Примеры библиографического оформления литературы




 

1. Ссылка на монографию:

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. -56 с.

2. Ссылка на статью в сборнике:

Астафьев Ю.В. Судебная власть: федеральный и региональный уровни / Ю.В. Астафьев, В.А. Панюшкин // Государственная и местная власть: Правовые проблемы (Россия - Испания): сб. науч. тр. - Воронеж, 2007. - 75 с.

3. Ссылка на справочное издание:

Российская социологическая энциклопедия // Г.В. Осипов. - М.: НОРМА - ИНФРА-М,2007. - 296 с.

4. Ссылка на учебник или учебное пособие:

Социология. Основы общей теории: учебник для вузов / Отв. ред. ака­демик РАН Г.В. Осипов, действительный член РАЕН Л.Н. Москвичев. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2002. - 68 с.

5. Ссылка на статью из журнала;

Эфендиев А.Г. Московское студенчество в период реформирования российского общества / А.Г. Эфендиев, О.М. Дубина // Социол. исслед. -1997.-№9.-116 с.

6. Ссылка на статью из газеты:

Шереметьевский Н. Банк сильнее и губернатора, и прокурора / Н. Шереметьевский // Парламент, газ. - 2001. - 13 нояб.

7. Ссылка на документы из Internet:

Бычкова Л.С. Конструктивизм / Л.С. Бычкова // Культурология XX века - «К». - (http//www.philosophy.ru/edu/ref/enc/k.htm).


СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И

ТЕРМИНОВ

 

Адаптация социальная (от лат. adaptatio - приспособление, прино-равливание) - процесс и результат активного приспособления индивида, группы к условиям социальной среды, к изменяющимся или уже изменив­шимся условиям жизнедеятельности. Проявляется в двух формах: 1) ак­тивной, когда субъект (индивид, группа) стремится воздействовать на сре­ду в целях ее изменения (изменения ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которую он должен освоить и т. п.); 2) пассивной, когда субъект не стремится к такому воздействию и изменению.

Активность социальная - сознательная, целенаправленная деятель­ность индивида, социальной группы, общности, ориентированная на преоб­разование объективных условий, формирование социальных качеств лично­сти, а также мера этой деятельности. Основные средства проявления: позна­вательная, трудовая, общественно-политическая деятельность, общение.

Анархизм (от греч. anarchia - безвластие) - система взглядов, обос­новывающая решающую роль свободы личности в функционировании об­щества. Однако понятие «свобода» толкуется метафизически, в отрыве от реальной жизни человека и общества, как отсутствие всяких социальных ограничений. Девиз анархизма - «предоставьте вещи их естественному те­чению». Анархисты выступают за устранение государства как главного института, ограничивающего свободу личности. Наиболее известные анар­хисты - П. Прудон, М. Штирнер, М. Бакунин и П. Кропоткин.

Аномия (от франц. anomie - отсутствие закона, организации) - по­нятие, введенное французским социологом Э. Дюркгеймом. Оно описыва­ет тип социальной системы, в котором ослаблено действие ценностно-нормативных регуляторов жизнедеятельности индивидов, различных групп, общества в целом. Это влечет за собой социальную дезорганиза­цию, нарушение нормативной деятельности социальных институтов, рост социальной напряженности, кризисных процессов, многообразных форм отклоняющегося поведения. Аномия характеризует переходные общества (аномический социум).

Взаимодействие социальное - процесс взаимного влияния людей на сознание и поведение друг друга, в ходе которого происходит взаимное согласование действия, благодаря чему становится возможной нормальная деятельность социальной группы. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группа­ми как субъектами качественно различных видов деятельности, т. е. отно­шений, различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Объективная сторона взаимодействия - это связи, не завися­щие от отдельных личностей, но опосредующие и конструирующие со­держание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения, способа жизнедеятельности.

Власть - институционализированное, т. е. узаконенное право субъ­екта (индивида или группы) навязывать свою волю другим людям или ор­ганизациям вопреки оппозиции с их стороны. Власть является необходи­мым компонентом управленческой деятельности в любой группе, органи­зации, обществе в целом.

Воля - способность личности осуществлять регуляцию и саморегу­ляцию деятельности и поведения, выражающуюся в активном преодолении трудностей, противоречий и конфликтов при достижении сознательно по­ставленных целей. Воля выражает индивидуальность человека, его «Я», служит самоутверждению и самовыражению, проявлению активной жиз­ненной позиции личности.

Воспитание - процесс сознательного, целенаправленного и система­тического формирования личности, осуществляемый в рамках и под воз­действием социальных институтов (семьи, учебных заведений, учрежде­ний культуры, общественных организаций, средств массовой информации и др.) в целях ее подготовки к выполнению социальных функций и ролей, к активной жизнедеятельности в различных сферах социальной практики (профессионально-трудовой, общественно-политической, культурной, семейно-бытовой и т. д.).

Государство - ведущее звено политической системы общества. Вы­ступает как некий аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти в руках господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государственной власти данные силы закрепляют свое политическое господство и влияние не только в сфере, но и социально-экономических, идеологических и других общественных отношениях. Как основной социальный институт государство осуществляет управление об­ществом, регламентирует его функционирование на основе законодательно закрепленной системы социальных норм, организаций и учреждений.

Гражданское общество - совокупность внегосударственных обще­ственных отношений, выражающих разнообразные интересы и потребно­сти членов общества. Гражданское общество охватывает все сферы жизне­деятельности людей в обществе - политическую, экономическую, духов­ную и социальную. В политической сфере в качестве форм самодеятельно­сти люди образуют партии, общественные движения и т. д.; в экономиче­ской - частные (негосударственные) формы хозяйствования, профсоюзы; в духовной - творческие союзы, объединения по интересам и т. д.; в соци­альной - семью, другие общности.

Группа первичная - социальная группа малого объема, состоящая из постоянно взаимодействующих индивидов, характеризующаяся высо­кой степенью идентификации ее членов с нормами и ценностями группы.

Группа референтная - социальная группа, обладающая системой ценностей, разделяемых индивидом, хотя и не принадлежащим к числу ее членов, но ориентирующим свое поведение на ценности этой группы.

Группа социальная - объединение индивидов, взаимодействующих между собой в рамках принятых норм для достижения групповых целей.

Девиантное (отклоняющееся) поведение - форма дезорганизации поведения индивида, несоответствующая моральным, правовым нормам и ценностям, культивируемым обществом (правонарушения, аморализм, преступность, наркомания и т. п.).

Действие социальное - понятие, введенное в научный оборот М. Вебером для обозначения действия индивида, сознательно ориентиро­ванного на поведение других людей, воздействия на них и, в свою очередь, влияния на поведение других. Социальным, по Веберу, действие становит­ся лишь при двух условиях: 1) если это сознательное действие обладает той или иной степенью рациональной осмысленности; 2) если оно ориен­тировано на поведение других людей. Главное здесь - сознательная ориен­тация действующего индивида на реакцию других людей, на взаимодейст­вие с которыми он рассчитывает.

Деятельность социальная - совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных средах жизни общества и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы. Д.с. есть проявление социальной активности и характеризуется такими чертами, как сознательность, инициативность, ответственность, общественная и созидательная направленность.

Движение социальное - массовые действия представителей какой-либо одной социальной группы или нескольких, направленные на обеспе­чение групповых или общественных интересов, удовлетворение потребно­стей. Таковыми движениями являются движения в защиту прав граждан, за улучшение условий труда и жизни, за возрождение национальной культу­ры, охрану природы и т. п.

Деклассированные элементы ( люмпены ) - лица, утратившие связи с социальными группами, опустившиеся на «дно» общественной жизни. Занятия - воровство, мошенничество, бродяжничество, нежелание зани­маться общественно-полезным трудом. Основные причины появления и роста - экономические и социально-политические кризисы, массовая без­работица, обнищание низших слоев населения.

Закон социологический - существенная, необходимая, повторяю­щаяся, устойчивая связь всех сторон и компонентов общественных явле­ний, процессов и систем; наиболее общее выражение целостности жизне­деятельности людей, общества как социальной системы. Социологический закон действует как закон-тенденция, определяющий основную линию развития социальных систем различных уровней. В социологии социологические законы делятся на общесоциологические и частносоциологические. Социологические законы как разновидность общественных (соци­альных) законов - это законы социальной деятельности людей, осуществ­ляемые в процессе деятельности человека как важнейшего элемента соци­альной системы.

Идентификация (от лат. identificare - отождествлять) - процесс са­моотождествления индивида с другим человеком, группой, обществом, эт­носом, образом или идеалом. С точки зрения социологии идентификация -один из механизмов социализации личности, посредством которого приоб­ретаются или усваиваются нормы, идеалы, ценности, роли, нравственные качества тех социальных групп (общностей), к которым принадлежит дан­ный индивид.

Индивид (социальный) - отдельный, обособленный, единичный представитель социальной общности: народа, общества, социальной груп­пы, человеческого рода в целом. Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность» как обозначения неповторимого сочетания природных и социальных свойств индивида и от понятия «личность» как обозначения социальных качеств человека.

Интегративность - процесс включения индивида в общество по­средством усвоения норм, законов, традиций и моделей поведения, приня­тых в социальной группе.

Институт социальный - устойчивая форма организации обществен­ной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя совокуп­ность учреждений, организаций, наделенных властными и материальными средствами для осуществления функций управления и социального контро­ля за соблюдением социальных норм и стандартов жизнедеятельности ин­дивидов, различных социальных групп. Основные структурные элементы социального института: 1) определенные сферы деятельности и обществен­ных отношений; 2) учреждения для организации совместной деятельности; 3) нормы и принципы отношений между официальными лицами и членами общества, включенными в орбиту действия социального института; 4) сис­тема санкций за невыполнение норм и стандартов поведения. В качестве важнейших социальных институтов выделяют власть, государство, эконо­мику, труд, семью, коллектив, образование, религию и т. п.

Институт социальный - исторически сложившаяся форма взаимоот­ношений и взаимодействий людей, устойчивая форма организации обще­ственной жизни, призванная постоянно удовлетворять потребности инди­видов, групп, общества в целом. Социальный институт - нормативно орга­низованная и статусно упорядоченная деятельность людей.

Классы - большие группы людей, различающихся между собой по их положению в обществе, прежде всего по их отношению к средствам производства, месту в общественном разделении труда и способам полу­чения создаваемых в обществе материальных и духовных благ. Таковы классы предпринимателей, крупных земельных собственников (помещи­ков, латифундистов), рабочих, крестьян. Различия в социальном положе­нии классов обуславливают появление у них разных экономических, поли­тических и нередко духовных интересов, которые определяют их деятель­ность.

Коллектив - вид социальной организации групповой жизнедеятель­ности, при которой связи и отношения между индивидами опосредованы общественно значимыми целями. Коллектив, рассматриваемый в социоло­гии как социальная общность и социальный институт, выполняет социаль­но значимые функции, основывается на единстве ценностно-нормативных ориентации, способствует идентификации членов коллектива и их ответст­венности за реализацию совместной групповой деятельности.

Консенсус социальный - согласие групп индивидов, социальных групп, организаций, властных структур и т. д. по базисным ценностям и целям действия.

Контроль социальный - способ социальной саморегуляции, обес­печивающий упорядоченное взаимодействие индивидов с обществом по­средством социально-нормативного и правового регулирования с целью воспроизводства господствующего типа социальных отношений.

Конфликт социальный (от лат. conflictus - столкновение) - одна из форм взаимодействия индивидов, различных общностей и социальных ин­ститутов, свидетельствующая о столкновении, противоборстве субъектов (участников) социальной деятельности, обладающих противоположными интересами, ценностными ориентациями, целями. Выделяют конфликты международные - между нациями, государствами; конфликты классов, со­циальных групп и слоев внутри общества; конфликты между малыми груп­пами, личностями.

Конформизм - приспособленческое, пассивное, некритическое при­нятие существующего порядка вещей, систем ценностей, норм, мнений, как правило, под воздействием группового давления.

Культура: 1) обусловленная потребностями общественного развития исторически сложившаяся система социальных норм и ценностей, регули­рующих взаимоотношения между обществом, социальными общностями и индивидами; 2) активная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, передаваемых от поколения к поколению и способствую­щих социальному, интеллектуальному и духовно-нравственному развитию общества и личности.

