Цели и задачи опытно поисковой работы
С целью подтверждения гипотезы нашего исследования нами была организована опытно-поисковая работа по проблеме организационно-педагогических условий реализации экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО.
Задачами опытно-поисковой работы является следующее:
1. Изучить уровень экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
2. Разработать программу по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, учитывающую нравственный аспект;
3. Обобщить результаты исследования.
Базой нашего исследования являлось: МАДОУ ДС № 18 г.Челябинск
На диагностическом этапе была проведена анкета с целью: проверки первоначальных умений, навыков вести себя в природе.
Мы провели анкету в экспериментальном и контрольном группаах.
Были взяты 2 группаа: экспериментальный(17человек) и контрольный группа (17человек).
Далее приводятся ответы учащихся (Таблица 1)
Таблица 1. Результаты анкетирования экспериментальной и контрольной группы:
1.Любишь ли ты отдыхать на природе? | Да(17чел.) | Да(17чел.) |
2.Что ты больше всего любишь делать на природе? | Слушать птиц, любоваться природой, гулять(3 чел.) Загорать, купаться(5 чел.) Играть в подвижные игры(4 чел.) Собирать грибы, ягоды(2 чел.) Рвать цветы(3 чел.) | Ловить рыбу(2 чел.) Собирать грибы, ягоды(4 чел.) Купаться (5 чел.) Разводить костер(4 чел.) Делать из веток шалаш(2 чел.) Играть на траве в футбол(2 чел.) |
3.Ты помогал животным, растениям? | Нет, (6 чел.) Подобрал бездомную собаку(1 чел.) Лечил собаку(5 чел.) Подкармливал птиц зимой(5 чел.) | Нет, (5 чел.) Подобрал птицу и кормил ее(1 чел.) Подобрал собачку(1 чел.) Забинтовал сломанное дерево(2 чел.) Подкармливаю зимой птиц(8 чел.) |
4.Ты помогал взрослым в охране природы? | Нет(4 чел.) Делал с папой скворечник(5 чел.) Помогал на даче(5 чел.) Принимал участие в озеленении школьного двора(3 чел.) | Нет(5 чел.) Делал с папой скворечник(7 чел.) Принимал участие в озеленении двора(5 чел.) |
5.Любишь книги о природе? Какие? | Не люблю читать (3 чел.) В. Бианки, Е. Чарушина(14 чел.) | Не люблю читать (2 чел.) В. Бианки, Е. Чарушина (15 чел.) |
Анализируя результаты двух анкет, хочется сказать, что результаты в основном одинаковые в обоих группах. Они любуются природой, но все-таки разводят костры, ломают ветви на шалаш, позволяют себе рвать цветы. Для младшего школьного возраста доступны понятия хороших и плохих поступков. Под хорошим поведением они подразумевают прилежное отношение к учебе, полезный труд, соблюдение элементарного порядка, проявление вежливости, дружбу со сверстниками, честность и правдивость. Чем раньше для себя ребенок начнет усваивать такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности и отвечали нормам общечеловеческой морали, тем легче они будут восприниматься им как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, станут не просто ориентирами поведения в данной конкретной ситуации, а именно нормами, по которым ребенок живет, даже не рассматривая в некоторых ситуациях других вариантов поведения.
В дальнейшей работе мы постараемся внушить им, что этого делать нельзя. По остальным вопросам анкеты результаты почти одинаковы. И отсюда следует вывод, что представление учащихся о бережном отношении к природе и ее богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся.
|
|
Реализация организационно-педагогических условий по проблеме организационно-педагогических условий реализации экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Для достижения цели нашего исследования нами была разработана и реализована программа экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, учитывающая ФГОС ДО.
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.
II Основные положения экологического воспитания.
ЦЕЛЬ: формирование экологической культуры школьников.
ЗАДАЧИ:
- усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на
- основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;
- понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;
- овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
|
- выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;
- формирование понятия о взаимосвязях в природе;
- развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;
- формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.
При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
- интерес к природе;
- знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;
- чувства эстетические и нравственные;
- позитивная деятельность и поведение в природе;
- мотивы деятельности в природе /гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др./.
III Принципы организации экологического воспитания.
1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.
2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.
4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.
IV Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают как:
а) традиционные;
б) активные, инновационные.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:
- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу);
- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);
- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);
- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.
V Мероприятия по реализации программы.
Программа
экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
1. БЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Экологические беседы /возможная тематика/:
1. Мы - друзья природы.
2. Жалеть надо уметь.
3. Удивительное рядом.
4. Наш друг - лес.
5. Тайны бионики.
6. Звери и птицы зимой.
7. Зеленая аптека.
8. Где живут наши меньшие братья?
9. Как мы помогаем природе?!
10. Растения под нашей защитой.
11. О тех, кого мы не любим.
12. О культуре поведения в природе.
13. Природа - наш дом.
14. Учитесь доброте.
15. Птицы - наши друзья.
16. Природа и искусство.
Турнир-викторина "Охраняемые растения Саратовской области".
Конкурс загадок о природе. КТД "Мой маленький друг" /о животных, содержащихся дома и в живых уголках/. Круглый стол "Наш помощник - книга" /знакомство детей с книгами о природе и биологическими журналами/. Проигрывание экологических ситуаций. Музей природы на столе. "Зоопарк" на столе. Экологические игры: "Тайны лесной тропинки", "Робинзоны", "Птичья столовая", "Сбор грибов", "По тропе Берендея". Комплексное мероприятие "Человек - природа - искусство". Фестиваль рисованных фильмов "Экомульт". Экологический КВН. Экскурсии: "Музей природы", "Тропинки, тайны, голоса". Эстафета любимых занятий /уход за растениями, животными, выращивание растений, фотоохота, рыбалка, изготовление поделок из природного материала, сбор марок и открыток о природе и т.п./. Устный журнал "В мире природы". Фенологические наблюдения. Составление и отгадывание ребусов о природе. Игра-путешествие "По заповедным уголкам мира". Кружки: "Юные друзья природы", "Флорист", "Юный зоолог", "Орнитолог", "Юные мичуринцы".
2. БЛОК ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Участие в выставках "Природа и фантазия". Конкурсы экологического рисунка и плаката. Стихи и сочинения о природе. Выставка "Зимний букет".Участие в районных мероприятиях по экологии, организованных СЮН.
3. БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ.
КТД "Мастерская Самоделкина" /изготовление кормушек, домиков для птиц/. Операция "Первоцвет". Очистка парка или участка леса от сушняка. Заготовка кормов для птиц. Зимняя подкормка для животных. Акцияи:«Цветник у школы»,"Мой двор - моя забота". Озеленение группаа, школы, улицы, двора. Участие в охране памятников природы /изготовление и установка плакатов, табличек, призывов/.
4. БЛОК РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов /по произведениям о природе/. Праздники Весны, Лета, Осени, Зимы. Кольцовка песен о природе. Праздник Цветов. Праздник птиц. Кукольный экологический театр. Экологический "Театр на столе". Вечер экологической сказки. Утренник "Природа и искусство". Лесной карнавал.
Программа
экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
1. БЛОК ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Экологический сбор - "огонек". Разведка экологических бед.
Организация экоцентра. Организация экологического общества.
2. БЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Игра-путешествие "Эколог". Заочное путешествие по заповедным уголкам мира. Экологические игры типа КВН, "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?". "Живая газета" - "Экологический вестник". Встречи со специалистами: охотниками, лесниками, егерями, инспекторами СЭС. Экологическая викторина /темы или разделы: "Охраняемые растения Ставропольского края, Предгорного района", "Заповедные территории", "Редкие и исчезающие животные края", "Предприятия - загрязнители Ставропольского края". Турнир знатоков житейских премудростей /народных примет, лекарственных растений и др./. "Музей природы" на столе. Экспедиция в мир разгаданных и неразгаданных тайн природы. Конкурс неоконченного рассказа по экологической тематике / в жанре детектива, приключения, сказки, романа/. Игры: "Робинзоны", "Леснаяаптека", "Путешествие на машине Времени в прошлое, настоящее и будущее Земли", Пресс-бой на темы: "охрана природы в нашей и зарубежных странах", "Острые экологические проблемы в мире","Экология и АЭС", "Искусство и природа","Молодежь и борьба за чистую Землю". Деловые, ролевые игры. Компьютерные игры. Аукцион экологических знаний. Тематические беседы. Экологические экскурсии. Экологическая тропа /оборудование и проведение экскурсий/. Устный экологический журнал. ЭКТД "Экоград" / после посещения: ботанического сада, заповедника, зоопарка, картинной галереи, музей природы/. Конкурсы фанпроекта:"Город будущего", "Транспорт будущего", "Человек в подводном мире".
Экскурсии в музеи, в природу, на предприятия. Дискуссии:"Можно ли собирать в букеты красивоцветущие растения?", "Нужны ли заповедники?", "Есть ли в природе вредные животные?".
3. БЛОК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.
Выпуск бюллетеней, листовок, информационных листков, фотостендов. Детский экологический театр «Радуга». Конкурс ораторов в защиту природы. Детские экологические митинги. Выставки филокартические, филателистические, "Природа и фантазия". Конкурсы и выставки рисунков, плакатов. КТД "Полиграфический комбинат" /изготовление для дошкольников книжек-игрушек экологического содержания/. Выставки "Зимний букет", "Новогодний букет".
4. БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Изготовление гнездовий, домиков, кормушек для птиц. Оборудование экологической тропы. Подкормка птиц и зверей. Рейды "голубых" и "зеленых" патрулей.
Экопосты. Разбивка клумб. Фенологические наблюдения. Озеленение группаов и улиц. Учет и закрепление оврагов.
Составление карты муравейников леса или парка, их охрана. Выявление и нанесение на карту участков земли, подверженных эрозии.
Выявление природных объектов, подлежащих охране. Выявление, охрана и разведение лекарственных растений. Школьный мониторинг /слежение за состоянием воды, воздуха, почвы, растений, животных, почвы/. Составление экологической карты района, школы. Участие в экологических операциях: "Подснежник","Первоцвет", "Новый год", "Малые реки", "Птицеград", "Красная тетрадка", "Тропинка", "Зеленый наряд Земли", "Зеленая аптека", "Мой двор - моя забота", "Живое серебро".
5. БЛОК РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов. Экологический вечер,
Кольцовка песен о природе. Вечер "Человек и природа". Лесной
карнавал. Конкурс "Природа и фантазия". Кукольный театр. Конкурсы стихов о природе
Основными исполнителями мероприятий Программы являются учащиеся, педагоги.
Оценка эффективности Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.
Работая над программой, следует помнить о том, что деление на блоки условно, что каждое мероприятие экологического содержания решает задачи обучения, воспитания и развития школьников и направлено на формирование экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности школьников в природе.
Главное, чтобы работа по формированию экологической культуры школьников конечным результатом имела сохранение и приумножение Природы Земли.
Данную программу мы успешно реализовали в условиях экспериментальной группы.