Сырникова Людмила Викторовна




Организация коррекционно – образовательного

Процесса с детьми 6-7 лет

Воспитатель МКДОУ Детский сад

Комбинированного вида № 2 «Берёзка»

Сырникова Людмила Викторовна

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами. Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия.

Коррекционная работа в нашем детском саду строится по четко выработанному плану, которого должны придерживаться все участники педагогического процесса. Успех коррекционно-воспитательной работы определяется строгой, продуманной системой всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь её осуществления - это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя.

Основные направления коррекционной работы воспитателя — это Логопедическая разминка. На каждую лексическую тему разработан комплекс игр и упражнений на развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматических категорий. Этот комплекс находится в папке взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей. Разминку мы проводим ежедневно в утренние часы. Упражнения по общей и мелкой моторике мы используем как физкультминутки во время учебной деятельности. Также в разминку входит повторение и отработка скороговорок, пословиц и коротких стихов по лексической теме. В конце недели мы обсуждаем, как дети усвоили материал, какие трудности возникли и намечаем пути их устранения.

В течение дня мызакрепляем произношение поставленного учителем-логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучание и артикуляции. Такие упражнения мывыполняем в течение дня, в любое время.

Вне занятий мы предлагаем детям, у которых заметны нарушения мелкой моторики, собрать мозаику, поработать с конструктором, собрать рассыпанные мелкие предметы. У нас в группе оборудован речевой уголок. Здесь ребенок, которому это необходимо, всегда может выбрать игру или занятие по душе.

Фронтальные занятия по программе ДОУ Мы проводим в соответствии с календарно-тематическим планом, и кроме образовательных и воспитательныхзадач на них стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия. Сюда входят: - занятия познавательного цикла (ознакомление с живой и неживой природой, чтение литературных произведений) создают широкие возможности для активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкций, воспитанию навыков связной речи, совершенствованию слухового внимания и фонематического восприятия, закреплению правильного звукопроизношения). Дети упражняются в овладении разными речевыми моделями: от простых да более сложных предложений. - На занятиях художественно – эстетического развития (лепка, рисование, конструирование и аппликация) Мы учим детей не только техническим навыкам: владеть кистью, карандашом, уметь ровно закрашивать, лепить из одного куска, но и расширяем и обогащаем словарь, работаем над грамматически правильной речью. Например, дети лепят огурец и помидор, сравнивают их по форме, цвету, загадывают загадки. При объяснении мы стараемся точно употреблять нужные слова, чётко проговаривая их, задаём конкретные вопросы. Эти занятия создают условия для развития навыков общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения обычно возникают оживленные диалоги детей. Поэтому такие занятия особенно ценны для детей со сниженной речевой инициативой.

Индивидуальная работа по заданию логопеда. проводится в вечерние часы. Если ребенка забрали рано, то занятие можно перенести на утро. В начале учебного года логопед знакомит нас с результатами мониторинга всей группы. Мы знаем о состоянии звукопроизношения каждого ребенка и находимся в курсе его продвижения по исправлению звуков. Логопед планирует индивидуальную работу воспитателя с тремя – четырьмя детьми. Для преемственности воспитателя и логопеда, у нас заведены тетради взаимодействия, по ним проводится работа по развитию речевых и неречевых функций. Все занятия знакомы детям и объяснены воспитателю. Утром мы делимся с логопедом, как занимался каждый ребенок.

Коррекционная работа: во время режимных моментов,особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей. Мы находимся с детьми в самой разной обстановке: в приемной для детей, умывальной комнате, спальной комнате, уголке природы, игровом уголке и других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. Мы разговариваем с детьми, активизируем их речь: «Какое у тебя красивое платье. Кто тебе его покупал?» Во время едымы сообщает детям, что сегодня на завтрак, обед. Дети узнают названия блюд и приучаются пользоваться вежливыми словами. С отдельными, особенно трудными в речевом общении детьми во время подготовки ко снумы закрепляемобобщающие понятия «одежда», «постель», загадываем загадки, про подушку, одеяло. можно уточнить названия предметов его личной одежды. В умывальной комнате мы предлагаем детям такое соревнование: кто больше скажет слов о том, какое мыло, что с ним можно делать, что им можно мыть. При выполнении некоторых упражнений во время гимнастики, дети чётко произносят слово: «Ух!», «Хлоп!», «Топ!», при приседании: «Тук-тук!», или: «Кап, кап, кап!» Говорить слова дети должны на выдохе.

Проявление речи наиболее ярко выступает в игре и через игру. Для этого следует создать базу — подготовить тот запас знаний и впечатлений о реальной жизни, получив их можно в ходе целевых прогулок мы с ребятами посетили, почту, библиотеку, манеж, пожарную часть, продуктовый магазин, в вечернее время смотрим сказки, презентации. Проводя такие прогулки-экскурсии, важно помнить, что необходимо обращать внимание детей с общим недоразвитием речи на все мелочи, так как сами ребята не в состоянии воспринять увиденное достаточно полно. Необходимо не только привлечь внимание детей к каким-либо предметам, объектам, совершаемым действиям, но и назвать их, а кроме того, попросить детей повторить название. После этого можно приступить непосредственно к организации игры. Мы в работе с детьми используем Конструктор ТИКО – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Работа с конструктором ТИКО, «Малыш», «Фантазер» у детей проявляется творческая активность, формируется мышление, развиваются мелкие мышцы рук. Используем конструктор ТИКО «Грамматика».Ребята с увлечением работают конструктором характеризуют звук, находят букву, составляют слог, слово с использованием звуковой схемы. У детей без принуждения происходит автоматизация и закрепление звука. С помощью ТИКО Мы в игровой форме стараемся реализовать воспитательные, образовательные и коррекционные задачи.Большой интерес дети проявляют к «Уголку природы». Здесь широкое поле деятельности по развитию речи, активизации словаря, в правильном произношении слов сложного состава и по развитию фонематического слуха. Когда мы работаем с детьми в уголке природы развиваем умственные способности ребёнка. Почему поблёк цветок, завяли его листочки? – Плохо поливали. Правильное ведение календаря природы развивает и обогащает речь ребёнка, даёт многообразный речевой материал: погода дождливая, небо пасмурное, серое; день солнечный, ясный и т. п. Говоря о работе вне занятий, нельзя не упомянуть о прогулке. Здесь помимо ее традиционных для массовых групп составных частей — подвижной игры, трудовой деятельности, самостоятельной работы детей — ежедневно дополнительно проводим наблюдения за окружающей действительностью и индивидуальная работа с детьми. На улице, во время прогулки, обязательно спросим детей: «Какое небо?», «Какой снег на участке?», «Какие листья лежат на земле?», «Что делают ветер, дождь, снег?». В свободное от занятий время можно с успехом закреплять падежи: Чего нет? Подошел к чему? Рисую чем?; предлоги; глаголы с приставками: налил, полил- вылил воду из… В процессе общения в не занятий, всегда возможно составление простых предложений и закрепление у детей навыков связной речи и составления коротких рассказов о выполняемых действиях. Вызвать у детей интерес к словесным упражнениям помогает дух соревновательности. Задаем детям вопросы: «Кто больше придумает слов?», «Кто точнее скажет слово?», «Кто быстрее ответит на вопрос?», «Кто больше заметит частей предмета?». процесс воспитания и обучения должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля, только тогда, вокруг ребенка создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-пространственная среда. Мы контролируем, забирают ли тетрадь с заданием логопеда родители, приносят ее в сад и занимаются ли дома по ней. Важно убедить родителей в необходимости подобной работы, т. к. устранение речевого дефекта невозможно без закрепления дома.

Таким образом согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия, к чему и стремится наш коллектив. Только в тесном сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению. Опыт показывает, что выпускники нашего детского сада легко адаптируются к условиям школы, они общительны, адекватно оценивают свою деятельность, умеют преодолевать возникающие трудности, не испытывают боязни перед публичным выступлением и наиболее успешны в обучении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: