Описание ценностных ориентиров содержания




Коррекционного курса «Произношение»

Основной целевой установкой для предмета «Произношение» является воспитание у школьников четкой, внятной, выразительной речи, что можно рассматривать как предметный, так и метапредметный результат обучения.

В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.

В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.

Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.

Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.

Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости -глухости и т.д.).

На специальных уроках «Произношения» обучающиеся не только формируют правильное восприятие и произношение звуков, осуществляют усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, формируют основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактику дисграфии, дислексии, дизорфографии, нормах общения, но и получают практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведётся работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Формируется навык самоконтроля и требовательное отношение к фонетически правильно оформленному речевому высказыванию как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Важность данного курса в системе обучения детей с ТНР состоит и в том, что в результате его освоения обеспечивается адаптация к окружающей действительности, социализация в современном обществе.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

Коррекционного курса

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1. Целостное восприятие окружающего мира.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.

4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

5.Положительное отношение к школе и учебной деятельности.

6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».

11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».

13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),

15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.

16. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).

17. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.

Предметные результат ы

1. Формирование чёткого произношения звуков, автоматизация и дифференциация их в речи.

2. Овладение первоначальными представлениями о нормах произношения (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.

3. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний.

4. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

5. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

6. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание коррекционного курса

Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:

-произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;

-языкового анализа и синтеза;

-сложной слоговой структуры слова;

-фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).

Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:

-формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;

-освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;

-формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех-пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных (со 2 класса).

Программой предусмотрена коррекция нарушений произношения как на уроках, так и на индивидуальных/подгрупповых логопедических занятиях. Уроки проводятся в 1, 2 и 3 классах.

Начиная с 1 класса на уроках произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика дисграфии, дислексии, дизорфографии.

Во 2 классе продолжается формирование произносительной стороны речи. Осуществляется автоматизация навыков произношения в различных коммуникативных ситуациях. В моделируемых лингвистических условиях закрепляются структурно-системные связи между звучанием и лексическим значением слова, его грамматической формой. Проводится коррекция нарушений письменной речи.

В 3 классе необходимо продолжать формирование тех психофизиоло­гических механизмов, которые лежат в основе овладения произношением:

- оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный),

- правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез и др.

Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладе­нию орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные граммати­ческие формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфе­мы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общи­ми суффиксами, приставками с целью закрепления представле­ний о значении морфем.

В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи про­граммой предусмотрены следующие направления работы:

- развитие артикуляторной моторики;

- развитие дыхания и голосообразования;

- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;

- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;

- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;

- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).

-дифференциация звонких и глухих согласных;

Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все обучающиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии.

Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).

На уроках произношения необходимо формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем.

В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:

- развитие ручной и артикуляторной моторики;

- развитие дыхания и голосообразования;

- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;

- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;

- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;

- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).

Процесс коррекции нарушений звуковой стороны речи делится на следующие этапы:

Первый этап —обследование речи детей и формулирование логопедического заключения. Обследование проводится ежегодно в начале учебного года (2 недели). Результаты обследования оформляются в речевой карте.

Второй этап —подготовительный. Цель подготовительного этапа – формирование психофизиологических механизмов овладения произношением. Основными задачами этого этапа являются: развитие тонкой ручной и артикуляторной моторики, дыхания, голосообразования, просодических компонентов речи, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, их дифференциация на слух и в произношении (гласные [а], [о], [у], [ы], [и], [э]; согласные [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х], для дифференциации на одном занятии выбирается пара звуков, отличающихся одним дифференциальным признаком, и их различение требует от 2-х до 5-ти занятий), развитие элементарных форм фонематического анализа.

Третий этап — основной. Он включает формирование правильной артикуляции и автоматизацию звуков в речи, слухо-произносительную дифференциацию акустически и артикуляторно близких звуков, параллельно с развитием слогового и фонематического анализа и синтеза, анализа структуры предложения.

Формирование правильной артикуляции звуков осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях, автоматизация и дифференциация - как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.

Последовательность работы над нарушенными звуками определяется последовательностью появления звуков речи в онтогенезе, их артикуляторной сложностью, а также характером нарушения звукопроизношения у каждого отдельного ребенка и объемом нарушенных звуков.

В процессе автоматизации и дифференциации звуков речи одновременно ставится задача коррекции нарушений звукослоговой структуры слова, начиная со слов простой звукослоговой структуры. Новая звукослоговая структура закрепляется на артикуляторно простых звуках, произношение которых не было нарушено у детей. Параллельно с коррекцией дефектов звукопроизношения и воспроизведения звукослоговой структуры слова осуществляется работа по нормализации просодических компонентов речи.

Тематика и последовательность формирования правильного произношения и развития фонематических процессов связана, прежде всего, с программой по обучению грамоте, но имеет опережающий характер. К моменту усвоения той или иной буквы по мере возможности дети должны научиться произносить соответствующий звук и уметь выделять его из речи.

В результате обучения дети овладевают не только определенным объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи, но и в значительной мере расширяется и уточняется их лексикон, происходит совершенствование употребления правильных грамматических форм слова и словообразовательных моделей. Задачи коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи на уроках произношения ставятся в соответствии с программой обучения грамоте, развития речи, русскому языку.

К концу 3 класса у обучающихся с ТНР должны быть в основном устранены нарушения звуковой стороны речи (дефекты звукопроизношения, нарушения звукослоговой структуры не только простых, но и сложных слов, нарушения просодической стороны речи). Сокращаются репродуктивные упражнения и повышается роль когнитивных процессов в формировании устной речи. При тяжелых расстройствах звуковой стороны речи (ринолалии, дизартрии) работа продолжается в III и IV классах.

Конкретное содержание занятий по коррекции нарушений произношения определяется характером речевого дефекта школьников, по развитию речи и русскому языку.

В процессе уроков произношения и логопедических занятий осуществляется закрепление практических речевых умений и навыков учащихся. В связи с этим темы и содержание логопедических занятий носят опережающий характер и подготавливают детей к усвоению программ «Обучение грамоте», «Русский язык», которые предполагают осознание и анализ речевых процессов.

Предметные результаты освоения содержания коррекционного курса «Произношение» определяются уровнем речевого развития, степенью выраженности, механизмом речевой/языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР.

Ожидаемые результаты

• умение правильно и чётко произносить поставленные или ис­правленные звуки речи в словах различной слоговой сложности;

• сформированность фонематического слуха;

• овладение звуко-слоговой структурой;

• состояние просодической стороны речи — интонация, ритм, вы­разительность, общая внятность речи;

• реализация усвоенных речевых навыков на уроке, в спонтанной речи, в естественных коммуника­тивных ситуациях.

 

Тематическое планирование

Класс

Содержание Кол-во часов
Звук. Речевой, неречевой.  
Слово. Предложение.  
Слог.  
Звук А. Звук-буква.  
Звук О. Слово.  
Звук И. Слово.  
Звук Ы.Слог-слово.  
Звук У. Слог-слово.  
Звук Э. Слог-слово.  
Звуки Н-Нь. Твёрдый, мягкий согласный.  
Звуки С-Сь.  
Звук К-Кь.  
Звук Т-Ть.  
Звук Л-Ль.  
Звук Л-Ль. Дифференциация звуков в слогах.  
Всегда мягкий согласный Й.  
Звук, буква Й.  
Звуки В-Вь.  
Буква Е. Два звука — одна буква.  
Буква Е.  
Звуки П-Пь  
Звуки М-Мь  
Звуки З-Зь  
Дифференциация З-С  
Звуки Б-БЬ  
Дифференциация Б-П  
Звуки Д-ДЬ  
Дифференциация Д-Т  
Буква Я.  
Звуки Г-ГЬ.  
Звук Ч. Всегда мягкий.  
Буква ь  
Звук Ш  
Звук Ж  
Буква Ё  
Звуки Х-Хь  
Буква Ю  
Звук Ц. Всегда твёрдый.  
Звук Щ. Всегда мягкий.  
Звуки Ф-Фь  
Твёрдый знак  
Звуки Р-Рь  
Звуки Р-Рь  
Дифференциация звуков К-Х  
Дифференциация звуков С-Ш  
Дифференциация звуков 3-Ж  
Дифференциация звуков Р-Л  
Дифференциация звуков В-Ф  
Дифференциация звуков Г-К  
Дифференциация звуков Ж-Ш  
Дифференциация Й-И  
дифференциация Й-Ль  
Й после разделительного мягкого знака.  
Й после разделительного твёрдого знака.  
Дифференциация звуков Ц-Сь  
Дифференциация звуков Ц-Ть  
Дифференциация Ц-С  
Дифференциация Ц-Т  
Дифференциация звуков Щ-СЬ  
Дифференциация звуков Щ-Ш  
Дифференциация звуков Ч-Т  
Дифференциация звуков Ч-СЬ  
Дифференциация звуков Ч-Ц  
Дифференциация звуков Ч-ТЬ  
Дифференциация звуков Ч-Щ  
Повторение.  

Класс

Содержание Кол-во часов
Введение. Гласные звуки и буквы.  
Слог, слово.  
Гласные А-Я.  
Дифференциация гласных А-Я в слогах.  
Дифференциация гласных А-Я в слогах и словах.  
Дифференциация А-Я в словах  
Дифференциация А-Я в словах, словосочетаниях  
Дифференциация А-Я в словосочетаниях и предложениях.  
Дифференциация А-Я в предложениях  
Дифференциация А-Я в предложениях и текстах.  
Гласные О-Ё  
Дифференциация гласных О-Ё в слогах.  
Дифференциация гласных О-Ё в слогах и словах.  
Дифференциация О-Ё в словах  
Дифференциация О-Ё в словах, словосочетаниях  
Дифференциация О-Ё в словосочетаниях и предложениях.  
Дифференциация О-Ё в предложениях и текстах.  
Гласные У-Ю  
Дифференциация гласных У-Ю в слогах.  
Дифференциация гласных У-Ю в слогах и словах.  
Дифференциация У-Ю в словах  
Дифференциация У-Ю в словах, словосочетаниях  
Дифференциация У-Ю в предложениях  
Дифференциация У-Ю в предложениях и текстах.  
Гласные Э-Е  
Дифференциация гласных Э-Е в слогах.  
Дифференциация гласных Э-Е в слогах и словах.  
Дифференциация Э-Е в словах, словосочетаниях  
Дифференциация Э-Е в словосочетаниях и предложениях.  
Дифференциация Э-Е в предложениях и текстах.  
Дифференциация Э-Е в текстах.  
Гласные Ы-И.  
Дифференциация гласных Ы-И в слогах.  
Дифференциация гласных Ы-И в слогах и словах.  
Дифференциация Ы-И в словах, словосочетаниях  
Дифференциация Ы-И в словосочетаниях и предложениях.  
Дифференциация Ы-И в предложениях, текстах.  
Мягкость согласных  
Мягкий знак в конце слова.  
мягкие согласные в слогах,словах  
Мягкие согласные в словах, словосочетаниях  
Мягкие согласные в предложениях.  
Твёрдые и мягкие согласные в слогах, словах  
Твёрдые и мягкие согласные в словах, словосочетаниях  
Мягкий знак в середине слова  
Мягкий знак в середине и в конце слова.  
Звук Й после гласных в вслогах.  
Звук Й после гласных в вслогах, словах.  
Звук Й после гласных в всловах,словосочетаниях.  
Звук Й после гласных в предложениях.  
Й после разделительного мягкого знака в слогах.  
Й после разделительного мягкого знака в словах.  
Й после разделительного мягкого знака в словосочетаниях, предложениях.  
Й после разделительного мягкого знака в предложениях, текстах.  
Звук и буква Ш в слогах, словах.  
Звук и буква Ш в словах, предложениях.  
Звук и буква Ж в слогах, словах.  
Звук и буква Ж в словах, предложениях.  
Звук и буква Ч в слогах, словах.  
Звук и буква Ч в словах, предложениях.  
Звук и буква Щ вслогах, словах.  
Звук и буква Щ в словах, предложениях.  
Звук и буква Ц вслогах, словах.  
Звук и буква Ц в словах, предложениях.  
Дифферециация Ш,Ж,С,З в слогах.  
Дифферециация Ш,Ж,С,З в словах.  
Дифферециация Ш,Ж,С,З в словах,предложениях.  
Дифферециация Ш,Ж,С,З в предложениях, текстах.  

Класс

Содержание Кол-во часов
Введение. Гласные и согласные звуки и буквы.  
Дифференциация согласных В-Ф. Дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.  
Дифференциация согласных Б-П. Дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.  
Дифференциация согласных Д-Т. Дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.  
Дифференциация согласных Г-К. Дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.  
Дифференциация согласных З-С. Дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.  
Дифференциация согласных Ж-Ш. Дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.  
Дифференциация согласных С-Ш. Дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.  
Дифференциация согласных З-Ж. Дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.  
Дифференциация Ц-Щ-Ч.  
Дифференциация Щ,Ч, Сь, С, Ц.  
Дифференциация Р-Рь, Л-Ль.  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: