Прошлые потери и новые угрозы




Завершено проектирование интерьеров станции «Театральная»

·

·

·

Не так давно было завершено проектирование интерьера подземного вестибюля новой станции метрополитена «Театральная».

Планируется, что именно «Театральная» и будет следующей станцией за «Спасской» на Правобережно-Лахтинской линии. Начиная с 2010 года шел конкурс на проектирование, который удалось выиграть «Ленматригипротранс».

Представитель организации рассказал, что сейчас над частью проекта уже завершена работа, которая непосредственно связана с интерьерами подземного вестибюля, и все материалы были переданы заказчику. В ОАО «Метрострой» пояснили, что либо в начале следующего года, либо в конце этого, проект уже будет сдан на экспертизу. В конце 2013 года планируют начать строительство станции, которое, по предварительной информации, будет длиться до 2015 года.

Представитель ГУМ «Петербургский метрополитен» сообщил, что один из вестибюлей «Театральной» собираются встроить в бывший дом быта, который находится на углу Лермонтовского проспекта и улицы Декарбристов. На Театральной площади будет расположен главный выход.

Фото: Елена Лукьянова

Театральная

Зона риска: метро "Театральная"

Старая Мариинка может не пережить строительства новой станции подземки. Среди потенциальных жертв — Консерватория, синагога и еще почти 40 зданий Коломны.

По степени опасности для прилегающей застройки первую позицию профессионалы отводят устройству наклонного хода, вторую — собственно станции, третью — перегонному тоннелю.

В случае с «Театральной» фишка с этим самым тревожным первым номером выпала на участок, прилегающий к старой сцене Мариинки.

И она сама, и соседние здания и так получили из-за строительства «Мариинки-2» большой стресс: осадки по Минскому переулку превысили уже 100 мм, что впятеро выше допустимой нормы. Подземный вестибюль (требующий рытья основательного котлована) планируется вблизи 12-го, служебного подъезда первой сцены. Где тоже видны следы свежих трещин, достигающих 50 мм.

По оценкам обследовавших этот федеральный памятник специалистов, здание распадается и сползает в Крюков канал. Оно не раз перестраивалось, во время войны пережило прямые попадания снарядов и бомб, в целом же — говоря сухим языком специалистов — «за период своей эксплуатации получило сверхнормативные деформации». И без того аховую ситуацию усугубило строительство второй сцены — тогда первая получила еще несколько сантиметров осадки. Нынешнее ее состояние классифицируется как неблагополучное, по отдельным конструкциям — близкое к аварийному. Сооружение метро неизбежно означенные деформации увеличит.

«Любой миллиметр, добавленный к ним, тут крайне нежелателен», — предостерегает гендиректор ГК «Геореконструкция» Алексей Шашкин. Авторитетный геотехник не берется предсказать, где тот предел, за которым неминуема катастрофа: «Может, тут и можно добавить к имеющимся деформациям 1–2 сантиметра. Но точно нельзя 5–6. А самые современные технологии, имеющиеся на вооружении у наших метростроевцев, позволяют избежать осадки лишь в пределах 10 сантиметров».

Рассказывая о проведенном несколько лет назад обследовании здания, Алексей Георгиевич останавливается на паре впечатляющих эпизодов: «Задник первой сцены, как выяснилось, возводился на… фундаменте, оставшемся от некогда стоявшего тут забора. Это и документально подтверждено. Такое вот «рачительное» было отношение, чтоб ничего зря не пропадало! При этом фундамент не перевязан с поперечными стенами. Профессор Долматов в свое время на лекциях, которые читал в ЛИСИ, вспоминал об обследовании 1960-х: после спектакля повели его показывать трещины. По итогам сказал: если бы я сначала их осмотрел, то на спектакль бы не остался… Здание уже тогда было сильно деформировано — главным образом из-за техногенных воздействий перестроек, которые претерпевало несколько раз за свою жизнь.

Много трещин возникло при устройстве свайного основания под ту пристроенную часть, что обращена к Крюкову каналу. Изучая материалы обследований разных лет, мы нашли в том числе замечательный отчет ЛИСИ 1973 года. Согласно которому, в частности, деревянные фермы перекрытия зала находились в неудовлетворительном состоянии и требовали усиления. А усилили их посредством металлического тяжа, приклеенного на эпоксидку. Что с ней происходит за 40 лет, насколько вообще этот тяж работает?..»

Разброд и шатания

К реконструкции Мариинки-1 обещают приступить в 2016-м. Представленный в марте с. г. на Совет по сохранению наследия проект вызвал жесткую критику экспертов. Претерпел ли с тех пор проект какие-то изменения, исполнены ли рекомендации совета — неизвестно. По всей видимости, нет и внятных расчетов взаимодействия исторических и вновь возводимых конструкций. Без чего, как поясняет Алексей Шашкин, нельзя гарантировать, что одни не «зависнут» на других — тогда от такого протезирования будет больше вреда, чем пользы. Еще одно неизвестное: как все это будет взаимодействовать при устройстве наклонного хода, рытье котлована для подземного вестибюля «Театральной» и прочих метростроительных работах.

«Мариинский театр оказывается как бы на пересечении двух планируемых интенсивных техногенных воздействий — собственной реконструкции, к которой много не закрытых вопросов, и строительства новой станции метро. С учетом давнишних проблем старого здания и колоссального стресса, пережитого при возведении «Мариинки-2», ситуация складывается чрезвычайно опасная», — предостерегает глава «Геореконструкции».

