Государственные и негосударственные вузы, учрежденные без участия Церкви, также могут осуществлять подготовку православных теологов, реализовывать связанные с церковной проблематикой профили смежных гуманитарных наук, предлагать отдельные богословские дисциплины студентам разных специальностей.
Потенциально такие университеты могут реализовывать ту же совокупность образовательных программ, что и православные вузы.
Центром связанных с Церковью специальностей и специализаций является теологическое подразделение (факультет, кафедра, отделение). Теологический факультет развивает богословскую проблематику и участвует в междисциплинарных научных и образовательных проектах. Здесь разрабатывается методологическая основа взаимодействия богословия и других гуманитарных наук: используются методы исторических и филологических наук внутри теологического исследования и, напротив, методы и результаты теологических наук – в контексте других научных направлений. Государственные и негосударственные внецерковные вузы являют собой площадку для развития церковно-общественного взаимодействия и мировоззренческого диалога.
Доброжелательное и энергичное сотрудничество Церкви с образовательными организациями различного подчинения помогает подготовить специалистов, способных решать церковно-общественные задачи, в частности: преподавателей высшей и средней школы, экспертов в области церковно-государственных отношений, сотрудников СМИ и иных специалистов, знакомых с богословием, а также сделать православное просвещение доступным для молодежи в масштабах государства.
На региональном уровне с университетскими теологическими подразделениями должны тесно взаимодействовать духовные академии и семинарии, имея согласованные планы развития богословского образования и программы работы с абитуриентами.
|
Университеты могут оказывать существенную научно-методическую поддержку духовным учебным заведениям. Студенты семинарий, не имеющих государственной аккредитации образовательных программ, могут поступать на заочные отделения теологических факультетов государственных вузов. В то же время университетская теология нуждается в сотрудничестве с духовными учебными заведениями, ибо православное богословие неотделимо от церковной жизни.
Организации среднего профессионального образования
Образовательные организации церковного подчинения
Связанные с Церковью направления профессиональной подготовки реализуются преимущественно на базе организаций высшего образования. Исключение составляют училища сестер милосердия и часть иконописных и регентских школ.
В учебные планы включаются необходимые богословские и междисциплинарные курсы. Обучение и воспитание здесь осуществляется на мировоззренческой основе Православия в соединении с литургической жизнью Церкви. В учебных заведениях могут действовать домовые храмы.
Оптимальное развитие организаций среднего профессионального образования требует учебно-методической и кадровой поддержки со стороны организаций высшего образования.
Образовательные организации внецерковного подчинения
В соответствии с социальным запросом и профессиональной необходимостью в государственных и прочих учреждениях среднего профессионального образования могут преподаваться богословские дисциплины и реализовываться православные воспитательные программы.
|
Ряд направлений среднего профессионального образования требует богословской подготовки. Прежде всего это относится к образованию учителей, преподающих предметы, связанные с православной культурой.
Изучение Православия также может входить в мировоззренческий компонент образования, а православные воспитательные практики – в воспитательную программу образовательной организации.
Богословские дисциплины должны преподавать специалисты, имеющие богословскую подготовку. Непрофильное гуманитарное образование не может считаться достаточным.
Учебно-методическое обеспечение совокупности богословских дисциплин для программ среднего профессионального образования должно проходить рецензирование в ведущих центрах высшего теологического образования или разрабатываться этими центрами.
Организации общего образования