Культура массовая - продукт индустриальной цивилизации, для которой характерны урбанизация, развитие образования и возрастание ро­ли средств массовой информации (СМИ) и коммуникации. Коммуникации способствовали созданию целой индустрии массовой культуры, которая нередко противостоит народной и классической культуре, отличается бед­ным содержанием и выражает интересы правящих элит. Массовая культура используется в целях манипуляции сознанием широких масс людей, включая молодежь, интеллигенцию, другие слои населения.

Личность - выражение социальной сущности и содержания челове­ка как субъекта деятельности и общественных отношений. Личность вы­ступает как носитель общих и социальных свойств человека, характери­зующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли.

Малые группы - группы, образованные на основе более или менее постоянных и тесных контактов между несколькими людьми. По заключе­нию социологов, количество людей в малых группах колеблется от двух до десяти, редко несколько больше. Оптимальные размеры малых групп -семь человек плюс-минус два. В таких группах лучше сохраняются соци­ально-психологические контакты входящих в них людей, нередко касаю­щиеся существенных моментов их жизни и деятельности. Малую группу могут составлять группа друзей, знакомых либо группа людей, связанных профессиональными интересами. Подобные группы могут играть большую роль в формировании ценностных ориентации их представителей, в опре­делении направленности их поведения и деятельности.

Маргинальность (от лат. marginalis - находящийся на краю) - со­стояние групп людей или личностей, находящихся в промежуточном, по­граничном положении между другими социальными группами, утратив­ших прежние социальные связи и не приспособившихся к новым условиям жизни. Чаще всего это представители мигрантов, этнических меньшинств, сельские жители, переместившиеся в города, не имеющие условий для восприятия другого образа жизни, его норм, ценностей. Процесс маргина­лизации характерен для трансформирующихся обществ, аномического со­циума.

Мобильность социальная - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного соци­ального слоя (страты, класса) в другой или в пределах одного и того же слоя. Социальная мобильность - одна из важнейших характеристик соци­альной структуры, степени ее открытости, динамичности.

Мобильность вертикальная - переход индивида (социальной группы) на более высокую социальную позицию, обладающую большим престижем, властью, доходом, привилегиями.

Мобильность горизонтальная - социальное перемещение индиви­да, которое не связано с изменением его социальной позиции: переход на другую работу без изменения социального статуса, смена места жительст­ва и т. д.

Молодежь – социально-демографическая и социально-дифференцированная группа, специфические социальные и психологиче­ские черты которой обусловлены возрастными особенностями молодых людей, процессом становления и динамикой становления формирующейся личности, спецификой социального положения в социальной структуре общества. Обычно к молодежи относят людей в возрасте от 15-16 до 29-30 лет. Молодежь выполняет социальные роли, обусловленные обществен­ными потребностями, спецификой ее возрастного, социокультурного раз­вития, способностью самостоятельно реализовывать свой потенциал в со­циально значимых видах жизнедеятельности.

Наука - сфера человеческой деятельности, социальный институт, деятельность которого направлена на познание, обоснование и системати­зацию объективных знаний, используемых в различных сферах человече­ской деятельности. Для науки как социального института необходимы сле­дующие факторы: организация процесса получения новых знаний, созда­ние научных сообществ, выявление актуальных проблем исследования, форм и способов их решения, важность и глубина исследовательских ре­зультатов, определение статуса и престижа научно-исследовательских коллективов. Различают относительно обособленные, но тесно взаимосвя­занные организационные структуры наук - естественные, общественные, технические, а также фундаментальные, прикладные исследования и раз­работки, внедрения. Расширение круга социальных функций науки, ее институализация - необходимое условие общественного прогресса.

Национальные отношения - отношения между нациями по поводу экономических, политических и других условий их существования и раз­вития их культур. В многонациональных государствах отношения между нациями касаются также утверждения их положения в системе государства и политической системе общества в целом. Национальные отношения не­посредственно определяются интересами наций в тот или иной период их исторического развития.

Норма социальная - включает в себя два взаимосвязанных аспекта: 1) определенный набор правил поведения в данной ситуации; 2) типовой образец действия, эталон поведения, предписываемый индивиду или груп­пе, действующим в определенной ситуации. Социальная норма представ­ляет собой главный регулятор поведения людей в обществе.

Нравы общественные - распространенные в обществе стереотипы массового поведения, регулируемые неформальными моральными норма­ми, привычками, обычаями. Соответствующий образец «нравственного поведения» определяется моральными и этическими идеалами в качестве должного, естественного, социально правильного поведения.

Образование - социальный институт, посредством которого осуще­ствляется передача культурного наследия (профессиональных знаний и умений, нравственных ценностей и др.) от одного поколения к другому, осуществляется социализация индивида и подготовка его к овладению раз­личными социальными ролями.

Общество - совокупность общественных отношений людей: эконо­мических, политических, правовых, идеологических, духовных и т. д., ко­торые опосредуют их социальную деятельность. Достоянием общества яв­ляется вся присущая ему материальная и духовная культура как результат деятельности прошлых и нынешних поколений людей. Общество пред­ставляет собой социальную систему, проявляющуюся в функционирова­нии социально-однородных общественных отношений, социальных инсти­тутов и организаций. Различные по своей природе и характеру обществен­ные отношения образуют различные общества - традиционное и совре­менное, аграрное и индустриальное, открытое и закрытое, демократиче­ское, тоталитарное и авторитарное, феодальное, капиталистическое, со­циалистическое и др.

Общность - совокупность людей, объединенная исторически сло­жившимися устойчивыми социальными связями, отношениями и обла­дающая рядом признаков, которые придают ей своеобразие, специфич­ность. В широком смысле слова это понятие используется как синоним «социальной группы». Совокупность разновеликих, разноуровневых общ­ностей, их взаимодействие, взаимовлияние - необходимое условие функ­ционирования общества как социальной системы.

Общение - специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп. Опосредуется системой общественных отношений и является их персони­фицированной личностной формой проявления. Общение - важнейшая со­ставная часть социального бытия человека, источник его жизнедеятельно­сти, условие функционирования общества, формирования и развития лич­ности.

Общественное мнение - отношение населения страны или больших социальных групп к различным проблемам общественной жизни, выра­женное в разного рода суждениях, оценках, эмоциях, настроениях и т. д. Общественное мнение характеризуется той или иной распространенно­стью, определенной идеологической и психологической направленностью, активностью, устойчивостью. Выражение отношения людей к тому или иному общественному явлению в форме его одобрения или осуждения, пожелания или требования - одно из главных свойств общественного мне­ния. Другим его важным свойством является то, что оно формируется по вопросам, затрагивающим общие интересы людей, и возникает в связи с расхождением их взглядов по интересующим их вопросам.

Организация социальная - понятие, которое используется в не­скольких значениях: 1) объединение институционального характера, пред­назначенное для выполнения определенных функций, обладающее опреде­ленным статусом и выступающее в качестве социального института (предприятия, органы власти, общественные объединения и т. п.); 2) процесс, связанный с таким видом деятельности, как управление; 3) степень внут­ренней упорядоченности, способ соединения частей в целое.

Отношения социальные. В широком смысле - общественные от­ношения между субъектами (классами, социальными группами и т. д.) во всех сферах общественной жизни; в узком смысле - срез, синтез социаль­ных аспектов всех видов общественных отношений, которые непосредст­венно сказываются на положении личности в обществе. Это отношения, связанные с жизнедеятельностью, образом жизни, социальным положени­ем индивида, социальных групп, различных общностей, реализацией принципа социальной справедливости, степенью удовлетворения матери­альных, духовных и других потребностей людей.

Память социальная - способность общества и личности к накопле­нию, созданию и воспроизведению опыта, способов жизнедеятельности. Социальная память как показатель и вместе с тем фактор социальной и духовной зрелости общества предполагает совокупность социокультурных институтов, осуществляющих отбор актуальной информации о прошлом с целью творческого освоения накопленного общественного опыта и пере­дачи его от поколения к поколению.

Поколение - многозначное понятие (демографическое, антрополо­гическое, историческое, символическое и т. п.). С точки зрения социологии поколение - это объективно сложившаяся социально-демографическая общность людей, характеризующаяся общими условиями социализации, возрастными и социально-психологическими особенностями, типичными для близкой по возрасту общности способам и формам деятельности, спе­цификой культуры.

Потребность - выражение объективной необходимости поддержа­ния и воспроизводства условий существования людей, их развития. Субъ­ективно потребности переживаются людьми как их нужды в определенных материальных и духовных благах, в политической свободе, как побужде­ния творческой деятельности и т. д. Потребности людей являются наибо­лее глубокими побудительными силами их деятельности и выступают как основа возникновения разнообразных интересов.

Престиж социальный - обозначение в общественном сознании ре­ального положения человека, социальной группы, трудового коллектива и т. п. в системе общественных отношений. Критерий социального престижа применяется для анализа социальной стратификации наряду с критериями дохода, власти и др. Социальный престиж представляет собой единство объективного положения личности в коллективе, обществе в соответствии с ее статусом и субъективного отношения к выполнению им своих соци­альных ролей (индивидуальность, ответственность и т. п.). Оценивая соци­альную значимость способов и форм жизнедеятельности, социальной активности личности, выступает как действенный регулятор поведения лю­дей.

Прогресс (от лат. progressus - движение вперед, успех) - тип, на­правление развития, для которого характерен переход от низшего к выс­шему, от менее совершенного к более совершенному. Сказанное относится к обществу в целом, к отдельным его подсистемам. Прогресс социальный означает движение по пути преодоления социально-политического нера­венства и духовной неразвитости, утверждение принципа социальной справедливости, создание благоприятных условий для социального, ду­ховного, нравственного развития личности.

Противоречия социальные - противоречия, возникающие в про­цессе развития социальных отношений, отражающие взаимодействия про­тивоположных систем этих отношений, несовпадение интересов и целей различных социальных групп и социальных слоев. Прогнозирование, свое­временное разрешение социальных противоречий - неизменное условие дальнейшего развития социальной системы. Определение и реализация эффективной социальной политики - необходимое условие безболезненно­го перехода из одного качественного состояния социальной системы в дру­гое. Это гарантия того, что социальные противоречия из стимула общест­венного развития не станут тормозом социальных изменений и не приве­дут к социальному конфликту. Социальных противоречий может быть множество: между обществом и государством, между социальными по­требностями и возможностями их удовлетворения, между политической элитой и массами и т. п.

Процесс социальный - взаимосвязь социальных действий, через ко­торые проявляются определенные тенденции общественной жизни, после­довательная смена состояний в системах и подсистемах, социальных ин­ститутах и организациях. Субъектами социальных процессов могут быть человеческое сообщество, конкретное общество, социальные общности, организации. Виды социальных процессов: прогрессивные и регрессивные, функциональные и дисфункциональные, стихийные и сознательно органи­зованные, эволюционные и революционные.

Развитие социальное - процесс, в ходе которого происходят коли­чественные и качественные изменения в социальных отношениях, соци­альных институтах, социально-групповых и социально организационных структурах. Социальное развитие представляет также изменения, при ко­торых социальные явления переходят на более высокие (по критериям со­циального процесса) ступени своего состояния (прогрессивное развитие) либо на ступени более низкого уровня (регрессивное развитие).

Революция (от лат. revolutio - поворот, переворот) - коренное и на­сильственное изменение государственного и общественного строя, затра­гивающее все стороны жизни общества. Революция начинается со смены государственной власти. Дальнейшие революционные преобразования политичской, экономической, социальной и духовной сфер жизни общества могут происходить в течение более или менее длительного времени.

Реформа (от лат. reformare - преобразовывать) - более или менее существенные изменения в отдельных (иногда в нескольких) сферах обще­ственной жизни, не затрагивающие сущности данного общественного строя. Указанные изменения могут носить структурный или функциональ­ный характер без полной трансформации общества. Реформа выступает как способ разрешения назревших конфликтов - экономических, полити­ческих и др. мирными способами. Как правило, реформы планируются и проводятся «сверху», т. е. существующей государственной властью.

Регресс - противоположный прогрессу тип общественного развития, для которого характерны процессы деградации, понижение уровня соци­альной организации, утрата способности общества и государства к выпол­нению их основополагающих функций. Регрессу присущи застой, возврат к изжившим себя формам и структурам. В условиях регресса снижается социальная защищенность населения, сужаются возможности развития личности.

Роль социальная - социальная функция, модель поведения, объек­тивно заданная социальной позицией личности (группы) в системе обще­ственных или межличностных отношений. Ее исполнение связано с приня­тыми социальными нормами и ожиданиями окружающих.

Система социальная - особый класс систем, существующий наряду с техническими, биологическими, кибернетическими, экологическими и другими системами. Любая система - это явление, состоящее из опреде­ленной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и от­ношениях и образующих единое целое. Специфика социальной системы состоит в том, что важнейшими ее элементами являются люди, чье пове­дение, формы и способы жизнедеятельности детерминируются определен­ными статусами и ролями, которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их инди­видуальными качествами (потребностями, интересами, ценностными ориентациями). Как и любая другая, социальная система обладает целостно­стью и интегративностью.

Социальное - совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества, интегрированная в совмест­ной деятельности (взаимосвязи) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях. Социальное возникает во взаимодействии людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах. Содержательными элементами социального являются понятия равенства, справедливости, свободы. Социология изучает социальное как важнейший аспект экономических, политических отношений, последствий реформирования общества, проявляющихся в условиях их труда, общения, в решении проблем социальной защищенности различных социальных групп и личности, удовлетворения их социальных потребностей и интере­сов.

Социализация (от лат. socialis - общественный) - приспособление личности или социальных групп к условиям социального существования, процесс усвоения ими накопленного социального опыта, овладение раз­личными видами деятельности и утверждение себя в системе обществен­ных отношений. Социализация субъекта предполагает его активность и из­бирательное отношение к условиям общественной жизни.

Социальная структура общества - совокупность связей и отноше­ний, в которые вступают между собой социальные группы и общности лю­дей по поводу экономических, социальных, политических и духовных ус­ловий их жизнедеятельности. К основным элементам социальной структу­ры относятся различные виды общностей: классы, сословия, люди города и деревни, умственного и физического труда, социально-демографические группы (молодежь, другие возрастные группы населения, женщины, муж­чины), этнические и религиозные общности. Почти все названные выше социальные группы и общности неоднородны по составу и, в свою оче­редь, делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоя­тельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, ко­торые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.

Социум - большая устойчивая социальная общность людей (обще­ство в целом), которая характеризуется единством условий их жизнедея­тельности в существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры. Разновидности социума: общество, родовые и семейно-родовые, социально-классовые, национально-этнические, территориально поселенческие общности. Типы социумов: тоталитарный, авторитарный, демократический, коллективистский, индивидуалистический, анемический и др.

Статус социальный - интегративный показатель положения раз­личных социальных групп и их представителей (индивидов) в обществе, в системе социальных связей и отношений. Социальный статус определяется по ряду признаков как естественного (пол, возраст, национальность) так и социального характера (роль в обществе, профессия, род занятий, семей­ное положение, доход и т. д.). Исследователи подразделяют социальный статус на прирожденный и приобретенный.

Страта социальная (от лат. stratum - слой) - социальный слой, группа людей, объединенных каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, пре­стижем и т. д.). Понятие страты является ключевым в теориях социальной стратификации. Обычно под социальными стратами понимают все соци­ально-экономические общности, занимающие различное место в структуре социальной системы и между которыми имеется социальное неравенство.

Стратификация социальная: 1) метод анализа и описания соци­альной структуры общества, предполагающий выделение социальных сло­ев на основе таких признаков, как объем власти, престиж, размер получае­мых доходов, уровень образования и квалификации, должностное положе­ние и т. д.; 2) система ранжирования индивидов и групп, их размещения по социальным слоям (стратам).

Террор (от лат. terror - страх, ужас) - политика запугивания, наси­лия, нагнетания страха, расправа с политическими противниками вплоть до их физического уничтожения, особая форма политического насилия, характеризующаяся жестокостью, целенаправленностью. Терроризм -предприятия, осуществляемые с целью изменить внутреннюю и внешнюю политику государств (международный терроризм).

Традиция - культурные нормы и ценности, способы и формы жиз­недеятельности, взаимодействия людей, которые принимаются обществом, различными социальными группами и индивидами в силу значимости и возможности их творческого освоения применительно к новым условиям и передачи их следующим поколениям.

Убеждения - личностные образования, в о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: