Концепция стандартизации в условиях рыночной экономики и подготовки России к вступлению в ВТО", принятая в 1998 г., определяет задачи по актуализации целей и методов стандартизации, выбору приоритетных направлений стандартизации и международного сотрудничества в этой области, гармонизации основной терминологии с основополагающими документами ИСО, МЭК, ВТО и др.
Главными направлениями развития стандартизации в РФ по этой Концепции являются:
1. Выполнение условий присоединения России к ВТО. По этому направлению поставлено две главные задачи стандартизации:
- создание условий для гармонизации отечественных стандартов и других нормативных документов с международными стандартами;
- обеспечение информационного взаимодействия со всеми государствами – членами ВТО.
Решение первой задачи должно осуществляться, прежде всего в тех областях, где зафиксировано наличие технических барьеров.
Для решения второй задачи в России создан Центр обработки запросов (НИЦ ВТО), касающихся отечественных и зарубежных стандартов. Информационное взаимодействие предполагает выполнение определенных требований:
- опубликование не реже раза в шесть месяцев программы работ по стандартизации;
- направление в секретариат ВТО нотификаций (уведомлений) о выявленных различиях в стандартах;
- представление по запросам членов ВТО копий проектов нормативных документов;
- обеспечение функционирования системы информационного обеспечения в режиме электронного обмена данными.
2. Сближение статуса отечественных и зарубежных стандартов, т. е. повышение роли добровольных стандартов, которые имеют рекомендательный характер. К сугубо добровольным стандартам можно отнести в первую очередь стандарты с перспективными требованиями, опережающими возможности традиционных технологий; международные (региональные) стандарты и национальные стандартов ведущих стран, уровень требований которых превосходит отечественные государственные стандарты. Эти стандарты предпочтительны для применения в целях повышения конкурентоспособности продукции (услуг).
|
3. Интенсивное развитие работ в приоритетных направлениях, к которым относятся: экология и безопасность, информационные технологии, ресурсосбережение, обеспечение качества продукции с целью защиты прав потребителей, бухгалтерская и банковская деятельность, услуги по оценке имущества.
4. Формирование технического законодательства (технического регламента) должно осуществляться в следующих направлениях:
- разработка законодательных актов по конкретным видам продукции (услуги, процесса);
включение в законодательные акты конкретных требований, в частности, нормативов, т. е. норм прямого действия.
Стандарт приобретает статус обязательного, если законодательный акт ссылается на данный стандарт либо текст законодательного акта непосредственно содержит его требования.
5. Развитие международного сотрудничества в области стандартизации.
6. Сближение стандартизации оборонной продукции с гражданской продукцией по организационным и методологическим принципам.
7. Актуализация действующего фонда государственных стандартов должна осуществляться более высокими темпами, чем сейчас. Обновление нормативных документов необходимо довести до уровня передовых стран.
|
8. Информационное обеспечение стандартизации должно быть доступным для заинтересованных пользователей, полным и оперативным. Федеральный фонд стандартов должен уделить особое внимание развитию системы каталогизации и накоплению банка данных.
9. Классификация и кодирование технико-экономической и социальной информации должна быть направлена на гармонизацию с международными принципами и направлениями дальнейшего развития этой деятельности. Гармонизация может быть достигнута прямым либо косвенным применением международного классификатора.
Перспективные задачи классификации и кодирования касаются:
- оптимизации состава и структуры системы общероссийских классификаторов;
- обеспечения информационной совместимости продукции;
- охвата новых приоритетных направлений инфраструктуры рыночной экономики, таких, как социальная сфера, банковская и финансовая деятельность, оценка основных фондов и т. д.;
- постоянной актуализации общероссийских классификаторов, включая осуществление разработки и экспертизы общероссийских классификаторов и изменений к ним;
- обеспечения требований ВТО.
10. Государственный контроль и надзор за соблюдением стандартов по мере перехода России на добровольный статус стандартов должны трансформироваться в надзор за соблюдением технических регламентов по обязательным требованиям. Госнадзор предполагается осуществлять и в случаях, когда при сертификации субъекты хозяйствования заявляют о соответствии товаров и услуг требованиям стандартов.
11. Подготовка и повышение квалификации кадров остаются важным направлением, обеспечивающим реализацию тех направлений, которые сформулированы в Концепции.