I.Введение.
Реликвия – это предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом. Семейные реликвии ценны вдвойне. Они помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки, позволяют прикоснуться к истории семьи и почувствовать, что она нам близка, что она затрагивает и нашу жизнь, влияет на всё происходящее сегодня.
Фотографии – это чрезвычайно ценная часть семейного архива. В документах, которые хранятся в государственных архивах, фотографии являются большой редкостью.
В связи с этим семейный архив является практически единственным источником образов предков.
Вещи родственников – тоже часть семейной истории. Это может быть швейная машинка прапрабабушки, или посуда с гербом, ордена и медали прапрадедушки и другие "драгоценности".
Обращаясь к истории прадедов, мы – дети, включаемся в цепь жизни. Думая о прошлом, берём на себя ответственность перед будущим.
Так, постепенно, мы подобрались к понятию "семейная реликвия".
Семейные реликвии – это документы и предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение. Семейные реликвии и связанные с ним события играют значительную роль в передаче семейных традиций.
Таким образом, актуальность моего проекта в том, что семейные реликвии – катализатор социализации и самоидентификации подрастающего поколения, моего поколения.
Цель моего проекта - изучить медали моего прапрадеда по материнской линии Кондратьева С.Н., переданные нашей семье от старшего поколения. Определить вклад прапрадедушки в Победу в Великой Отечественной Войне.
Задачи проекта:
1. Изучить фотоархив с бабушкой и дедушкой.
|
2. Рассмотреть медали прапрадедушки, подготовить их фото.
3. Изучить документы прапрадедушки (военный билет и удостоверения к медалям).
4. Прочитать книги, посмотреть фильмы о Великой Отечественной Войне; прочитать статьи о самолётах, используемых в Великой Отечественной Войне.
5. Разработать мини-тесты для учащихся и учителей.
6. Провести социологическое исследование среди учащихся и учителей о ценности семейных реликвий, проанализировать полученные результаты.
7. Восстановить в хронологическом порядке профессиональную биографию прапрадедушки.
8. Сделать выводы, подвести итоги исследования.
Гипотеза: может ли семейная реликвия оказать влияние на воспитание подрастающего поколения и сблизить членов семьи разных поколений?
Источники информации:
1.Общение.
2.Наблюдение.
3.Книги.
4.Интернет.
5.Социологический опрос.
6.Фотоматериалы.
Предварительная работа:
1. Подбор фотографий с памятными записями и документов.
2. Подбор литературы по теме.
3. Знакомство с историей своей семьи по материнской линии.
Тип исследовательской работы:
· По числу учащихся – индивидуальный;
· По доминирующему методу – документальный;
· По предметным областям: исторический;
· По продолжительности: долгосрочный.
Режим работы: внеурочное время.
II. Основная часть
Погружение в исследование семейного архива.
Рассказ моей бабушки Косиновой Любови Викторовны о своём дедушке: "Дедушку помню добрым человеком. Он построил добротный дом для своей семьи (фото 1.), в котором была и горячая вода, и ванна, и тёплый туалет, вырыл глубокий колодец, столярничал в сарае.
|
Фото 1. Прапрадедушка Сергей Николаевич, его сын Виктор, дочь Раиса, супруга Мария Ивановна, тёща Матрёна Кузьминична. Предположительно, фото сделано перед уходом на Советско-Финляндскую войну.
В саду выращивал виноград, в огороде было много добротных стеклянных парников. У него были "золотые руки". Держал собаку Мухтара. Очень дружил со своими братьями (фото 2,3). Старшая дочь Раиса назвала своих сыновей в честь братьев отца – Сергеем и Александром (фото 4).
Фото 2. Прапрадедушка Сергей Николаевич, его брат Александр Николаевич, сын Виктор, младшая дочь Людмила и супруга Мария Ивановна.
Фото 3. Сергей Николаевич с братом Александром Николаевичем.
Фото 4. Сергей Николаевич, сын Виктор, две дочери – Людмила и Раиса, внук Александр, супруга Мария Ивановна, зять Пётр Павлович Лютиков.
Каждое утро он ходил в магазин далеко от дома за свежими молочными продуктами для своей семьи. Он очень любил смотреть хоккей по телевизору и чистил мне в это время зёрнышки подсолнечника, каждый раз целую горсточку! Помню дедушкин живот: огромный широкий белый шрам (дедушка был ранен на войне, но об этом не рассказывал). Дедушка был заядлым охотником и рыболовом (фото 5). Я любила ходить с ним в лес. Он знакомил меня с повадками животных. Я подолгу разглядывала его охотничью амуницию. Помню, он поймал сома величиной с ванну.
А ещё он очень любил слушать пение птиц. Он держал щеглов, репелов. Все подоконники были уставлены певчими птичками.
Дедушка (фото 6) научил меня самому доброму, что и живёт во мне по сей день."
|
Моей бабушке Косиновой Любови Викторовне фотографии её дедушки достались частично от её мамы, а частично вместе с медалями от тёти незадолго до её смерти. Фото дедушки и его ветхие документы особенно ценны для моей бабушки. Во время рассказа о нём она даже расплакалась. И я понял, как много для неё значил её дедушка.
Фото 5. Прапрадедушка на охоте (слева).
|
![](https://konspekta.net/poisk-ruru/baza18/6785197486192.files/image014.jpg)
Теоретическая часть.
Во времена молодости моего прапрадедушки многие уходили на войну. Он ушёл на фронт в 23 года (как участник боевых действий во время Советско-Финляндской войны 1039-1940гг.), уже создав семью и родив сына.
Войны оставляют большой след в истории каждой семьи. Рассматривая семейные фотографии моего прапрадедушки, невольно задумываешься о том, как было тяжело провожать на войну близкого человека и не знать, что дальше будет ещё более страшная война длиной в 5 лет. Это самое страшное, что может быть – когда на войну уходит сын, отец, муж, брат. В семье на попечении женщин остаются дети. Ради будущего своих детей отцы и уходила на войну, чтобы "принести" им победу, а значит, свободу от врага.
Работая в тылу во время Великой Отечественной войны, прапрадедушка внёс свой вклад в Победу, об этом свидетельствуют его награды. Какой именно вклад – это мне предстоит выяснить, для чего я составил схему-план: