Тема 2.1. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики




Ухтинский государственный технический университет

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

 

_______________Н. С. Федотов

 

«_____» _______________2012 г.

 

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В МАГИСТРАТУРУ

 

направление 080200

 

МЕНЕДЖМЕНТ

 

Форма обучения: очная

 

УХТА 2012

Программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта

 

Программа обсуждена на заседании кафедры ЭУП Пр. № от

 

"____"___________2012 г.

 

 

Зав. кафедройТ.С. Крестовских

 

РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИКА

Тема 1.1. Полезность и потребительский выбор

Теория предельной полезности. Общая, средняя и предельная полезность. Кардинализм и ординализм. Закон убывающей предельной полезности. Кривые безразличия и их свойства. Бюджетная линия и изменение цен. Предельная норма замещения благ. Равновесие потребителя при данных ценах и доходах. Реакция потребителя на изменения дохода и цен. Эффекты дохода и замещения. Излишки потребителя и производителя.

Тема 1.2. Выбор производителя

Трактовка мотивации деятельности производителя. Производственная функция. Постоянные и переменные факторы производства. Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей отдачи. "Холм" производства и изокванты. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Равновесие производителя и его реакция на изменения дохода и цен. Траектория развития фирмы и эффект масштаба.

Тема 1.3. Издержки производства и прибыль

Экономические издержки и их виды. Внутренние и внешние издержки. Явные и неявные издержки. Постоянные и переменные издержки. Общие, средние и предельные издержки. Закон возрастающих издержек. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Нормальная прибыль. Источники экономической прибыли.

Тема 1.4. Равновесие производителя в условиях совершенной конкуренции

Основание модели рынка. Совершенная конкуренция. Общий, средний и предельный доход. Закон убывающей доходности. Максимизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах. Кривые краткосрочного и долгосрочного предложения в условиях совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция и эффективность.

Тема 1.5. Равновесие производителя в условиях несовершенной конкуренции

Рыночная власть. Характерные черты и виды монополии. Монополия в условиях равновесия.

Принципы ценообразования. Диверсификация цен. Монополия и ее последствия. Регулируемая монополии. Монопсония. Монополистическая конкуренция и ее издержки. Неценовая конкуренция. Признаки и виды олигополии. Модель ломаной кривой спроса. Картель. Ценовое лидерство. Олигополия и ее последствия. Монополизм в экономике России.

Тема 1.6. Рынок ресурсов: спрос

Особенности рынка ресурсов. Теория4 предельной производительности. Спрос на экономические ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на рынке продукта. Стоимость предельного продукта. Предельная доходность ресурса и предельные издержки ресурсов. Ценовая эластичность спроса на ресурсы. Неценовые факторы спроса на ресурсы. Оптимальное соотношение ресурсов. Теория предельной производительности и распределение дохода.

Тема 1.7. Рынок ресурсов: предложение

Рынок труда в условиях совершенной конкуренции. Компромисс между трудом и досугом. Монопсония на рынке труда. Роль профсоюзов. Двухсторонняя монополия. Минимум заработной платы. Причины дифференциации заработной платы. Инвестиции в человеческий капитал.

Рынок капитала. Временное предпочтение. Дисконтирование и дисконтированная стоимость. Норма дисконта Роль ссудного процента. Виды и диапазон процентных ставок. Неопределенность, риски, страхование. Рынок земли и рента. Арендная плата и цена земли. Виды ренты. Целесообразность ренты.

Тема 1.8. Общее равновесие рыночной системы

Частичное и общее равновесие. Отраслевая и секториальная структуры национальной экономики. Межотраслевой баланс. Общее равновесие и взаимодействие рынков продуктов и ресурсов. Общее равновесие: анализ затрат и результатов. Общее равновесие и Парето-оптимальность. Парето-предпочтителыюсть. Условия Парето-оптимального состояния экономики. Кривые потребительских и производственных контрактов. Предельная норма продуктовой трансформации.

РАЗДЕЛ 2. МЕНЕДЖМЕНТ

Тема 2.1. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики

 

Менеджмент: вид деятельности и система управления. Функции управления. Менеджеры: роли, навыки, качества менеджера. Условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента. Этапы развития российского менеджмента. Системный, процессный и ситуационный подходы в управлении.

Тема 2.2. Элементы организации

Организация как система управления. Основные черты организации. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Внутренняя среда организации. Внешняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия. Организационная культура. Социальная ответственность и этика в управлении.

 

Тема 2.3. Организационные процессы в управлении

Коммуникации и коммуникационный процесс. Элементы и этапы коммуникационного процесса. Коммуникационные сети. Коммуникационные стили. Невербальная коммуникация. Природа принятия решений. Виды решений. Процесс принятия решений. Модели и методы принятия решений. Прогнозирование. Групповое принятие решений. Лидерство и власть. Источники власти в организации. Понятие и виды конфликтов в организации. Уровни конфликта. Управление конфликтами.

Тема 2.4. Планирование как функция управления

Сущность и элементы планирования. Цели и принципы планирования. Стратегическое планирование. Миссия и цели организации. Оценка и анализ внутренней и внешней среды. SWOT-анализ. Портфельный анализ. Эталонные стратегии развития. Выработка стратегии организации. Стадии выполнения стратегии.

Тема 2.5. Организация взаимодействия

Сущность организации взаимодействия. Проектирование работ в организации. Департаментализация. Диапазон контроля. Теория Грайкунаса. Иерархия организации. Делегирование полномочий, принципы делегирования. Виды полномочий. Централизация и децентрализация. Механистические и органические организационные структуры. Традиционные, дивизональные и адаптивные структуры. Типы организаций по взаимодействию с человеком: корпоративные и индивидуалистские организации.

Тема 2.6. Мотивация как функция управления

Понятие мотивации. Мотивационный процесс. Мотивационная структура. Содержательные теории мотивации. Теория иерархии потребностей А. Маслоу. Двухфакторная теория Герцберга. Теория ЕRG Альдефера. Теория МакКлеланда. Процессуальные теории мотивации. Теория ожидания. Теория справедливости. Концепция партисипативного управления.

Тема 2.7. Контроль как функция управления

Сущность и назначение контроля. Виды контроля по времени: предварительный, тееущий и заключительный контроль. Виды контроля по отношению к различным видам ресурсов. Этапы процесса контроля. Установление стандартов. Масштаб допустимых отклонений. Измерение результатов. Сравнение результатов и стандартов. Корректирующие действия в процессе контроля. Система обратной связи в процессе контроля. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля.

Тема 2.8. Групповая динамика и лидерство в управлении

Группы и их значимость. Формальные и неформальные группы. Хотторнские эксперименты. Характеристики формальных и неформальных групп. Особенности управления неформальной группой. Повышение эффективности неформальных групп. Понятие и природа лидерства. Подходы к изучению лидерства. Традиционные концепции лидерства. Концепции ситуационного лидерства.

 

РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Тема 3.1. Анализ и оценка имущественного и финансового положения предприятия

Анализ состава, динамики и структуры имущества предприятия. Оценка имущественного положения предприятия.

Анализ состава, динамики и структуры капитала, вложенного в имущество. Оценка источников формирования имущества предприятия. Анализ обеспеченности предприятия собственным оборотным капиталом.

Оценка чистых активов предприятия.

Анализ и оценка показателей управления активами: реальных активов в имуществе предприятия; показателей оборачиваемости; показателей положения предприятия на рынке ценных бумаг. Оценка влияния интенсивности использования финансовых ресурсов на изменение объема продаж.

Анализ и управление дебиторской и кредиторской задолженностью.

Анализ и оценка показателей финансовых рисков, связанных с вложением капитала предприятия: финансовой устойчивости и платежеспособности.

Тема 3.2. Анализ финансовых (экономических) результатов

Основные задачи анализа.

Анализ состава, динамики и структуры прибыли (убытка) до налогообложения. Соблюдение принципа существенности при формировании и анализе прибыли (убытка) до налогообложения.

Анализ прибыли от продаж: анализ влияния объема продаж и затрат по видам деятельности и по сегментам. Факторный анализ прибыли (убытка) от продаж.

Анализ операционных доходов и расходов.

Анализ внереализационных доходов и расходов.

Оценка чрезвычайных доходов и расходов.

Анализ чистой прибыли отчетного года и направлений ее использования.

Тема 3.3. Анализ производственных результатов

Основные задачи анализа.

Показатели объема производства и реализации (продажи) продукции, товаров, работ, услуг: их формирование, взаимосвязь и анализ. Оценка влияния остатков готовой продукции на складе (в местах хранения) и товаров отгруженных на объем продаж.

Оценка влияния физического объема и цен продаж на объем продаж в стоимостном выражении.

Анализ выполнения договорных обязательств (плана продаж) по объему и ассортименту. Оценка влияния структурных сдвигов на объем производства продукции.

Влияние равномерности и ритмичности производства на выполнение договорных обязательств предприятия.

Тема 3.4. Анализ результатов технического развития предприятия

Основные задачи анализа.

Оценка и анализ показателей конкурентоспособности продукции (работ, услуг): единичных, групповых и интегральных.

Анализ обновления продукции (работ, услуг).

Анализ брака - внутреннего и внешнего. Оценка потерь от брака.

Анализ показателей организационно-технического уровня производства: технического уровня производства; организации производства, труда и управления.

Тема 3.5. Анализ результатов социального развития предприятия

Основные задачи анализа.

Анализ обеспеченности предприятия кадрами, оценка их состава и

структуры.

Анализ показателей движения и постоянства кадров.

Анализ условий труда и охраны здоровья работников: оценка состояния условий труда, анализа льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, анализ здоровья работников.

Анализ средств на оплату труда. Анализ средств на социальное развитие.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: