Методическое пособие для школьных (до школьных) сотрудников




 

Что такое планетарий?

Планетарий - это научно-просветительское учреждение, в котором демонстрируется небесная сфера со звездами, планетами и их спутниками, кометами и метеорами, солнечные и лунные затмения, панорамы Луны, планет Солнечной системы и иные естественно-научные видео-материалы. Обычно демонстрация сопровождается лекциями по астрономии, космонавтике, географии, биологии.

Задача планетария - просвещение.

Планетарий должен пробуждать в зрителях любопытство и восхищение окружающим миром, природой, звездный небом, Вселенной.

Часто в планетарии об астрономии и космонавтике рассказывается в игровой или сказочной форме для того, чтобы школьники младших классов с интересом воспринимали достаточно сложную информацию.

Изображение в планетарии демонстрируется на куполе-экране; изображение строится так же, как и на небесной сфере - 180 градусов по вертикали и 360 градусов по горизонтали.

Возможность демонстрировать полнокупольное изображение - ключевое отличие планетария от кинотеатра, где изображение строится на плоском экране и представляет собой прямоугольник. В планетарии зрители видят изображение со всех сторон - спереди, слева, справа, сзади и сверху.

Что такое мобильный планетарий?

Мобильный планетарий - чаще всего представляет собой надувной купол и комплекс оборудования для полнокупольной проекции.


Зачем нужен мобильный планетарий?

К большому сожалению, предмет «Астрономия» фактически исключен из школьной программы.

Астрономия - это культура, это знания, которые должен иметь каждый культурный человек. Каждый человек должен знать такое звёзды, что такое планеты, что такое материя, что такое космос, почему он бесконечен.

Почему же так актуально изучение астрономии? Это необходимо современному образованному человеку в силу тех важных социальных функций, которые выполняет астрономия на протяжении всей истории человечества и в которые современная эпоха вносит новые грани.

Первая из этих функций - прикладная. Это разработка методов ориентации во времени и пространстве, что является необходимым условием производственной деятельности человека, его социального бытия и его повседневной жизни.

Вторая функция - общекультурная: это определение места и роли человека в структуре Вселенной. Астрономическая картина мира на протяжении тысячелетий была и есть неотъемлемой составной частью научной картины мира в целом; той ее частью, которая дает человеку представление о пространственно-временной структуре мира, в котором он живет и действует. Здесь следует подчеркнуть и то обстоятельство, что при всех своих тесных связях с физикой, астрономия является самостоятельной целостной наукой со своими специфическими объектом и методом исследования.

Да и вообще, что нужно доказывать, если мы первые создали космические корабли, первые преодолели земное притяжение! Мы первые покорили космос! Мы первые вышли в открытый космос! Космонавтика -одно из немногих направлений науки, где мы ещё сохраняем лидирующие позиции в мире.

И всё это потому, что астрономия, открывала детям прекрасный и загадочный мир Вселенной! Именно из бывших ребят, влюбившихся в звездное небо, вышли талантливые конструкторы и космонавты!

В настоящее время в мире бурно развиваются астрономия и исследование космоса, однако выпускники общеобразовательных учреждений обрекаются на астрономическую безграмотность".

При отсутствии подготовленных кадров, любящих и знающих предмет «Астрономия», при отсутствии учебников, при отсутствии какой-либо материальной базы, позволяющей изучать астрономию - эту нишу закрывают мобильные планетарии.

Как проходит сеанс в мобильном планетарии?

Как правило, сеансы должны быть спланированы заранее, определено время начало и продолжительность каждого сеанса, определены группы посетителей для каждого сеанса.

Перед тем, как зрители войдут в купол, работник планетария должен рассказать что делать в том случае, если нужно будет быстро выйти из купола, что делать если внезапно выключится оборудование или произойдет нештатная ситуация. Работник планетария должен рассказать зрителям как и где они должны расположиться под куполом, а так же рассказать о том, почему и за счет чего купол надувается и как функционирует планетарий.

Работник планетария перед сеансом должен рассказать зрителям о задачах планетария, о том, что они увидят, о правилах поведения во время сеанса. Важно сообщить школьникам, что сеанс в планетарии - это не аттракцион, а специальный урок, во время которого они должны себя вести спокойно, не шуметь, не пользоваться мобильными телефонами и фотоаппаратами, не мешать друг другу.

Во время сеанса может демонстрироваться аудио-визуальная программа с записью голоса лектора или же может происходить живая лекция, когда работник планетария рассказывает зрителям заранее подготовленный текст соответствующей тематики и демонстрирует фото и видео-материалы.

Обычно между сеансами устраивают небольшой перерыв (5 минут) для того, чтобы проветрить купол и подготовит новую демонстрацию.

Как отличить настоящий планетарий от разного рода гастролеров, занятых сбором денег?

Часто, к большому сожалению, вывеской «планетарий» прикрываются недобросовестные и нечистоплотные люди. Цель подобных «гастролеров» - при минимуме затрат заработать как можно больше денег. «Гастролеры» не заботятся о качестве, используют сомнительные видео-ролики не имеющие отношения к вопросам просвещения и образования. Их не беспокоит тот факт, что после их плохой «работы» создается отрицательное мнение обо всех предпринимателях, которые занимаются мобильными планетариями: «гастролеры» строят свои расчеты на том, что они появятся в учебном заведении один раз, соберут по-возможности больше средств, а краснеть за произошедшее будут сотрудники школ и детских садов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: