Характеристика процессов памяти




Тема ПАМЯТЬ.

Память — это способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем, для того чтобы можно было жить в будущем.

Память существует у всех видов животных и многих растений. Накопление и сохранение опыта — вот главная и основная задача памяти.

Памятью называют процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, т.е. всего, что составляет индивидуальный опыт каждого. Память является тем психическим процессом, на основе которого человек управляет своим поведением и деятельностью, осуществляет планирование своего развития и обучения.

Характеристика представлений памяти

Представления разделяются на виды, соответствующие видам ощу­щений. Наряду со зрительными представлениями, играющими значи­тельную роль в психической жизни многих людей, существуют слухо­вые (попробуйте представить себе какой-нибудь знакомый мотив, звук скрипки, голос какого-нибудь человека, лай собаки), обонятельные (по­пробуйте представить себе запах сена, керосина, дыма), осязательные (представьте себе прикосновение к мрамору, к бархату; представьте, что вы держите в руке трепещущую птицу), вкусовые, двигательные (кинестетические), тактильные.

Классификация видов памяти

Так как память является наиболее изученным психическим процессом, то исследователями предлагаются различные классификации памяти.

1. По критерию длительности сохранения материала память подразделяют на оперативную, кратковременную, долговременную. Оперативной называют память, которая обеспечивает запоминание и воспроизведение оперативной информации, необходимой для использования в текущей деятельности. Например, при покупке продуктов в супермаркете мы держим в уме общую стоимость покупки до тех пор, пока не расплатимся в кассе; выполнив свою функцию, такая информация может забываться. Кратковременной называют память, которая характеризуется быстрым запоминанием материала, его воспроизведением и продолжительным хранением. Долговременная память является наиболее важной и сложной системой памяти человека, ее емкость практически неограничена. Все знания человека, его опыт хранятся в долговременной памяти.

2. По характеру приобретения информации память делят на генетическую и прижизненную. В генетической памяти хранится видовая информация, а в прижизненной — индивидуальный опыт человека.

3. По характеру психической активности память подразделяй на двигательную, эмоциональную, словесно-логическую, образную (зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую). Под двигательной памятью понимают способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (водить машину, играть на пианино, вязать и т.д.). В эмоциональной памяти запечатлены пережитые нами чувства и эмоциональные состояния. Если вас испугало какое-нибудь событие, то неприятное чувство будет возникать при упоминании предметов или явлений, связанных с этим событий. Словесно-логический вид памяти (вербальная или семантическая память) является продуктом культуры, включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила языка. Образная память обеспечивает возможность сохранять и использовать образы восприятия.

4. По критерию произвольности (по степени участия воли в процессе запоминания и воспроизведения) различают непроизвольную и произвольную память. При непроизвольном запоминании человек не ставит перед собой задачу что-либо запомнить, «само собой запоминается». В случаях, когда человек ставит перед собой задачу что-либо запомнить и прикладывает к этому определенные усилия, речь идет произвольном запоминании.

5. По способу запоминания память подразделяется на механическую и смысловую. Механическим называется такой вид запоминание, который осуществляется только путем повторения, без установления ассоциативных и смысловых связей. Смысловым называют такой видпамяти, который опирается на установление и запоминание смысловых связей. Продуктивность смысловой памяти выше механической примерно в 25 раз.

Характеристика процессов памяти

Каждый из процессов памяти подчиняется особым закономерностям. Запоминания протекает в трех основных формах: запечатление, непроизвольное запоминание и заучивание. Запечатление — этокак кратковременное, так и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд. Под непроизволь­ным запоминанием понимают сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала без волевых усилий и цели запомнить, в то время как преднамеренное запоминание (заучивание) — специальная деятельность, запоминание с целью сохранения материала в памяти.

Сохранение — более или менее длительное удержание в памяти неко­торых сведений. Прочность сохранения обеспечивается, с одной сторо­ны, осмысленностью запоминаемого, с другой — повторениями, кото­рые должны быть разнообразными по содержанию и форме.

Забывание — это процесс, характеризующийся постепенным умень­шением возможностей припоминания и воспроизведения заученного ма­териала. Забывание впервые исследовал Г.Эббингауз. Последующие ис­следования показали, что темп забывания зависит:

1) от объема запоминаемого материала;

2) от его содержания и степени его осознанности;

3) от степени значимости запоминаемого материала для человека и др.

Основными факторами забывания является время и степень актив­ности использования имеющейся информации (забывается то, в чем нет постоянной потребности и необходимости).

В результате процесса воспроизведения информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную. В поле сознания появляются образы и представления о ранее воспринятых объектах или явлениях. Процесс воспроизведения имеет три основные формы: Узнавание, воспроизведение и припоминание.

Узнавание является наиболее простой формой воспроизведения, ко­торая возникает при повторном восприятии объекта. Узнавание может быть полным или неполным (частичным). При полном узнавании по­вторно воспринятый предмет сразу отождествляется с ранее известным. Например, в толпе людей мы узнаем лицо знакомого нам человека. При полном узнавании существуют трудности соотнесения воспринимаемого предмета с тем, что уже имело место в личном опыте человек. Так, услышав кусочек музыкального произведения, человек может испытывать чувства знакомого, но неспособен назвать музыкальное произведение, из которого взят фрагмент. Воспроизведение — это появление в поле сознания образа объекта без повторного восприятия объекта. В тех случаях, когда в результате многократных повторений материал закреплен прочно, воспроизведение осуществляется легко. Но иногда человеку приходится прилагать достаточные усилия для того, чтобы извлечь материал из памяти. Такое воспроизведение называется припоминанием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: