правовые учения XX века | 2 (в интерактивной форме) | «Круглый стол» | ||||
ВСЕГО | ||||||
% занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | 60 % (т. 4, 5. 7) |
Самостоятельная работа
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов и магистрантов (CPC) относится к информационно-развивающим методам обучения, направленным на первичное овладение знаниями.
Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Следует особо подчеркнуть, что учебным планом около 70 % учебного времени (от объема учебных занятий) выделено на самостоятельную работу. Это свидетельствует о высокой значимости этой формы учебной работы.
Дисциплина «История политических и правовых учений» изучается магистрантами в течение одного семестра и завершается сдачей зачёта. Во время периода теоретического обучения основными видами учебных занятий являются лекции и семинары, а также индивидуальные консультации.
Лекции как традиционный вид учебных занятий имеют преимущественно научно-ориентирующее и методическое значение. В них основное внимание уделяется характеристике проблемного поля учебной дисциплины, общему анализу её содержательных элементов и особенностям структурирования учебного материала. На лекциях также даются методические рекомендации по самостоятельному изучению рекомендуемых учебных и научных источников, подготовке к семинарам. Последним, с учетом объема отводимого на них времени, придается особая значимость. В ходе семинарских занятий выявляются итоги самостоятельной работы студентов, корректируются выводы и аргументация.
Изучение программного материала учебной дисциплины предполагает обращение к учебной и научной литературе по таким отраслям знаний, как: «Философия», «Философия права», «Логика», «Политология», «История государства и права зарубежных стран», «История отечественного государства и права», «Теория государства и права», и др.
С тем, чтобы достичь необходимой полноты и глубины в усвоении материала курса, целесообразно придерживаться следующих правил:
1. Изучение взглядов того или иного мыслителя надо начинать с определения социально-политических особенностей той исторической эпохи, в обстановке которой они были выдвинуты и развиты.
2. Необходимо ознакомиться с общефилософскими взглядами теоретика (в том объеме, в каком они представлены в учебнике) и, главное, понять их значение для построения им своей политико-правовой концепции.
3. Следует уяснить представления и аргументацию мыслителя по таким принципиально важным в теоретическом отношении вопросам, как происхождение и сущность государства и права, организация и назначение государственной власти, принципы права и т.п. (в зависимости от круга проблем, поднятых непосредственно самим мыслителем).
4. Необходимо выявить и осознать, интересы каких социальных групп или классов прямо или косвенно представлены в данном политико-правовом учении, как соотносятся в данном случае субъективные намерения мыслителя и достигаемый им объективный результат.
5. Необходимо четко представлять научный вклад каждого из рассматриваемых в ходе изучения курса мыслителей в развитие политико-правовых учений, осознавать, какие идеи или категории были введены в политико-правовые учения либо концептуально переосмыслены соответствующим философом, какова связь его идей с предшествующими и последующими этапами развития политической и правовой мысли.
Следует учесть, что изучение курса предполагает обязательное ознакомление с первоисточниками - произведениями классиков политико-правовой мысли. Невозможно в достаточной степени усвоить материал этого сложного курса, ограничившись только учебником и прочитанными по курсу лекциями. Учебник, призванный охватить все вопросы учебной программы, естественно не может с достаточными подробностями излагать содержание произведений теоретиков прошлого - в нем дается анализ лишь важнейших, ведущих положений их учений, определяется их роль в политической жизни соответствующей эпохи, показывается их значение для дальнейшего развития политической и правовой науки. Все эти сведения необходимы студенту, но без непосредственного обращения к самим первоисточникам - сочинениям классиков политико-правовой мысли - они оказываются недостаточными, студент не получает должного представления о содержании отдельных произведений того или иного мыслителя, манере изложения им своих идей и т.п. Знания, приобретенные посредством ознакомления с первоисточниками, позволяют избежать догматизма в формировании политико-правовых представлений и добиться основной цели изучения дисциплины – навыков самостоятельного критического анализа политико-правовых явлений и процессов.
Перечень основных источников, находящихся в библиотеке филиала, содержится в списке основной рекомендованной литературы. Дополнительная литература, в частности, научные публикации в периодических изданиях, также в основном имеются в фондах библиотеки. К наиболее содержательным в научном плане периодическим изданиям относятся, в частности, такие журналы, как: «Вопросы философии», «Политические исследования», «Государство и право», «Журнал российского права», «Правоведение. Известия высших учебных заведений», «История государства и права» и др. Магистрант должен использовать и многочисленные материалы, имеющиеся в информационных и справочных системах (Яндекс, Гугл, Рамблер и т.д.).
Семинары имеют целью закрепление и углубление знаний, полученных магистрантами в процессе изучения рекомендованных учебных и научных источников, а также на лекциях. В ходе самостоятельной работы каждый магистрант обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, закрепить полученные знания путем ознакомления с первоисточниками.
Изучив рекомендованную литературу, необходимо акцентировать внимание на положениях, составляющие основное содержание конкретной темы, мысленно попытаться дать ответ на каждый из вопросов семинара, указанных в планах проведения занятия. Семинары по дисциплине «История политических и правовых учений» проводятся с применением активных и интерактивных форм: «круглых столов», научных дискуссий и др. Целью использования таких форм является развитие коммуникативных навыков, интеллектуальных умений анализа актуальных научных проблем, формулирования выводов, принятия взвешенных и ответственных решений, формирование собственной позиции, её аргументация.
Вместе с тем, дисциплина «История политических и правовых учений» отличается как значительным количеством изучаемых вопросов, так большим объемом информации по ним. В связи с этим далеко не все вопросы в рамках отдельно взятой темы дисциплины охватываются лекциями и семинарами, поэтому успешное освоение магистрантом основных содержательных вопросов учебного курса требует тщательной самостоятельной проработки.
Для студентов заочной формы обучения предусмотрено самостоятельное изучение тем 1 и 6.
При изучении дисциплины особое внимание требуется уделить следующим вопросам:
- Темы № 1. «Предмет и методология истории политических и правовых учений»
1. Политические и правовые учения, их роль в развитии общества.
2. Классовое и общечеловеческое в политико-правовых доктринах.
3. Периодизация истории политических и правовых учений. Структура курса.
- Темы № 2. «Политические и правовые учения в странах Древнего мира»
1. Политические и правовые идеи в странах Ближнего и Среднего Востока.
2. Пифагор и пифагорейцы.
3. Политико-правовые взгляды Гераклита.
4.Политико-правовые идеи киников.
5. Эпикуреизм и стоицизм как выражение кризиса древнегреческой теории.
- Темы № 3. «Политические и правовые учения Средних веков, Возрождения и Реформации»
1. Политические идеи тираноборцев.
2.Политико-правовая идеология ислама.
3.«Слово о законе и благодати» Иллариона.
4.Политико-правовые идеи в «Молении» Даниила Заточника. Даниил Заточник об укреплении княжеской власти и объединении государства.
5. Вопрос о государственной власти и независимости Русского государства в политической литературе XV-XVI вв. Теория «Москва – третий Рим».
6. Отражение феодальной реакции и борьбы дворянства против централизованного государства в учении нестяжателей. А. Курбский.
- Темы № 4. «Политические и правовые учения Нового Времени в Западной Европе (XVII-XVIII вв.)»
1. Политико-правовые взгляды Вольтера.
2. Особенности политико-правовой идеологии немецкого Просвещения (С. Пуффендорф, Х. Томазий, Х. Вольф).
3. Особенности политико-правовой идеологии Итальянского Просвещения (Дж. Вико, Ч. Беккариа).
4. Политико-правовые взгляды Ю. Крижанича.
5. Политические идеи Ф. Прокоповича.
6. В.Н. Татищев о государстве и праве.
7. Просветительская идеология в России (Н.И. Новиков, Я.П. Козельский).
- Темы № 5. «Политические и правовые учения Нового времени в Западной Европе (XIX - начало ХХ вв.)»
1. Немецкий либерализм (В. Гумбольдт, Л. Штейн).
2. Особенности политико-правовой идеологии буржуазного либерализма второй половины XIX века (А. Эсмен, Г. Еллинек).
3. Государство и право в социологиченских концепциях Г. Спенсера и А. Гумпловича.
4. Неокантианство и солидаризм (Р. Штаммлер, А. Дюги).
5. Аристократическая концепция государства и права Ф. Ницше.
- Темы № 6. «Политико-правовые учения Нового времени в России (XIX- начало XX века)»
1. Политико-правовая идеология народничества (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К.Михайловский).
2. В.И. Ленин о революции, государстве и праве.
3. Революционный радикализм и идея «перманентной» революции Л. Троцкого.
- Темы № 7. «Политические и правовые учения XX века»
1. Теория «заинтересованных групп» А. Бентли.
2. Технократические концепции государства.
3. Неолиберализм. Обоснование расширения социальной и экономической деятельности государства в теориях «государства всеобщего благоденствия».
4. Феноменологическое правоведение.
5. Юридическая герменевтика.
Примерная тематика научных докладов (рефератов), предлагаемых для самостоятельной работы:
1. Особенности периодизации и структуры курса «История политических и правовых учений».
2. Киники и их роль в истории политической мысли.
3. Учение Эпикура о государстве.
4. Проблема государства в идеологии ислама.
5. Политические идеи «Рассуждения о добровольном рабстве» Ла Боэси.
6. Правовые взгляды Вольтера.
7. Французские материалисты о государстве и праве (Гольбах, Гельвеций).
8. Политическое учение Г. Бабефа.
9. Учение о праве и законодательстве И. Беккариа.
10. А. Де Токвиль о соотношении принципов свободы и равенства.
11. Концепция «минимального государства» Л. фон Штейна.
12. Политическое учение П.-Ж. Прудона.
13. Политические взгляды Ф. Ницше.
14. Проблема государства в современном неоконсерватизме (Хайек).
15. Проблема государства в древнерусской политико-правовой мысли XI-XIV вв.
16. Политико-правовые взгляды Ю. Крижанича.
17. Ф. Прокопович о государстве.
18. Особенности естественно-правовой концепции В.Н. Татищева.
19. Политические взгляды М.А. Бакунина.
20. Политическое учение П.Н. Ткачева.
Задания на самостоятельную работу предлагаются студентам после проведения лекции или семинарских (практических) занятий, или индивидуально – с учетом уровня знаний, подготовки и профессиональных интересов конкретного студента.
Следует отметить, что подготовка к семинарским (практическим) занятиям и зачету может потребовать достаточно много времени, поэтому данный вид деятельности необходимо планировать заблаговременно.
Очная форма обучения
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
Самостоятельное изучение темы с помощью специальной литературы, подготовка научного доклада (реферата) | ||
Изучение темы с помощью специальной литературы, подготовка научного доклада (реферата), консультация | ||
Самостоятельное изучение темы с помощью специальной литературы, подготовка научного доклада (реферата), консультация | ||
Изучение темы с помощью специальной литературы, подготовка к научной дискуссии | ||
Самостоятельное изучение темы с помощью специальной литературы, подготовка к «круглому столу» | ||
Самостоятельное изучение темы с помощью специальной литературы, подготовка научного доклада (реферата) | ||
Самостоятельное изучение темы с помощью специальной литературы, подготовка к «круглому столу» | ||
Всего: |
Заочная форма обучения
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
Самостоятельное изучение темы с помощью специальной литературы, подготовка научного доклада (реферата) | ||
Изучение темы с помощью специальной литературы, подготовка научного доклада (реферата), консультация | ||
Самостоятельное изучение темы с помощью специальной литературы, подготовка научного доклада (реферата), консультация | ||
Самостоятельное изучение темы с помощью специальной литературы, подготовка к научной дискуссии | ||
Самостоятельное изучение темы с помощью специальной литературы, подготовка к «круглому столу» | ||
Самостоятельное изучение темы с помощью специальной литературы, подготовка научного доклада (реферата) | ||
Самостоятельное изучение темы с помощью специальной литературы, подготовка к «круглому столу» | ||
Всего: |
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Краткое описание контрольных мероприятий, применяемых контрольно-измерительных технологий и средств с указанием этапов формирования компетенций
Для проверки усвоения магистрантами учебного материала регулярно на протяжении семестра осуществляется текущий контроль успеваемости.
Контроль успеваемости магистрантов проводится с целью определения уровня их теоретической подготовки и степени готовности к выполнению практических задач.
Контроль успеваемости осуществляется по комплексной рейтинговой системе, которая учитывает не только посещение занятий и активное выступление на них, но и написание студентами сообщений и рефератов, проведение научно-исследовательской работы (подготовка статей и выступление на научно-практических конференциях или семинарах; участие в конкурсах), а также сдачу зачета по дисциплине.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в следующих формах:
- устный опрос (групповой или индивидуальный);
- подготовка реферата, устного сообщения и др.;
- мини-конференция («круглый стол»);
- научная дискуссия и др.
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства |
1. | Тема 1. Предмет и методология истории политических и правовых учений | ОК-1, ОК-3, ПК2, ПК-3, ПК-11 | Опрос |
2. | Тема 2. Политические и правовые учения в странах Древнего мира | ОК-1, ОК-3, ПК-2, ПК-3, ПК-11 | Опрос, доклады |
3. | Тема 3. Политические и правовые учения Средних веков, Возрождения и Реформации | ОК-1, ОК-3, ПК-2, ПК-3, ПК-11 | Опрос, доклады |
4. | Тема 4. Политические и правовые учения Нового времени в Западной Европе (XVII - XVIII века) | ОК-1, ОК-3, ПК-2, ПК-3, ПК-11 | Научная дискуссия |
5. | Тема 5. Политические и правовые учения Нового времени в Западной Европе (XIX – начало XX века) | ОК-1, ОК-3, ПК-2, ПК-3, ПК-11 | «Круглый стол» |
6. | Тема 6. Политические и правовые учения Нового времени в России XIX – начала XX веков | ОК-1, ОК-3, ПК-2, ПК-3, ПК-11 | Опрос, доклады |
7. | Тема 7. Политические и правовые учения XX века | ОК-1, ОК-3, ПК-2, ПК-3, ПК-11 | «Круглый стол» |
Промежуточный контроль
Заключительным этапом учебного процесса и средством конечной оценки знаний является сдача зачета (промежуточный контроль), который дает преподавателю возможность проверить полученные студентами знания и умения.
Решение о возможности допуска к прохождению промежуточного контроля, принимается преподавателем с учетом прохождения студентами других форм текущего контроля.
Зачет может быть проведен в традиционной форме – в виде устного ответа на вопросы, в виде собеседования, письменно, или по совокупности полученных в ходе изучения дисциплины положительных оценок. Как правило, студентам предлагается не менее двух вопросов.
Решение о форме проведения зачета принимается преподавателем самостоятельно, с учетом требований нормативной документации и рекомендаций кафедры, и доводится студентам заблаговременно, как правило, на первом семинарском (практическом) занятии.