ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ




 

Образовательная деятельность Церкви является одной из важнейших составляющих ее просветительного служения.

Просвещение в христианском понимании – приобщение мира к свету Христовой истины. Оно осуществляется не только в виде христианского образования, но и как миссия, то есть проповедь христианской истины, обращенная к неверующим, и катехизация, то есть научение вере, приобщение к православной традиции, связанное с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви. Основой просветительной деятельности Церкви является свидетельство о Боге Троице и спасительной миссии Христа. Задачами просветительной деятельности является возгревание любви ко Христу, желания следовать за Ним и исполнять Его заповеди.

Православное просвещение должно начинаться в семье не только с рождением, но и еще до рождения ребенка. Поэтому семейное воспитание – предмет особого попечения Церкви. Сама организация жизни семьи, ее уклад являются лучшим средством духовно-нравственного воспитания, а лучшим методом воспитания – пример родителей. Именно семья определяет благополучие человека и общества, именно она является хранительницей религиозных традиций, так как формирование личности человека начинается еще в утробе матери.

Церковь направляет усилия как на укрепление института семьи в целом, так и на развитие программ воспитания, включая обучение будущих и молодых родителей воспитанию детей в православной вере. Церковь развивает семейные просветительные проекты, систему семейных воскресных школ (одновременное участие в просветительных проектах на приходе детей и их родителей, благодаря чему вхождение в лоно Церкви членов семьи происходит наиболее гармонично), ведет иную работу в данной сфере. Церковь отстаивает приоритетное право родителей на воспитание своих детей.

Целям просвещения служат церковное богослужение, устная и печатная проповедь, знакомящая с Православием литература, включая святоотеческое наследие, катехизаторские беседы, приходское консультирование; просвещение также может осуществляться в таких формах как лектории, чтения, конкурсы, детские олимпиады; деятельность церковных древлехранилищ, музеев и библиотек; паломнические и экскурсионные поездки, краеведение; реабилитационно-воспитательная и социально-педагогическая работа, в том числе в рамках воскресных школ.

Основными направлениями деятельности воскресных школ являются вероучительное (комплекс базовых вероучительных программ) и дополнительное (комплекс дополнительных занятий, направленных на воспитание активной и многогранной личности православного христианина, среди которых выделяются такие направления как культурно-просветительное, социальное, военно-спортивное, паломническое).

Стандартизация деятельности воскресных школ призвана способствовать повышению качества в данном направлении просветительной деятельности. Будучи структурным подразделением прихода, воскресная школа призвана содействовать укреплению (формированию) приходской общины.

Церковью осуществляется подготовка и аттестация педагогов воскресных школ и преподавателей вероучительных дисциплин. Стандарты и другие документы, регламентирующие их деятельность, разрабатываются профильным синодальным отделом.

Заботясь о качестве просветительной деятельности воскресных школ, профильный синодальный отдел осуществляет:

1) обобщение опыта работы воскресных школ;

2) организацию разработки стандартов и учебно-методических материалов силами учебно-методических объединений, экспертных сообществ и специалистов;

3) учет кадровых потребностей воскресных школ при определении церковного заказа на подготовку специалистов.

Деятельность катехизаторских курсов регламентируется в соответствии с документами, разработанными синодальным отделом, и включает системное знакомство с православным вероучением в форме занятий для прихожан и приходских сотрудников.

Просвещение обращено к различным социальным группам. Одна из его форм – реабилитационно-воспитательная работа с инвалидами, людьми, страдающими от недугов пьянства, наркомании и игромании, попавшими в трудную жизненную ситуацию, пострадавшими от тоталитарных сект, осужденными, содержащимися под стражей и душевнобольными. Церковь содействует организации реабилитационно-педагогического воспитания в семьях социального риска, помогает православным семьям в решении взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, окормляет социальные приюты для детей.

Деятельность в области просвещения, не принимающая форму образовательных программ, тем не менее, должна быть обеспечена кадрами, квалификация которых отвечает образовательному цензу и специфике аудитории.

Православная просветительная работа обращена также к различным профессиональным и общественным группам: казачеству, сотрудникам пенитенциарных учреждений, военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов, медикам, сотрудникам музеев, библиотек и других учреждений культуры, работникам СМИ, спортсменам, мигрантам и прочим.

Просветительная деятельность организуется как на площадках, предоставляемых вышеозначенными социальными группами, так и в специальных учреждениях, созданных Русской Православной Церковью и при ее участии.

 

* * *

 

Образовательная концепция Русской Православной Церкви служит руководством в вопросах образовательной деятельности для синодальных учреждений, самоуправляемых Церквей, Экзархатов, Митрополичьих округов, митрополий и епархий во всех странах канонического присутствия Русской Православной Церкви; для образовательных организаций, управляемых Русской Православной Церковью; монастырей, приходов и других канонических церковных учреждений.

Концепция является посланием обществу о необходимости совместной научной, образовательной и воспитательной деятельности с целью духовно-нравственного развития человека и общества и призвана стать основой для разработки совместных образовательных проектов с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и благотворительными учреждениями.

 


[1]Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XIV.3. Основы социальной концепции приняты Освященным Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года.

[2] Святитель Григорий Богослов. Слово 43. Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской.

[3] Здесь и далее термины «богословие» и «теология» используются как взаимозаменяемые.

[4] Формирование исследовательских компетенций является неотъемлемым элементом качественного высшего образования и его первой ступени – бакалавриата. Пастырский профиль здесь не может быть исключением.

[5] Для Российской Федерации – процедура общественной аккредитации на основании ст. 87 ФЗ № 273-ФЗ; для образовательных организации других стран – процедуры с учетом национального законодательства.

[6] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XIV.3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: