Обобщение результатов опытно-поисковой работы




На обобщающем этапе опытно-поисковой работы нами было организовано повторное анкетирование с контрольным и экспериментальным группаом (таблица 2).

Таблица 2.Результаты диагностики экспериментальной и контрольной группы группаов:

1. Нужно ли защищать природу? Да (17 чел.) Да(16 чел.) Нет(1 чел.)
2. Хорошо ли охотиться на диких животных? Нет (17 чел.) Да(1 чел.) Нет(16 чел.)
3.Нравится ли тебе читать книги о природе, животных? Да (14 чел.) Нет (3 чел.) Да (15 чел.) Нет (2 чел.)
4. Нравится ли тебе профессия лесника? Да (5 чел.) Нет (12 чел.) Да (5 чел.) Нет (12 чел.)
5. Нравятся ли тебе экологические игры? Да (17 чел.) Да (17 чел.)

 

Далее мы обработали результаты диагностики и составили диаграмму нравственной воспитанности детей (рис 1).

 

Рис. 1. Сводная диаграмма по результатам диагностики контрольной и экспериментальной группы

 

В экспериментальном группае дети воспринимали материал с интересом без признаков утомленности. Активно участвовали в процессе обучения. На последующих беседах по теме урока практически все ребята показали достаточно глубокие знания. Школьники выражали заинтересованность в проведении таких занятий и в дальнейшем.

В контрольном группае урок проводился по той же самой теме, но без применения игры, материал будет излагался сухо. Для школьников начальных группаов такой материал воспринимался достаточно тяжело, что повлияло на усвоение знаний. Учащимся не было интересно воспринимать весь материал, к концу урока наступила утомленность. Урок показался детям обычным, стандартным.

По результатам анкеты видно, что в экспериментальном группае знания усвоились лучше, чем в контрольном за счет проведенного урока-праздника. По итогам работы нами были разработаны рекомендации по успешному нравственно- экологическому воспитанию:

1. В целях формирования нравственно-экологической культуры учащихся необходим комплекс мер: продолжить работу по совершенствованию содержания учебных программ с учетом нравственно-экологических вопросов в соответствии с содержанием образования.
2. Расширять и углублять все виды деятельности нравственно-экологического воспитания - познавательную, трудовую, опытническую, краеведческую. Внедрять в учебный процесс различные спецкурсы и факультативы нравственно-экологического аспекта.
3. Систематически изучать, обобщать и распространять передовой опыт учителей по нравственно-экологическому воспитанию, необходимо вести спецкурсы экологического направления.

4.Активизировать участие детей старшего дошкольного возраста в разнообразной опытно-исследовательской, природоохранной деятельности, организовывать различные экологические клубы, кружки и т.д.


 

Выводы по главе 2.

 

Задачами опытно поисковой работы являлось:

1. Изучение уровня экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

2. Разработка программы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, учитывающую нравственный аспект;

3. Обобщение результатов исследования.

В практической части нашего исследования на формирующем этапе нами был изучен уровень экологической воспитанности контрольного и экспериментального группаов.

Далее на формирующем этапе нами была разработана и реализована в экспериментальном группае программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

На обобщающем этапе мы сравнили результаты диагностик на контрольном и формирующем этапах.


 

Заключение

 

В результате проведенной работы мы сделали следующие выводы:

1. Экологическое воспитание дошкольников – приоритетное направление в работе ДОУ, осуществляющееся с учетом возраста детей, имеющее конечной целью формирование нравственно-экологической культуры.

2.Теоретические основы нравственно-экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста достаточно разработаны в научной и методической литературе.

3.Несмотря на оживление работы по нравственно-экологическому воспитанию в ДОУх, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.

4.Для систематизации работы необходима программа нравственно-экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

5. Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом нам могут помочь уроки нетрадиционной формы: например уроки-праздники, экскурсии. На таких уроках можно добиться того, чего невозможно добиться на традиционном уроке: активного участия детей в подготовке урока, заинтересованности в том, чтобы урок прошел хорошо. Нетрадиционные занятия, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому программа по экологическому воспитанию особенно важна для формирования экологического сознания у дошкольников.

6.При реализации программы по экологическому воспитанию у дошкольников не только повысился уровень нравственно-экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.

7.Целенаправленная систематическая работа по нравственно-экологическому воспитанию, способствует значительному повышению нравственно-экологической культуры дошкольников.


 

Список литературы

1. Абрамова, Г. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2009. – 511 с.

2. Аквилева А. К. «Методика преподавания естествознания в начальной школе». – М.: ВЛАДОС, 2001г. – 75стр.

3. Антипина Т. В. «Экология и образование // Воспитание школьников», 2000г., №6 – 15 стр.

4. Бухин А. П. «В дружбе с людьми и природой». – М.: Просвещение, 1991г. – 61 стр.

5. Вилкова Л. В. «Развивающие игры на уроках природоведения». // Начальная ДОУ, 2006г, №6. – 47 – 49 стр.

6. Виноградова Н. Ф. «Окружающий мир в начальной школе». – М.; Академия, 1999г. – 88 стр.

7. Грекова Л. И. «В союзе с природой». – М.: Илекса, Ставрополь, СервисДОУ, 2000г. – 286 стр.

8. Зверев И. Д., Суравегина И. Т. и другие. «Экологическое воспитание школьников». – М., 1983г. – 34 стр.

9. Колесникова Г. И. «Экологические экскурсии с младшими школьниками». // Начальная ДОУ, 1999г, №5. – 50 – 51 стр.

10. Комарова Л. И. «Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания». // Начальная ДОУ, 1994г, №2. – 32 – 33 стр.

11. Климцова Т. А. «Экология в начальной школе». Из опыта. // Начальная ДОУ, 2000г, №6. – 75 стр.

12. Мельчаков Л. Ф. «Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению». Пособие для учителя. – М.: 1999г. – 17стр.

13. Мороза Е. Е., Горина Л. В. Эколого – гражданский проект «Зеленая аллея памяти». // Начальная ДОУ, 2006г, №1. – 56 – 57 стр.

14. Николаева С. И. «о некоторых подходах к экологическому воспитанию детей». Дошкольное воспитание, 1990г, №5. – 51 – 54 стр.

15. Новолодская К. Г. «Методика развития экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста». // Начальная ДОУ, 2002 г, №3. – 44- 47 стр.

 

16. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. – Екатеринбург: «Урал – Советы», 1994. – 248 с.

17. Олпорт, Г. Становление личности [Текст] / Г. Олпорт – М.: Смысл, 2009. – 461 с.

18. Педагогическая диагностика нравственной воспитанности // Научно-культурологический журнал. – 2007. – №11 [133]. – https://www.relga.ru/

19. Селевко, Г.К. Педагогические компетенции и компетентность [Текст] / Г.К.Селевко // Педагогика. – 2009. – № 3. – С.29 – 32.

20. Смирнова, Е.О. Системы и программы дошкольного воспитания [Текст] / Е.О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 118с.

21. Сущенко, С.А. Коммуникативная психология [Текст] / С.А. Сущенко. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. – 345 с.

22. Трубайчук, Л.В. Компетентностная модель дошкольного образования: коллективная моногр. [Текст] / Л.В. Трубайчук, Л.Н. Галкина, Н.П. Мальтиникова, О.Н. Подивилова, И.Е. Емельянова, И.Н. Евтушенко, И.Г. Галянт, М.Н. Терещенко, Л.К. Пикулева. – Челябинск: Издательство ИИУМЦ «Образование», 2009. – 229 с.

23. Трубайчук, Л.В. Дошкольное детство как развивающий социокультурный феномен: моногр. [Текст] /Л.В. Трубайчук. – Челябинск, 2009. – 153 с.

24.. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» квалификация «бакалавр».

25. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В.Хуторской // Народное образование. – 2008. – № 2. – С. 58 – 64.

26. Хридина, П.Н. Понятийно-терминологический словарь. Управление образованием, как коммуникативная система [Текст] / П.Н. Хридина. – Екатеринбург: Уральское издательство, 2007. – 384 с.

27. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии: учебное пособие [Текст] / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 2007. – 144с.

28. Чернецкая, А.А. Технология коммуникативной работы: Учебник [Текст] / А.А. Чернецкая. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. – 400 с.

29. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: учеб. для студ. вузов [Текст] / Н.И. Шевандрин. – М.: Владос, 2009. – 508с.

30. Шибутани, Т. Коммуникативная психология: учеб. для студ. вузов [Текст] / Т.Шибутани. – Ростов н/Д.: Феникс,2008. – 544с.

31. Шишов, С. Компетентностный подход к образованию [Текст] / С. Шишов, А. Агапов // Педагогика. – 2010. – № 3. – С.5.

32. Шаповаленко, М. В. Возрастная психология [Текст] / М.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики. – 2008. – 412 с.

33. Эльконин, Д.В. Развитие личности ребёнка-школьника [Текст] /Д.В. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 383с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: