Целью нашего исследования является изучить субъективное благополучие студентов разных специальностей.
По методике «Шкала субъективного благополучия» было выявлено, что различий в показателях уровня субъективного благополучия студентов психологов и студентов менеджеров не обнаружено. Это говорит о том, что у студентов менеджеров и у студентов психологов преобладает умеренный уровень эмоционального комфорта, что говорит о том, что студенты не испытывают серьезных эмоциональных проблем, активны, успешно взаимодействуют с окружающими, адекватно управляют своим поведением. Эффективно действуют в условиях стресса.
Табл. 3. Показатели уровня субъективного благополучия у студентов психологов и менеджеров
№ п-п | Исследуемая группа | Количество испытуемых | Показатели среднего значения уровня субъективного благополучия |
ПС | 3,4 | ||
МО | 3,7 |
Достоверных различий при p≤0,05 в показателях уровня субъективного благополучия не выявлено.
Таким образом, выявлено, что у студентов обеих специальностей преобладает средний уровень субъективного благополучия.
По методике «Тест-опросник уровня субъективного контроля» было выявлено, что у студентов обоих курсов преобладает интернальный тип уровня субъективного контроля - показатели ниже 5,5. Он выразился у студентов в области достижений, в области межличностных отношений, области здоровья. Экстернальный тип уровня субъективного контроля - показатели выше 5,5. Он преобладает в области неудач, в области семейных отношений, в области производственных отношений. Это говорит о том, что студенты обоих курсов воспринимают происходящие с ними события в достижениях, в межличностных отношениях и в области здоровья как их собственные действия, это повышает ответственность и способствует стимулированию развития личности. А неудачи, ситуации в семейных отношениях и профессиональные отношения воспринимают не как их собственные действия, а как результат действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Это говорит о том, что в этих сферах студенты не проявляют ответственности, перекладывая ее на других. Различий в определении уровня субъективного контроля на различных специальностях не выявлено.
|
Табл. 4. Показатели уровня субъективного контроля у студентов
№ п-п | Исследуемая группа | Количество испытуемых | Показатели средних значений уровня интернальности в разных сферах деятельности | ||||||
Ио | Ид | Ин | Ис | Ипр | Им | Из | |||
ПС | 4,6 | 5,7 | 3,6 | 3,7 | 3,8 | 5,6 | 5,8 | ||
МО | 4,7 | 5,6 | 3,5 | 4,6 | 3.9 | 5,7 | 5,6 |
Примечание: Ио - общая интернальность;
Ид - интернальность в области достижений;
Ин - интернальность в области неудач;
Ис - интернальность в семейных отношениях;
Ипр - интернальность в производственной (профессиональной) деятельности;
Им - интернальность в межличностных отношениях;
Из - интернальность в отношении здоровья и болезни.
Достоверных различий при p≤0,05 в показателях уровня субъективного контроля не выявлено.
Таким образом, по методике «Тест-опросник уровня субъективного контроля» установлено, что показатели ниже нормы (норма 5,5) свидетельствуют об экстернальном типе личности, это характерно для показателей общей интернальности, интернальности в области неудач, в области профессиональных отношений. 3 сферы для студентов достаточно значимы, это область достижений, межличностных отношений, здоровья. Это говорит об интернальном типе личности (показатели выше нормы).
|
Рис.1. Построение профиля УСК (уровня субъективного контроля) студентов психологов и менеджеров.
Заключение
Субъективное благополучие обычно понимается как оценка человеком удовлетворенности своей жизнью, оно отражают не только обстоятельства его жизни, но и стабильные личностные характеристики, с помощью которых человек справляется с трудными ситуациями, легко приспосабливается к меняющимся условиям, охотно и удачно взаимодействует с людьми, уважает себя и окружающих людей [12,27]. Студенческая среда относится к такому периоду, когда происходит развитие и саморазвитие человека в результате присвоения нового опыта, общения с людьми. Умение правильно и грамотно решать трудные ситуации в своей жизни, ведет к благополучию личности студента, что непосредственно влияет на успешность деятельности и стиль жизни в целом и таким образом приобретает высокое общественное значение. Ведущими ценностно-смысловыми сферами студенчества, определяющими степень субъективного благополучия личности, являются сфера взаимоотношений личности, материальных ценностей, межличностной активности [10,470].
Анализ результатов исследования показал, что у студентов обоих курсов отмечается умеренный уровень субъективного благополучия, что говорит о том, что студенты не испытывают серьезных эмоциональных проблем, активны, успешно взаимодействуют с окружающими, адекватно управляют своим поведением, эффективно действуют в условиях стресса. По показателям уровня субъективного контроля различий между студентами не было выявлено. Интернальный тип уровня субъективного контроля выразился в области достижений, межличностных отношений, здоровья. Студенты психологи и менеджеры считают, что способны влиять на ситуацию, занимают позицию «Я - не жертва» и берут ответственность за происходящее в свои руки, тем самым они менее подвержены стрессовым влияниям этих сферах. Экстернальный тип выразился в области неудач, семейных отношений и профессиональных отношений. Студенты воспринимают ситуацию как результат внешних обстоятельств и не проявляют ответственности, перекладывая ее на других и, соответственно, более уязвимы в этих сферах.
|
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что субъективное благополучие психологов выше, чем у менеджеров не подтвердилась. В результате нашего исследования явных различий не выявлено, это говорит о том, что и у студентов менеджеров и у студентов психологов уровень субъективного благополучия находится на одинаковом уровне, то есть они способны управлять своими эмоциями и поведением в трудных ситуациях, удовлетворены своей жизнью.
Список литературы
1) Аргайл М. Психология счастья. - СПб.: Питер, 2003. - 623 с.
2) Башкирева, Т.В. Общие критерии психического, психологического, социального здоровья. // Мир психологии. 2007. - № 2. - с. 140-151.
) Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. - М.: Академич.проект, 2005. - 305 с.
) Водопьянова Н.Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
) Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. - СПб.: Речь, 2008. - 688 с.
) Демина А.Д., Кайгородова Н.З. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения.- М.: Педагогика,2002. - 236 с.
) Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие // Психология здоровья/ Под ред. Г.С.Никифорова. - СПб.: Питер, 2000. - С. 33-45.
) Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2008. - 794 с.
) Никифоров Г.С. Практикум по психологии здоровья. - СПб.: Питер,2005. - 351 с.
) Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПб.: Питер,2006. - 607 с.
) Сыманюк Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. - М.: Изд-во МПСИ, 2004. - 320 с.
) Творогова, Н.Д. Духовное здоровье / Н.Д.Творогова; Творогова Н.Д. // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2006. - №4. - С. 44-53.
) Шаминов, Р.М. Психология субъективного благополучия // Вопросы социальной психологии личности. 2003. - №4. - С. 27-41.
) Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 808 с.
) Шарай В.Б. Функциональное состояние студентов в зависимости от форм организации студенческого процесса. - М.: Педагогика,2003. - 483 с.
) Шмырева, О.И. Психологическая модель преодоления эмоционального неблагополучия в подростковом возрасте // Мир психологии. 2007. - №1. - с. 240-245.
) Хакимова, Н.Р. Особенности интернальности эмоционального состояния студентов в ситуации экзамена / Н.Р.Хакимова // Психология в вузе. 2007. - №1. - С. 83-91.