Авторы, теоретические подходы | Основное содержание (цели, особенности) | Методическая составляющая (наиболее известные стратегии, приемы, методы, алгоритмы) | Образовательные результаты | Библиография |
Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. – СПб.: «Просвещение», 1995. Колесникова И.А., М.П. Горчакова-Сибирская Педагогичесе проектирование: Учеб. пособие для высших учеб. заведений / Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. Методика обучения технологии / Под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск - Ишим: Издательство ИГПИ, НМЦ «Технология», 1998. - 296 с. Модернизация российского образования: документы и материалы. – М.: Библиотека развития образования. ГУ-ВШЭ, 2002. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. Педагогика: Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д: издательский центр “МарТ», 2006. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: просвещение, 2008. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилова, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2003. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно-методическое пособие для преподавателей образовательной области «Технология». – М.: АПКиПРО, 2004. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.:АРКТИ, 2005. Хорева Г.А., Утков П.Ю. Школьный проект как метод образования для устойчивого развития: методческое пособие для организации проектной деятельности в образовательных учреждениях. – Мурманск, 2003. | -существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания; - значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная); -применение исследовательских (творческих) методов при проектировании; -Структурирование этапов выполнения проекта; -самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора. | Исследовательские проекты приближены к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования. Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру. Они строятся по следующей логике: определение потребности, исследование существующих объектов, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.). Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности в таких проектах - ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.п. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью. Прикладные (практико-ориентированные), отличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников, ориентированным на их социальные интересы (документ, созданный на основе полученных результатов исследования по экологии, биологии, географии, и т.д.; аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления; проект зимнего сада школы и т.д.); Информационные проекты - это тип проектов, связанных с поиском, анализом и представлением информации. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. В ходе проекта изучаются и используются различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция и др.). По числу участников проекты могут быть индивидуальные, парные и групповые. Проект может быть краткосрочным (разработан на нескольких уроках); среднесрочным (до месяца); долгосрочным (от месяца до нескольких месяцев). Проектная деятельность может быть организована на разных уровнях: международном, национальном, на уровне конкретного региона (например, городские проекты), или на уровне ряда образовательных учреждений, расположенных в одном (или разных) районах. | Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности. | Проектная деятельность в школе: ступень за ступенью: Учебно-методическое пособие / Под общей редакцией Э.В. Гущиной. – СПб.: «Крисмас+», 2010. - … с. – ISBN |