Полученные нами результаты еще раз показали, что тест Роршаха вовсе не обязательно должен рассматриваться только как личностная методика. В наших исследованиях обнаружилась связь между отдельными показателями теста и функционированием ряда мозговых структур, появилась возможность оценить связь между способом зрительного восприятия и психикой не с психоаналитических, а с анатомо-физиологических позиций. Мы и расцениваем эту методику главным образом как тест, способный в сжатой форме давать такие индивидуальные характеристики восприятия и мышления, которые в настоящее время не может дать никакая другая психологическая методика. Разумеется, с его помощью нельзя определить «всю личность». Он, как правило, не раскрывает ее движущих мотивов, это прерогатива других психологических методик. Но тест Роршаха с большим успехом можно использовать в психиатрической практике, в профотборе, в выделении детей, опережающих своих сверстников или отстающих от них в своем развитии.
К сожалению, в настоящее время в нашей стране этой удивительной методикой хорошо владеют только отдельные энтузиасты, которых можно пересчитать по пальцам. Правда, вышли первые отечественные монографии, посвященные тесту, защищены три кандидатские диссертации, растет число публикаций. Нельзя не радоваться этому. Но в то же время советские авторы пользуются различными способами шифровки ответов. Необходимо издание расширенного учебного пособия, подробно излагающего все аспекты использования теста. Остро недостает таблиц Роршаха, которые издаются только в Швейцарии и США. Эти таблицы за небольшую плату можно купить во многих европейских странах (в том числе и социалистических), предъявив диплом психолога, но они никогда не продавались в СССР. Для решения многих научных проблем крайне необходима параллельная серия таблиц, давно созданная в Швейцарии и совершенно не известная в нашей стране. Хочется верить, что после публикации этой статьи ситуация изменится в лучшую сторону.
|
Таблицы роршаха.
Таблица V теста Роршаха. Чаще всего в ней видят «летучую мышь» или «бабочку».
Испытуемый выделяет из всего пятна только нижний участок с ногами «летучей мыши» и прилежащей частью пятна (на рисунке заштрихованы) и достраивает их до «медвежьей морды» в белом пространстве под таблицей. В этом толковании необычно следующее: вычленение редко выделяемой части пятна; произвольное достраивание ее до осмысленного образа, не представленного в пятне; в окончательном ответе смешиваются фигура и фон. Такая необычность толкования встречается у чудаков и у больных шизофренией.
А вот еще одно оригинальное толкование этой же таблицы. Испытуемый (больной шизофренией) узрел в пятне «зайца, волочащего за головы двух женщин». Зайцу приписывается отнюдь не свойственная ему активность. В ответе прослеживается скрытая агрессия против женщин.
Таблица VII теста Роршаха, перевернутая на 180'. Больной шизофренией с острым чувственным бредом увидел три предмета: ранету, кресло, кушетку. Он сам изобразил их в той последовательности, в какой, с его точки зрения, они располагаются друг за другом. Что в этом толковании странного? Объемность восприятия плоского изображения, несопоставимость предметов. И, наконец, если «ракету» и «кресло» можно увидеть в пятне, то от «кушетки» видны только «ножки» (все остальное заслонено другими «предметами»). Больной достраивает их до «целой кушетки» — типичный пример так называемого конфабуляторного ответа.
|
Каждая таблица теста Роршвха не простая клякса, а серьезная научная разработка, потребовавшая от автора многих лет упорного труда. Эти кляксы к тесту Роршаха никакого отношения не имеют, наш художник просто разлил тушь. Многие, наверное, любят следить за облаками, разглядывать морозный узор на стекле, выискивая фигуры, образы, сотворенные природой. И мы предлагаем вам посоревноваться в фантазии. Что вы видите в этих кляксах? Можно что-то дорисовать, соединить линиями элементы. Главное условие; лякса должна участвовать в изображении. Ждем ваших ответов.