ИСТОРИЯ
По мнению Витрувия ионийский ордер создан архитекторами VI в. при постройке Эфесского храма.
Греки ионийских колоний, говорит он, отброшенные нашествием дорян в Малую Азию, пожелали придать этому памятнику, символу их национальности, свой собственный, отличный от других, архитектурный стиль. Архитектор Керсифрон воплотил эту мысль и таким образом создал ионийский ордер.
Развивался ионичский ордер, как и на своей родине, так и в самой Греции, в Аттике. Благодаря этому в ордере образовалось два течения: малоазиатское (является основным и без фриза) и апическое. Типичными образцами этих течений являются в Малой Азии храм Афины в Приене(построен в 320г до н.з. архитектором Пифеем), в Аттике- Эрхтейон в Афинах (построен в 420- 393 гг. до н. э. архитектором Филоклом).
Наиболее характерной частью ионического ордера является капитель с ее завитками. В Аттике не получила особенно богатое развитие. Капитель Эрехтейона отличается от малоазийской большим богатствам отделки. С большей роскошью разработана самая валюта, кроме того, под эхином имеется украшенная пальметками шейка, которой нет в малоазийском типе. Эта шейка придает капители и колонне особую грацию и изящества. Антаблемент ионического ордера сохранил свое тройное деление на архитрав, фриз и карниз. Но встречаются редкие исключения, где архитрав и фриз объединяются в общую часть. Это можно увидеть в храме в Приене, в портике кариатид афинского Эрехтейнона.
Канонические пропорции ионийского ордера окончательно определились в приписываемое им традицией время 6 век д н э, но его элементы, несомненно, существовали гораздо раньше.
Элементы, которыми воспользовались как материалом, принадлежат значительно более ранней эпохе. Достаточно бросить взгляд на азиатские архитектурные памятники, чтобы убедиться, что ионийский ордер имеет общий с ними источник. Все детали ионийской колонны – ее капитель с волютами ее каннелюры и ее база – с поразительной точностью воспроизведены на хеттских скульптурах Птеры, т.е. задолго до постройки Эфесского храма. Тот же ордер можно целиком различить на ассирийских рельефах, относящихся к VIII в. и изображающих царские павильоны: капитель с волютами, база и венчающая часть, состоящая из двух частей – архитрава и карниза, которые в будущем составят примитивный ионийский антаблемент.
|
Наконец и ликийская традиция дает нам еще одно указание на происхождение ордера. На скалах ликийских гробниц воспроизведены способы соединений частей в деревянных конструкциях. И даже в V в еще сохранялись архаические формы ионийского ордера.
Такое построение дает и в отношении ионийского ордера место гипотезе, аналогичной той, которая была нами развита выше в отношении дорийского ордера, а именно определение его первообраза как типа, главным материалом для постройки которого служило дерево.
Вглядываясь в детали ионийского ордера, мы всюду встретим украшения, заимствованные либо из предметов мелкой художественной промышленности ассирийцев и египтян, ставших общедоступными благодаря торговле финикиян, либо из предметов финикийской промышленности, являющихся копиями первых.
Первоначальная форма ордера.
Примитивный ионийский ордер был, несомненно, «архитравным», т.е. ордером, в котором карниз покоился непосредственно на архитраве.
|
В Персии здания покрывались массивной плоской кровлей, обрез которой отличался значительной шириной и давал возможность размещать на нем такие рельефы, как, например, покрытые глазурью львы в Сузах. Но в Ионии, в силу других климатических условий, такое покрытие зданий не применялось, и чтобы обеспечить себе возможность помещать барельефы, греки принуждены были ввести новый орган – фриз, занявший промежуточный пояс между архитравом и карнизом.
Существовала ли эта чисто декоративная часть в памятниках VI в., остается невыясненным, так как дошедшие до нас фрагменты примитивных храмов в Эфесе и на о. Самосе не дают нам возможности восстановить антаблемент. Архитравная форма антаблемента известна нам лишь по памятникам Ликии.
Общие изменения ордера в классический период. – Начиная с V в., можно сказать, что типичные образцы ионийского ордера всегда имеют полный антаблемент, т.е. антаблемент, состоящий из архитрава, фриза и карниза.
Рисунок 195 поможет нам понять варианты этой отныне сложившейся формы: пример A – храм Ники Аптерос – относится к началу V в.; пример B – храм в Милете – относится к середине IV в.
Как и в дорийском ордере, изменение сначала сводится к переходу от форм, выражающих величественную силу, к легким пропорциям, затем – к чрезмерной легкости в формах. Колонны храма Ники Аптерос A имеют диаметр, не возбуждающий сомнений в их устойчивости и допускающий большие пролеты в архитраве; в храме Милета B колонны настолько тонки, что для создания впечатления устойчивости возникает необходимость уменьшить интервалы между ними. Немедленным следствием того сужения пролетов является снижение высоты антаблемента. Но самым выразительным представителем этого ордера стал храм Артемиды Эфесской, которыый попал в число "Семь чудес света"
|
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Основные элементы ионического ордера - стереобат, колонна и антаблемент. Стереобат ионического ордера включает в себя крепиду (ступени, их число может варьироваться от 1 до 7) и евтиндерию (верхний выравнивающий слой фундамента).
Ионическая колонна делилась на три части: базу, ствол и капитель. База состояла из чередующихся вогнутых и выпуклых элементов, образно выражавших сжимающее усилие, которое она передавала от ствола колонны основанию храма. Ионическая база нередко покоилась на прямоугольной плите или плинте. Выпуклые элементы базы — валы, или торусы,— часто украшались орнаментальной порезкой — «плетенкой» или горизонтальными желобками (каннелюрами). Вогнутые элементы — скоции — чаще всего оставались гладкими.
В некоторых наиболее роскошных постройках ионического ордера иногда в базу вводился барабан, украшенный рельефной скульптурой (храм Артемиды в Эфесе).
Ионическая колонна стройнее дорической (ее высота в эпоху архаики приближалась к восьми диаметрам, а позднее превышала девять диаметров). Утонение ствола кверху меньше, чем в дорическом ордере, энтазис или отсутствует, или очень незначителен, так же как и наклон колонн внутрь сооружения. Каннелюры, оживлявшие ствол ионической колонны (обычно их было 24), отделялись узкими полосками («дорожками»), поверхность которых
обозначала цилиндрическую поверхность основной формы ствола