По мнению Алексея Шашкина, работы по реконструкции театра и сооружению новой станции подземки следовало бы осуществлять одновременно. Такое совмещение дает широкий спектр возможностей для проведения необходимых мероприятий по усилению памятника. Если «Театральная» стартует первой, неизвестно, как не дождавшаяся реконструкции старая сцена переживет очередную и весьма серьезную встряску. Если же будет обратная очередность, могут пойти прахом все усилия реставраторов — работы метростроевцев неизбежно дадут осадку. Пока ясности со сроками нет. Работы по реконструкции театра должны были проводить с привлечением средств займа Всемирного банка. В свете новых политических реалий нельзя исключать, что денег от него Россия теперь не получит. У метро — бюджетное финансирование. Но и тут, как мы понимаем, неизбежны корректировки в сторону урезания всего и вся (кроме военных расходов и «помощи» Крыму).

Тем не менее на днях Смольный заключил с Метростроем контракты на инженерную подготовку территорий и подготовку площадок для строительства четырех станций, в том числе «Театральной». Буквально на днях будет объявлен победитель еще одного конкурса — на реставрацию Петербургской консерватории (оценивается в 1,9 млрд руб.), которую предписано завершить до 2016 г. То есть когда строительство «Театральной» может быть еще в полном разгаре. Примечательно, что на время реставрации консерваторию предписывают переместить в здание Интендантских складов на улице Глинки — которое, как и она сама, попадает в зону риска строительства новой станции.

Всего же, по оценкам заказчика (Комитета по транспорту), пострадать могут 42 здания, в том числе 17 памятников — там и Мариинский театр, и вторая его сцена, и синагога, и зал Дирекции Императорских театров на ул. Писарева, и десятки жилых домов. Заказчиком предписано усилить фундаменты лишь 25 зданий. Причем на укрепление каждого выделяется всего лишь по 125 тысяч рублей — сумма смехотворная, за такую нынче разве что косметический ремонт в квартире сделаешь.

Прошлые потери и новые угрозы

До недавнего времени, пока все вокруг было «советское» и как бы ничье, историческая застройка приносилась в жертву метростроительству без особых колебаний. Храмы на Сенной и Знаменской площадях снесли, расчищая площадки под «Сенную» и «Площадь Восстания». Станция «Технологический институт» возникла на месте снесенного доходного дома Рылеева. «Маяковская» поглотила дом купца Зайцева. Высвобождая подступы к «Достоевской», снесли здание Владимирского городского училища, а сооружение здесь наклонного хода потянуло за собой в бездну и Дом Рогова. При устройстве выхода со станции «Гостиный двор» грохнули Перинные ряды с портиком (арх. Л. Руска). Выход со станции «Невский проспект» потребовал полной разборки бывшего дома Энгельгардта…

Теперь, вступается за проходчиков Алексей Шашкин, у петербургского Метростроя есть на вооружении прекрасная современная технология использования механизированных проходческих щитов с пригрузом забоя. Эксперт считает ее достойной альтернативой широко применявшейся до сих пор заморозке (при ее использовании подступающая к фронту промерзания грунта вода образует линзу, а ее последующее оттаивание способно вызывать значительные деформации прилегающих зданий). Новую технологию задействовали, например, при строительстве «Адмиралтейской». Этот опыт в профессиональной среде считают успешным. Их оценки, понятное дело, не разделяют градозащитники: сноса дома на углу Малой Морской и Кирпичного избежать не удалось.

Тогда начальник питерского метрополитена Владимир Гарюгин настаивал на том, что пострадавшее от прямого попадания бомбы здание XIXвека «не представляет исторической ценности». Ему парировали: это первое восстановленное после войны здание, оно должно охраняться как памятник мужеству ленинградцев. Чем закончился тот спор, известно. Иначе и быть не могло, убежден Алексей Шашкин, — когда наклонный ход такого большого диметра запроектирован непосредственно от существующего здания, сохранить его невозможно.

В случае с «Театральной» расклад не такой однозначный: там наклонный ход идет вдоль оси ул. Декабристов, не втыкаясь в Маринку, хотя и подступает к ней слишком близко, создавая реальную угрозу.

Алексей Шашкин полагает целесообразным вывести его с другой стороны, отведя подальше от старой сцены («ничего страшного, если зрители немножко прогуляются по воздуху») и «подвигать» один из выходов подземки, поискав более безопасное место, чем подступы к 12-му подъезду театра.

По второму выходу решений предлагалось несколько. Сначала предлагалось устроить его непосредственно возле концертного зала Мариинского театра, между домами 37 и 39 по ул. Декабристов (1861 г., арх. Е. П. Варгин и 1893 г., арх. А. И. Рейнбольдт). Затем появился другой вариант — сделать вестибюль наземным, встроив в здание бывшего Дома быта (ул. Декабристов, 44) или демонтировав его.

Говорить с уверенностью об окончательных проектных решениях не приходится. Метро — объект секретный. Известно лишь, что проект неоднократно корректировался, а еще с месяц назад председатель КГИОП Александр Леонтьев признавал, что все его детали комитету не известны, но дошедшая информация вызывает очень большую тревогу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: