Пояснительная записка.
Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
- приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- «Методические рекомендации по разработке учебных планов, разрабатываемых образовательными организациями, реализующими адаптированные образовательные программы» ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»;
- учебный план МКОУ «Уренская коррекционная школа-интернат»;
- программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, 5-9 классы, Сборник 2, Москва, «Владос», 2012 год;
- «Сельскохозяйственный труд» учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 класс, автор-составитель Е. А. Ковалёва, Москва «Просвещение», 2012 год.
- «Сельскохозяйственный труд» учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 6 класс, автор-составитель Е. А. Ковалёва, Москва «Просвещение», 2016 год.
- «Сельскохозяйственный труд» учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 7 класс, автор-составитель Е. А. Ковалёва, Москва «Просвещение», 2012 год.
- «Сельскохозяйственный труд» учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 8 класс, автор-составитель Е. А. Ковалёва, Москва «Просвещение», 2010 год.
- «Сельскохозяйственный труд» учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 9 класс, автор-составитель Е. А. Ковалёва, Москва «Просвещение», 2011 год.
Рабочая программа включает 6 разделов: пояснительная записка, содержание программы учебного предмета, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование, формы и средства контроля, учебно-методические средства обучения.
Программа содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах, а также и в ЛПХ. Её цель – допрофессиональная подготовка учащихся коррекционных школ VIII вида.
Коррекционно-образовательные задачи:
Сообщение учащимся знаний, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских хозяйствах.
Формирование правильного понимания и отношения к домашним животным, овощным и плодово-ягодным растениям, почве, удобрениям. Продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитание бережного отношения к природе, растениям, животным.
Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных.
Формирование здорового образа жизни.
Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
Воспитание положительных качеств, таких как честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие и коррекция познавательной деятельности учащихся.
Развитие и коррекция устной и письменной речи.
Развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы на уроках сельскохозяйственного труда.
При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях природоведения, естествознания, математики, изобразительного искусства, трудового обучения.
Учебным планом предусмотрено количество уроков профессионально-трудового обучения (сельскохозяйственный труд) в 5 классе- 4 часа в неделю, в 6 классе- 2 часа в неделю, в 7 классе- 2 часа в неделю, в 8 классе- 4 часа в неделю, в 9 классе- 2 часа в неделю.
Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсии, лабораторные работы, уроки с использованием ИКТ и другим наглядным материалом. Для закрепления знаний к каждому разделу прилагается практическая работа, для этого есть пришкольный участок, где выращиваются овощи, плодово-ягодные культуры.
Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется самостоятельная работа в виде тестов или контрольных работ.
Во всех классах с учащимися проводится инструктаж по технике безопасности.
Содержание программы учебного предмета.
Класс.
Участие в уборке урожая - 32 часа.
Цель заготовки овощей и картофеля. Значение своевременной уборки овощей и картофеля. Правила уборки овощей и картофеля. Правила безопасности при работе сельхозинвентарем. Цель уборки ботвы картофеля, помидоров, остатков кочерыг капусты и других послеурожайных остатков с поля. Грабли: назначение, устройство, рабочая поза, техника безопасности.
Сортировка выкопанных корнеплодов свеклы и моркови, укладка их в штабель для дальнейшей обрезки ботвы. Сортировка выкопанных клубней картофеля. Сбор ботвы картофеля и помидор граблями. Вынос ботвы на край поля. Выдергивание кочерыг капусты из земли и складывание их на краю поля.
Кролики - 56 часов.
Кролики- домашние животные. Разведение кроликов в домашних и школьных условиях. Продукция кролиководства и ее значение. Породы кроликов, разводимых в местных условиях. Устройство крольчатника в домашних и школьных условиях. Клетки для кроликов: устройство, расположение в крольчатнике. Подготовка корма к потреблению. Ручной инвентарь для ухода за кроликами: виды, назначение, приемы работы. Особенности ухода за кроликами во время зимнего содержания. Правила поведения школьников в крольчатнике. Корма для кроликов: виды, качество, подготовка, повышение питательности в процессе подготовки к скармливанию, хранение. Кратность кормления кроликов. Режим кормления кроликов и его соблюдение.