РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ПРОИЗНОШЕНИЕ»
Уровень образования - начальное общее
Срок реализации программы – 3 года
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, с учётом примерной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.
Сыктывкар
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Произношение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, с учётом примерной АООП НОО обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования учащихся с ТНР, программы формирования универсальных учебных действий.
Наряду с общеобразовательными задачами, направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, программа коррекцинного курса «Произношение» обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными путями, но ведет к единой цеди - ликвидировать в процессе обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.
Образовательная программа по «Произношению» ориентирована на обучение детей с нарушениями речевого развития и должна обеспечивать возможно полную интеграцию их в условия общеобразовательной среды. Уроки произношения служат усилению внимания к речевой деятельности обучающихся, усвоению полноценных речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению лексико-семантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для обучения языку и литературе.
|
Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой. Работа по этим направлениям на уроках произношения идет параллельно. Таким образом, основными задачами коррекционного курса «Произношение» являются:
- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);
- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов речи(темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
Программа составлена с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей учащихся с ТНР, обеспечивающая коррекцию речевых нарушений и социальную адаптацию.
|
Программа коррекционной работы направлена на создание систем комплексной помощи учащимся с ТНР в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в речевом развитии. Данная программа разработана для коррекции нарушений речи у учащихся по АООП НОО вариант 5.2
Общая характеристика коррекционного курса
Цель коррекционного курса «Произношение» - воспитание внятной, выразительной устной речи и подготовка к усвоению письменной речи.
В основу коррекционно-развивающей работы положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития — фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе – задачу развития связной речи. Названные задачи решаются концентрически, за счѐт усложнения и различной сочетаемости упражнений.
Произносительные навыки учащихся формируются в ходе всего учебного процесса при непосредственном общении с учителем. Обучение произношению в первую очередь ведется на основе слухового восприятия. При этом на занятиях работа направлена на формирование навыков правильного произношения звуков, просодических средств, речевого дыхания, устранения фонематического недоразвития и подготовка к звуковому анализу речи.
Формирование произношения состоит в выработке слухопроизносительных навыков и умений в области просодической системы русского языка.
Программой по произношению предусмотрена подготовка учащихся к усвоению подвижности ударения и смыслового ударения. Большое внимание уделяется развитию выразительности речи.
|
Обучение учащихся произношению проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работы.
Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в словосочетаниях, предложениях и связной речи. Учащиеся овладевают правильным произношением слов и предложений, соблюдением ритма, темпа, ударения, интонации в соответствии с условиями речевого общения.
Также проводится работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами еѐ выражения на основе наблюдения основных единиц языка: текста, предложения, слова.
Предусмотрены систематические упражнения, направленные на расширение и уточнение лексики, на воспитание грамматически правильной связной и выразительной речи. Форма организации работы – групповые занятия по 5- 6 детей реализуемые из часов, отведенных в плане внеурочной деятельности.
При необходимости, закрепление пройденного материала на индивидуальных логопедических занятиях.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Произношение» является неотъемлемой составной частью учебного плана в структуре коррекционно-развивающей области. Согласно учебному плану АООП НОО на изучение курса «Произношение» выделено 102 часа из расчёта:
1 класс – 2 часа в неделю; 66 часов в год;
2 класс – 2 часа в неделю; 68 часов в год;
3 класс - 2 часа в неделю; 68 часов в год.