Доходы – источник существования коммерческой организации.
В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации», доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации подразделяются на:
- доходы от обычных видов деятельности
- прочие доходы.
Доходами от обычных видов деятельности являются те, которые получены от видов деятельности, поименованных в Уставе организации отдельной строкой, или видов деятельности, которые не поименованы в Уставе организации отдельной строкой, но не запрещены действующим законодательством и составляют в общей сумме доходов организации 5% и более.
доходы от обычных видов деятельности – выручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.
ПБУ 9/99 «Доходы организации» установлено 5 условий признания выручки от продаж в бухгалтерском учете:
· организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом
· сумма выручки может быть определена
· имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации (в том случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива)
· право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана)
· расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены
В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
1) расходы по обычным видам деятельности – расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров (выполнением работ, оказанием услуг), а также возмещением стоимости амортизируемых активов (например, основных средств, нематериальных активов), осуществляемых в виде амортизационных отчислений;
2) прочие расходы.
Затраты – это стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации в отчетный период материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов.
Если затраты не вовлечены в производство и не списаны (не полностью списаны) на данную продукцию, то они превращаются в запасы сырья, материалов и других материальных ресурсов, запасы в незавершенном производстве, запасы готовой продукции и т.п. Из этого следует, что затраты обладают свойством запасоемкости, и в данном случае они относятся к активам организации.
Расходы – это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию. В отличие от затрат расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам организации. Они отражаются при расчете прибыли в Отчете о финансовых результатах.
Понятие «затраты» шире понятия «расходы», однако затраты в период их возникновения совпадают с расходами, когда выполняется одно из двух условий:
1) получены доходы в результате их совершения (получение выручки, сначала признается выручка, потом списываются затраты на себестоимость продукции)
2) имеется достаточная степень уверенности в отсутствии доходов как в данном, так и в будущих отчетных периодах (проценты за кредит признаются расходами сразу)
Чтобы признать расходы в Отчете о финансовых результатах, необходимо придерживаться двух принципов:
- принципа соответствия (расходы признаются в учете и отчетности в прямой связи с доходами)
- принципа распределения по периодам (расходы должны отражаться в том отчетном периоде, в котором признаны связанные с ними доходы. Когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и связь между доходами и расходами не может быть определена четко, расходы признаются в бухгалтерской отчетности путем их обоснованного распределения по периодам).
Трансформация – процедура отнесения затрат (или их определенной части) в расходы текущего периода, расходы будущих периодов либо в активы.