Коррекционного курса «Произношение»
Основной целевой установкой для предмета «Произношение» является воспитание у школьников четкой, внятной, выразительной речи, что можно рассматривать как предметный, так и метапредметный результат обучения.
В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.
Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.
Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.
Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости -глухости и т.д.).
На специальных уроках «Произношения» обучающиеся не только формируют правильное восприятие и произношение звуков, осуществляют усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, формируют основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактику дисграфии, дислексии, дизорфографии, нормах общения, но и получают практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведётся работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Формируется навык самоконтроля и требовательное отношение к фонетически правильно оформленному речевому высказыванию как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Важность данного курса в системе обучения детей с ТНР состоит и в том, что в результате его освоения обеспечивается адаптация к окружающей действительности, социализация в современном обществе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
Коррекционного курса
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Целостное восприятие окружающего мира.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.
4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
5.Положительное отношение к школе и учебной деятельности.
6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».
11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».
13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.
14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),
15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.
16. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).
17. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.
Предметные результат ы
1. Формирование чёткого произношения звуков, автоматизация и дифференциация их в речи.
2. Овладение первоначальными представлениями о нормах произношения (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.
3. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний.
4. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
5. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
6. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание коррекционного курса
Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:
-произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
-языкового анализа и синтеза;
-сложной слоговой структуры слова;
-фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).
Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:
-формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;
-освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;
-формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех-пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных (со 2 класса).
Программой предусмотрена коррекция нарушений произношения как на уроках, так и на индивидуальных/подгрупповых логопедических занятиях. Уроки проводятся в 1, 2 и 3 классах.
Начиная с 1 класса на уроках произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика дисграфии, дислексии, дизорфографии.
Во 2 классе продолжается формирование произносительной стороны речи. Осуществляется автоматизация навыков произношения в различных коммуникативных ситуациях. В моделируемых лингвистических условиях закрепляются структурно-системные связи между звучанием и лексическим значением слова, его грамматической формой. Проводится коррекция нарушений письменной речи.
В 3 классе необходимо продолжать формирование тех психофизиологических механизмов, которые лежат в основе овладения произношением:
- оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный),
- правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез и др.
Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем.
В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:
- развитие артикуляторной моторики;
- развитие дыхания и голосообразования;
- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;
- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).
-дифференциация звонких и глухих согласных;
Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все обучающиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии.
Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).
На уроках произношения необходимо формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем.
В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:
- развитие ручной и артикуляторной моторики;
- развитие дыхания и голосообразования;
- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;
- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).
Процесс коррекции нарушений звуковой стороны речи делится на следующие этапы:
Первый этап —обследование речи детей и формулирование логопедического заключения. Обследование проводится ежегодно в начале учебного года (2 недели). Результаты обследования оформляются в речевой карте.
Второй этап —подготовительный. Цель подготовительного этапа – формирование психофизиологических механизмов овладения произношением. Основными задачами этого этапа являются: развитие тонкой ручной и артикуляторной моторики, дыхания, голосообразования, просодических компонентов речи, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, их дифференциация на слух и в произношении (гласные [а], [о], [у], [ы], [и], [э]; согласные [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х], для дифференциации на одном занятии выбирается пара звуков, отличающихся одним дифференциальным признаком, и их различение требует от 2-х до 5-ти занятий), развитие элементарных форм фонематического анализа.
Третий этап — основной. Он включает формирование правильной артикуляции и автоматизацию звуков в речи, слухо-произносительную дифференциацию акустически и артикуляторно близких звуков, параллельно с развитием слогового и фонематического анализа и синтеза, анализа структуры предложения.
Формирование правильной артикуляции звуков осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях, автоматизация и дифференциация - как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.
Последовательность работы над нарушенными звуками определяется последовательностью появления звуков речи в онтогенезе, их артикуляторной сложностью, а также характером нарушения звукопроизношения у каждого отдельного ребенка и объемом нарушенных звуков.
В процессе автоматизации и дифференциации звуков речи одновременно ставится задача коррекции нарушений звукослоговой структуры слова, начиная со слов простой звукослоговой структуры. Новая звукослоговая структура закрепляется на артикуляторно простых звуках, произношение которых не было нарушено у детей. Параллельно с коррекцией дефектов звукопроизношения и воспроизведения звукослоговой структуры слова осуществляется работа по нормализации просодических компонентов речи.
Тематика и последовательность формирования правильного произношения и развития фонематических процессов связана, прежде всего, с программой по обучению грамоте, но имеет опережающий характер. К моменту усвоения той или иной буквы по мере возможности дети должны научиться произносить соответствующий звук и уметь выделять его из речи.
В результате обучения дети овладевают не только определенным объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи, но и в значительной мере расширяется и уточняется их лексикон, происходит совершенствование употребления правильных грамматических форм слова и словообразовательных моделей. Задачи коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи на уроках произношения ставятся в соответствии с программой обучения грамоте, развития речи, русскому языку.
К концу 3 класса у обучающихся с ТНР должны быть в основном устранены нарушения звуковой стороны речи (дефекты звукопроизношения, нарушения звукослоговой структуры не только простых, но и сложных слов, нарушения просодической стороны речи). Сокращаются репродуктивные упражнения и повышается роль когнитивных процессов в формировании устной речи. При тяжелых расстройствах звуковой стороны речи (ринолалии, дизартрии) работа продолжается в III и IV классах.
Конкретное содержание занятий по коррекции нарушений произношения определяется характером речевого дефекта школьников, по развитию речи и русскому языку.
В процессе уроков произношения и логопедических занятий осуществляется закрепление практических речевых умений и навыков учащихся. В связи с этим темы и содержание логопедических занятий носят опережающий характер и подготавливают детей к усвоению программ «Обучение грамоте», «Русский язык», которые предполагают осознание и анализ речевых процессов.
Предметные результаты освоения содержания коррекционного курса «Произношение» определяются уровнем речевого развития, степенью выраженности, механизмом речевой/языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР.
Ожидаемые результаты
• умение правильно и чётко произносить поставленные или исправленные звуки речи в словах различной слоговой сложности;
• сформированность фонематического слуха;
• овладение звуко-слоговой структурой;
• состояние просодической стороны речи — интонация, ритм, выразительность, общая внятность речи;
• реализация усвоенных речевых навыков на уроке, в спонтанной речи, в естественных коммуникативных ситуациях.
Тематическое планирование
Класс
Содержание | Кол-во часов |
Звук. Речевой, неречевой. | |
Слово. Предложение. | |
Слог. | |
Звук А. Звук-буква. | |
Звук О. Слово. | |
Звук И. Слово. | |
Звук Ы.Слог-слово. | |
Звук У. Слог-слово. | |
Звук Э. Слог-слово. | |
Звуки Н-Нь. Твёрдый, мягкий согласный. | |
Звуки С-Сь. | |
Звук К-Кь. | |
Звук Т-Ть. | |
Звук Л-Ль. | |
Звук Л-Ль. Дифференциация звуков в слогах. | |
Всегда мягкий согласный Й. | |
Звук, буква Й. | |
Звуки В-Вь. | |
Буква Е. Два звука — одна буква. | |
Буква Е. | |
Звуки П-Пь | |
Звуки М-Мь | |
Звуки З-Зь | |
Дифференциация З-С | |
Звуки Б-БЬ | |
Дифференциация Б-П | |
Звуки Д-ДЬ | |
Дифференциация Д-Т | |
Буква Я. | |
Звуки Г-ГЬ. | |
Звук Ч. Всегда мягкий. | |
Буква ь | |
Звук Ш | |
Звук Ж | |
Буква Ё | |
Звуки Х-Хь | |
Буква Ю | |
Звук Ц. Всегда твёрдый. | |
Звук Щ. Всегда мягкий. | |
Звуки Ф-Фь | |
Твёрдый знак | |
Звуки Р-Рь | |
Звуки Р-Рь | |
Дифференциация звуков К-Х | |
Дифференциация звуков С-Ш | |
Дифференциация звуков 3-Ж | |
Дифференциация звуков Р-Л | |
Дифференциация звуков В-Ф | |
Дифференциация звуков Г-К | |
Дифференциация звуков Ж-Ш | |
Дифференциация Й-И | |
дифференциация Й-Ль | |
Й после разделительного мягкого знака. | |
Й после разделительного твёрдого знака. | |
Дифференциация звуков Ц-Сь | |
Дифференциация звуков Ц-Ть | |
Дифференциация Ц-С | |
Дифференциация Ц-Т | |
Дифференциация звуков Щ-СЬ | |
Дифференциация звуков Щ-Ш | |
Дифференциация звуков Ч-Т | |
Дифференциация звуков Ч-СЬ | |
Дифференциация звуков Ч-Ц | |
Дифференциация звуков Ч-ТЬ | |
Дифференциация звуков Ч-Щ | |
Повторение. |
Класс
Содержание | Кол-во часов |
Введение. Гласные звуки и буквы. | |
Слог, слово. | |
Гласные А-Я. | |
Дифференциация гласных А-Я в слогах. | |
Дифференциация гласных А-Я в слогах и словах. | |
Дифференциация А-Я в словах | |
Дифференциация А-Я в словах, словосочетаниях | |
Дифференциация А-Я в словосочетаниях и предложениях. | |
Дифференциация А-Я в предложениях | |
Дифференциация А-Я в предложениях и текстах. | |
Гласные О-Ё | |
Дифференциация гласных О-Ё в слогах. | |
Дифференциация гласных О-Ё в слогах и словах. | |
Дифференциация О-Ё в словах | |
Дифференциация О-Ё в словах, словосочетаниях | |
Дифференциация О-Ё в словосочетаниях и предложениях. | |
Дифференциация О-Ё в предложениях и текстах. | |
Гласные У-Ю | |
Дифференциация гласных У-Ю в слогах. | |
Дифференциация гласных У-Ю в слогах и словах. | |
Дифференциация У-Ю в словах | |
Дифференциация У-Ю в словах, словосочетаниях | |
Дифференциация У-Ю в предложениях | |
Дифференциация У-Ю в предложениях и текстах. | |
Гласные Э-Е | |
Дифференциация гласных Э-Е в слогах. | |
Дифференциация гласных Э-Е в слогах и словах. | |
Дифференциация Э-Е в словах, словосочетаниях | |
Дифференциация Э-Е в словосочетаниях и предложениях. | |
Дифференциация Э-Е в предложениях и текстах. | |
Дифференциация Э-Е в текстах. | |
Гласные Ы-И. | |
Дифференциация гласных Ы-И в слогах. | |
Дифференциация гласных Ы-И в слогах и словах. | |
Дифференциация Ы-И в словах, словосочетаниях | |
Дифференциация Ы-И в словосочетаниях и предложениях. | |
Дифференциация Ы-И в предложениях, текстах. | |
Мягкость согласных | |
Мягкий знак в конце слова. | |
мягкие согласные в слогах,словах | |
Мягкие согласные в словах, словосочетаниях | |
Мягкие согласные в предложениях. | |
Твёрдые и мягкие согласные в слогах, словах | |
Твёрдые и мягкие согласные в словах, словосочетаниях | |
Мягкий знак в середине слова | |
Мягкий знак в середине и в конце слова. | |
Звук Й после гласных в вслогах. | |
Звук Й после гласных в вслогах, словах. | |
Звук Й после гласных в всловах,словосочетаниях. | |
Звук Й после гласных в предложениях. | |
Й после разделительного мягкого знака в слогах. | |
Й после разделительного мягкого знака в словах. | |
Й после разделительного мягкого знака в словосочетаниях, предложениях. | |
Й после разделительного мягкого знака в предложениях, текстах. | |
Звук и буква Ш в слогах, словах. | |
Звук и буква Ш в словах, предложениях. | |
Звук и буква Ж в слогах, словах. | |
Звук и буква Ж в словах, предложениях. | |
Звук и буква Ч в слогах, словах. | |
Звук и буква Ч в словах, предложениях. | |
Звук и буква Щ вслогах, словах. | |
Звук и буква Щ в словах, предложениях. | |
Звук и буква Ц вслогах, словах. | |
Звук и буква Ц в словах, предложениях. | |
Дифферециация Ш,Ж,С,З в слогах. | |
Дифферециация Ш,Ж,С,З в словах. | |
Дифферециация Ш,Ж,С,З в словах,предложениях. | |
Дифферециация Ш,Ж,С,З в предложениях, текстах. |
Класс
Содержание | Кол-во часов |
Введение. Гласные и согласные звуки и буквы. | |
Дифференциация согласных В-Ф. Дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | |
Дифференциация согласных Б-П. Дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | |
Дифференциация согласных Д-Т. Дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | |
Дифференциация согласных Г-К. Дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | |
Дифференциация согласных З-С. Дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | |
Дифференциация согласных Ж-Ш. Дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | |
Дифференциация согласных С-Ш. Дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | |
Дифференциация согласных З-Ж. Дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | |
Дифференциация Ц-Щ-Ч. | |
Дифференциация Щ,Ч, Сь, С, Ц. | |
Дифференциация Р-Рь, Л-Ль. |