Задания для самостоятельной работы




Практическое занятие №5

Тема:Группировка геометрических фигур по различным признакам.

Вопросы для обсуждения:

1. Восприятие детьми формы предметов, геометрических фигур.

2. Задачи ознакомления детей с формой предметов в разных возрастных группах.

3. Группировка геометрических фигур по разным признакам.

4. Значение знаний о форме предметов и геометрических фигур для сенсорного и умственного развития дошкольников.

Литература для самостоятельного изучения:

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет. Форма. Количество. – М.: Просвещение, 1984.

2. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1976.

3. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1974.

4. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение, 1984.

5. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста.- СПБ, «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008- 384с.

6. Обучение математике в детском саду / Под ред. В.В. Даниловой, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайловой и др. – М.: Просвещение, 1998.

7. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Подьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981.

8. Шадрина И.В. Теория и методика математического развития: учебник и практикум для СПО / И.В. Шадрина. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 279с.

Задания для самостоятельной работы

1. Тезисно ответить на вопросы для самостоятельного изучения

2. Используя материалы собственных наблюдений, указать особенности восприятия детьми формы предметов (2 студента).

Одним из важных свойств окружающих предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры - это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.

В дошкольном возрасте происходит знакомство с основными эталонами формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), величины (длинный - короткий, высокий - низкий, толстый - тонкий и др.), цвета (основные цвета спектра, белый, черный) в процессе практической и игровой деятельности.

Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей.

Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним. Форма предмета, как таковая, не воспринимается отдельно от предмета, она является его неотъемлемым признаком.

Специфические зрительные реакции прослеживания контура предмета появляются в конце второго года жизни и начинают предшествовать практическим действиям. Действия детей с предметами на разных этапах различны.

Малыши стремятся, прежде всего, захватить предмет руками и начать манипулировать им. Дети 2,5 лет, прежде чем действовать, довольно подробно зрительно и осязательно-двигательно знакомятся с предметами.

Отбор же по образцу фигур более сложной формы доступен примерно на рубеже 4-5 лет, а воспроизведение сложной фигуры осуществляют отдельные дети пятого и шестого года жизни. Вначале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя их именами этих предметов: цилиндр - стаканом, столбиком, овал - яичком, треугольник - парусом или крышей, прямоугольник - окошечком и т.п.

Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети старшего дошкольного возраста уже не отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают: цилиндр - как стакан, треугольник - как крыша и т.п.

В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о форме предмета. При помощи взрослых усваивает, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению сторон, что можно выделить криволинейные и прямолинейные формы.

3. Дать характеристику, как меняется на протяжении дошкольного возраста роль обследования и зрительного восприятия формы предметов. Определить значение речи взрослого и самого ребенка в развитии представлений о форме (2 студента).

Сам процесс исследования включает несколько этапов. В своем исследовании Н. П. Сакулина предлагает пять последовательных этапов:

-восприятие предмета в целом (воспитатель в яркой, образной форме дает общую характеристику предмета);

-обследование с анализом (вначале выделяются крупные части, затем - мелкие, определяется их форма);

-определение строения предмета - соотношение крупных и мелких частей;

выделение цвета;

-рассматривание вновь всего предмета в целом.

Конечно, такое деление процесса восприятия на этапы условно и не всегда все они присутствуют в восприятии. Это зависит и от опыта детей, и от стоящих перед ними задач. При повторном изображении такого детального исследования не требуется, проводится только зрительный анализ изображаемого предмета или возможно только словесное описание, а затем дети изображают по представлению, без натуры.

Для воспитания способности вычленять и находить обобщенные формы в предметах одного вида важно пользоваться сравнением. Сопоставление одного предмета с другими помогает выделению общих признаков. Например, у всех деревьев направление ствола вертикальное, ветви расположены под углом к нему; у большинства животных туловище овальной формы.

Как же должно проходить восприятие формы предмета? Оно познается как зрительно, так и с помощью осязания. Надо учить ребенка глазом или движением руки последовательно охватывать одну часть за другой, обрисовывая контур. В младших группах обязательно включать движение руки, которое поможет детям и при рисовании. У старших детей движения более координированы и подчинены контролю зрения, для них вполне доступно зрительное восприятие контура, они могут проследить основную линию контура. Дети четырех лет не могут этого сделать, их внимание переходит от одной детали к другой, что затрудняет правильное изображение предмета.

Легче всего выделяется такой признак формы, как округлость. Воспринимается она осязанием, что положительно сказывается на создании округлых форм в лепке. В рисовании или аппликации восприятие рукой всей массы круглой формы предмета менее эффективно, чем обведение округлости по контуру.

Движения, производимые при восприятии предмета с гранями, носят другой характер. Здесь они имеют остановки, перерывы на углах, после чего изменяется направление движения. Такое исследование формы, начиная с одночастных несложных предметов, можно проводить с детьми первой младшей группы. Для более старших дошкольников надо чаще включать зрительное обследование.

Это положение вполне объясняется данными психологии о различной роли зрения и осязания на разных этапах возрастного развития ребенка. Если для младшего дошкольника большое значение в познании формы имеет осязание, то у старшего дошкольника ведущим является зрительное восприятие, а рука служит вспомогательным органом

Отобрать, проанализировать 3-4 игры, самостоятельно составить 2-3 логические и дидактические игры на ознакомление с формой

«Найди круглый предмет»

Цель: Учить находить предметы круглой формы среди других предметов. Развивать мыслительные операции: анализ и сравнение. Обогащать словарь детей.

Для игры понадобятся таблицы с четырьмя клеточками. В первой клетке нарисован круг, остальные клетки пустые. Предметные картинки, среди которых должны быть предметы круглой формы.

Однажды зайчата остались одни дома и так расшалились, что разбросали из шкафа все вещи. Но скоро вернутся заяц с зайчихой. Заволновались зайчата, придут сейчас родители и будут ругаться. Надо вещи по шкафам разложить. Давайте поможем зайчатам. Надо в пустые клеточки – ящики положить предметы круглой формой

Воспитатель просит малышей обвести нарисованный круг в первой клеточке пальчиком.

«Какие предметы нам надо найти?» (круглые). Воспитатель объясняет, что нужно взять картинку и обвести предмет пальчиком, чтобы определить круглый ли он.

Когда дети справятся с заданием, воспитатель предлагает рассказать зайчатам, какие предметы дети положили в пустые клеточки: Круглые часы, круглый стол, круглый шарик, круглая тарелка.

«Разноцветные квадраты»

Цель игры: познакомить ребят с такой геометрической фигурой, как квадрат, повторить названия основных цветов и размеров предметов, развивать мелкую моторику пальцев, память, наблюдательность.

Оборудование: картонные квадраты разного цвета (красные, белые, синие, желтые и зеленые), разного размера (большие, средние и маленькие); несколько кругов, выполненных из того же материала; квадрат-образец размером 30 х 30 см.

Ход игры: руководитель предлагает детям выслушать правила игры, с помощью которой они научатся правильно определять квадраты и находить их среди других фигур.

Для этого воспитатель показывает ребятам большой квадрат-образец и просит внимательно рассмотреть и рассказать, что же особенного в данной фигуре. Если дети не увидели, что стороны этой фигуры одинаковые, то об этом нужно обязательно сказать, так как это главная отличительная черта квадрата.

Когда ребята усвоят данный материал, можно попросить их распределить все фигуры, имеющиеся на их столах, на категории. В одну сторону положить красные квадраты, в другую – синие, в третью – зеленые. Когда работа будет выполнена, воспитатель должен проверить ее и похвалить каждого ребенка.

Можно дать задание распределить имеющиеся квадраты на группы в зависимости от их размера. Здесь у детей тоже получится 3 категории.

К концу игры ребята, как правило, очень хорошо усваивают название и форму квадрата, поэтому можно провести небольшую проверку: попросить малышей перемешать между собой квадраты и круги, а затем за короткое время разложить круги отдельно, а квадраты отдельно.

Назови фигуру

Цель игры: развивать воображение, память, внимание, умение определять предмет по его признакам, увеличивать словарный запас детей, развивать логическоге мышление, систематизировать знания детей о таких геометрических предметах, как треугольник, прямоугольник, круг и квадрат.

Оборудование: большой лист с нарисованными кошками, выполненными из разных геометрических фигур: головы – круги, носы – треугольники, глаза – овалы, рот – прямоугольник и т. д. Можно изобразить несколько кошек, выполненных по-разному.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель показывает ребятам плакат и просит внимательно рассмотреть рисунки, затем сказать, что на них изображено. Не смотря на то, что животные выполнены по-разному, дети говорят, что это кошки, так как у них своеобразные ушки-треугольники, которые бывают только у этих животных.

Затем руководитель говорит малышам, что нужно назвать те фигуры, из которых состоят кошечки, и сравнить предложенные рисунки между собой. Когда дети выполнят поставленные задачи, можно попросить их нарисовать на доске мелом любое другое животное, используя при этом только прямоугольники, квадраты, круги и треугольники. Данное задание довольно сложное, поэтому малышам потребуется помощь воспитателя.

Какой фигуры не хватает

Цель игры: развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами, повторить названия цветов и их оттенков, развивать речи детей.

Оборудование: лист ватмана, разделенный на 12 равных прямоугольников таким образом, чтобы по горизонтали находилось по 4 клетки, а по вертикали – по 3; 12 небольших карточек – прямоугольников, квадратов, кругов и треугольников разных цветов.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: руководитель предлагает ребятам внимательно рассмотреть фигуры, которые лежат на столах и сказать их название и цвет.

Затем воспитатель при помощи детей заполняет пустые клетки таблицы. Для этого руководитель просит одного из детей поднять любую свободную фигуру и поместить ее в свободную ячейку. Когда карточки закончатся, дети внимательно разглядывают получившееся полотно и запоминают, в каком порядке расположены предметы.

После этого руководитель просит ребят закрыть глаза на несколько секунд. В это время воспитатель убирает одну из карточек, затем предлагает детям восстановить порядок фигур. Если ребята не могут вспомнить, какая фигура и какого цвета находилась в ячейке, то они могут вычислить ее, ведь всех фигур было поровну и все они были разного цвета.

Чтобы проверить наблюдательность малышей, можно поместить в ячейки 2 одинаковые карточки, пока ребята закрывают глаза, а затем попросить найти их. В игре побеждают самые быстрые, наблюдательные и ловкие ребята.

Логические игры:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: