Для реализации проекта я использую следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.




На основе

православной культуры »

 

 

Автор: воспитатель МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» Корякова Татьяна Дмитриевна.

 

Сроки осуществления проекта: 2011-2014гг.

 

 

С.Александровка, 2011г.

Конечная цель разумного воспитания детей

заключается в постепенном образовании в ребенке

ясного понимания вещей окружающего мира.

Затем результатом понимания должно стать

возведение добрых инстинктов детской натуры

в сознательное стремление к идеалам добра и

правды и, наконец, постепенное образование

твердой и свободной воли.

Н.И.Пирогов

Паспорт проекта

1. Название проекта Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры»
2. Разработчики проекта Корякова Татьяна Дмитриевна – воспитатель МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка»
3. Цели и задачи проекта Цель проекта: содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи). Задачи: 1. Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности детского сада. 2. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения. 3. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине. 4. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка. 5. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей. 6. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения. 7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада. 8. Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники. 9. Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.  
4. Сроки и этапы реализации проекта Проект рассчитан на реализацию в течение 3-х лет (2011-2014 гг.) и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию. Этапы реализации проекта: 1. Предпроектный (подготовительный)- 2011 г. (август – сентябрь) 2. Диагностический - 2011 г. (октябрь - декабрь) 3. Организационный - 2012г. (январь-февраль) 4. Практический - 2011-2012гг. 5. Итогово-аналитический - 2012 (2 полугодие)
5. Исполнители проекта и основных мероприятий Педагоги, воспитанники, родители
6. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта В результате выполнения проекта будет достигнуто: - устойчивость навыков поведения; - сформированность основ ценностных сфер личности; - стабильность психического развития; - целостность восприятия мира; - воспитание всесторонне и гармонично развитой личности; - формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом; - развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству; Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
7. Целевые группы проекта Педагоги, воспитанники, родители

Актуальность

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его родителей. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей!

Особенность существующего проекта Православия в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Мною предлагается:

- Познакомить детей с культурой Православия;

- развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;

- возрождение истинных духовных ценностей российского народа;

- упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;

- способствовать всестороннему развитию личности.

Цель воспитания:

1. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

2. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

3. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

4. Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.

5. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

Задачи:

1. Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности детского сада.

2. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.

3. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

4. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

5. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

6. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

8. Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.

9. Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.

Для реализации проекта я использую следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется во время:

  • показа сказок (педагогами, детьми);
  • рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
  • наблюдений;
  • экскурсий;
  • воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
  • чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания и отгадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей о своих впечатлениях;
  • разбора житейских ситуаций;

Практический метод используется, когда необходимо:

  • организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия-утренника), ручной труд (Вифлеемская звезда, корабль Св. Николая и т.д.)
  • проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.

Создавая проект, я не рискнула полагаться только на собственные познания, не стала изобретать нечто кардинально новое, а обратилась к первоисточнику - Православной Церкви, хранящей столетиями опыт и традицию праздника, его главное содержание. Так нашим консультантом, первым слушателем и гостем стал священник отец Николай Денисенко.

Цель проекта – содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).

Основой содержания проекта духовно-нравственного воспитания является православная культура и календарь: природный, гражданский, и, что особенно важно, - православный, церковный календарь, в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится вся воспитательно-образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста.
Нравственные эталоны являются необходимым ориентиром в общении ребенка с окружающими людьми и миром.
В процессе игры дети усваивают нравственные нормы и правила поведения. В общении идет духовно-нравственное развитие дошкольника, формируется эмоционально-волевая сфера и самосознание, идет активное освоение умственных действий анализа и оценки для установления причинно-следственных связей между событиями и явлениями.

Проект: долгосрочный (рассчитан на 3 года)

 

Для работы с детьми 6-7 лет я разработала перспективный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры» на 2011 – 2012 учебный год

№ п/п Содержание работы Срок проведения Предполагаемый результат Результат
Методическая работа
1. Подбор методической литературы и пособий по духовно-нравственному воспитанию август Собрать православную литературу Собрана православная литература для детей и взрослых
2. Составление плана работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на учебный год август   План работы утвержден на заседании пед.коллектива детского сада
3. Встречи педагогов с настоятелем храма святого благоверного Александра Невского с отцом Николаем В течение года Встреча с настоятелем храма в 2012 году   Состоялась одна встреча в ноябре 2011 года
4. Оформление уголка «Православная культура России» октябрь   Оформлен православный уголок
5. Муниципальный конкурс «Новое в образовании» январь   Составлен образовательный проект
6. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством знакомства с православными праздниками» апрель Выступление на педагогическом совете  
7. Оформление фотоальбома «Наши праздники в семье» В течении года Оформить фотоальбом Частично собран материал для фотоальбома
8. Муниципальный конкурс «Фестиваль методических идей» май Принять участие в конкурсе  
Работа с детьми
1. Проведение занятий, развлечений, бесед согласно тематическому плану В течение года   Регулярное проведение занятий, праздников, тематических развлечений
2. Разработка сценариев тематических занятий, праздников. В течение года Разработать конспекты сценариев, занятий Разработаны конспекты занятий, сценариев на Рождество и Покров
3. Диагностическое обследование детей Сентябрь, май Заполнение нормативных карт 2 раза в год Заполнена нормативная карта в сентябре 2011г.
4. Проведение праздников: - Покров -Рождество - Сретенье -Вербное воскресенье -Пасха -Троица В течении года   Подготовка праздничных мероприятий Проведены праздничные мероприятия на Покров и Рождество
5. Проведение тематических бесед В течение года   Проводятся регулярно
6. Изготовление поделок для праздников В течение года Изготовить поделки к каждому отмечаемому празднику совместно с родителями Изготовлены поделки на Рождество (подсвечники)
7. Проведение конкурса рисунков октябрь, апрель Провести конкурс «Христос воскрес» Проведен конкурс «Мать-покров»
Работа с родителями
1.   Анкетирование родителей   Октябрь, апрель Провести анкетирование Проведено анкетирование
2. Проведение родительских собраний в группе   Октябрь, май Провести родительское собрание на тему «Подведение итогов духовно-нравственного воспитания дошкольников» Проведено собрание на тему «Духовно-нравственное воспитание актуально в наше время»
3. Консультирование родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания В течение года   Ежемесячная сменяемость печатных консультаций для родителей
4. Посещение храма святого благоверного Александра Невского родителями и детьми 2 раза в год Посещение храма в мае 2012г. Состоялось одно посещение
                   


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: