Толмачёва Галина: другие произведения.
Известный нейрофизиолог и философ Джон Лилли назвал мозг сложнейшим биокомпьютером, возникшим в результате эволюции органического мира Земли. Сравнение весьма условное, ибо каждая живая клеточка гораздо сложнее устроена, чем компьютер, но все же, раз он пока самое совершенное вычислительное устройство, придуманное человеком, то проведение ряда параллелей кажется естественным. Пусть уже лет через десять мы будем выглядеть наивными в своих исследованиях, но, если хоть некоторые из наших идей принесут пользу, то логические конструкции воздвигались не зря.
Итак, возвращаясь к определению Джона Лилли, беремся предположить, что некая энергетическая субстанция (можно назвать ее душой, но при этом не забывать о "первородном грехе" - инстинктах выживания, тянущихся за ней из глубины эволюции или, если угодно, из непостижимой глубины момента, когда эта энергетическая субстанция отделилась от некоего единого энергетического кокона-конгломерата) благодаря (впрочем, понятия не имею, благодаря Кому(Богу? Орлу?) или чему (Абсолюту? Космической Рулетке?) А, впрочем, продолжу фразу...) желанию планеты получает собственный "биокомпьютер" в пользование.
Зачем это надо планете? Чтобы заселить органической жизнью весь космос? Почему же тогда "заселение" началось с нас? Почему на миллионы световых лет вокруг жизнь - столь редкое явление, что кажется почти невозможной? И какой смысл Земле, если она разумна, и если существует коллективное бессознательное, единый энергетический кокон вокруг нее, селить нас, скажем, на той же Луне? Есть правда вероятность, что человечество поможет родной планете избежать космической катастрофы, столкновения, например с астероидом.
|
И еще одна причина, по которой мы созданы: Существует стихия, которую можно покорить лишь с помощью Мысли. В эту стихию сваливаются в конечном счете все солнца, кометы и галактики... Эта стихия - Время. Создавая существ, умеющих мыслить, планета намеревалась освоить ее. Мы находимся в самом начале пути этого великого освоения.
Познавая себя, мы понимаем, что на нашем "биокомпьютере" работает не только личность, которую мы ощущаем в яви как индивидуальное "Я", но и еще Кто-то... Ведь Кто-то же рассылает приказы каждой клеточке нашего тела, собирает информацию о здоровье и нездоровье организма, ведает инстинктами, раскладывает по ячейкам воспоминания, которых почти бесчисленное множество.
Гипнотические опыты доказали, что человек способен извлечь из дальних "файлов" каждый кадр своей жизни вплоть до числа ступенек на давно забытых лестницах, до эмбриональных воспоминаний и даже дальше - генетических - правда, проявляется столь уникальная способность обычно лишь во время гипнотического сна.
Итак, мы "наткнулись" на сновидение. Оно, как неимоверно большая глыба из волшебного хрусталя, и нам постоянно надо обходить ее на жизненном пути, ибо "глыба" возникает перед нами каждые сутки и требует на обход хотя бы часов шесть.
Мы привыкли вычеркивать эти часы из часов "похода" (кто-то, влача кандалы болезней и неудач, считает его этапом, а кто-то, баловень судьбы - увеселительной прогулкой), называемого Жизнью. Отдельные индивидуумы, следуя путем толтеков, открытым для нас Кастанедой, учатся буравить "сноглыбу" и проходить через нее в иные миры, рискуя сорваться в пропасть, находить другие дороги и тропы... Но "бурение" связано с риском для психического здоровья, требует фанатизма и наличия рядом учителя, подобного нагвалю Дону Хуану, найти которого почти невозможно.
|
...СНОВИДЕНИЕ. Исследуя его, Зигмунд Фрейд пришел к выводу, что "в мыслеобразующем аппарате человека имеются две мыслеобразующие инстанции, из которой вторая характеризуется тем преимуществом, что ее продукты находят доступ в сферу сознания открытыми, деятельность же первой инстанции бессознательна и достигает сознания лишь через посредство второй."
Великий психоаналитик не случайно назвал бессознательную инстанцию "первой". Она "села за клавиатуру" нашего "биокомпьютера" раньше, чем мы смогли сфокусировать глаза на конкретном предмете или лице, и раньше, чем мы научились лепетать первое слово. Бессознательное наше "Я" слушало звуки мира уже в материнской утробе.
Да, но что же было до этого, еще раньше?
До того, как оформился зародыш, и возникла нервная система, способная к эмоциональному восприятию, существовали сперматозоид и яйцеклетка, в которую он проник, и уже существовала некая сложная программа, и в ДНК уже хранилась бездна загадочной информации. Мы пришли к выводу, что еще задолго до того, как Первая инстанция (Бессознательное) включилась в работу, кто-то уже сел за клавиатуру. Можно ли назвать эту инстанцию частью Бессознательного, отнести к Сверхбессознательному, или придется выделить ее в качестве самостоятельного "Я"?
|
Думается, что эта инстанция стоит в стороне от Первой и Второй, и приметы у нее совсем иные. Хотя бы потому, что в отличие от первых двух мыслеобразующих инстанций, эта начисто лишена "земных" эмоций. Если она и мыслит, то способ мышления ее далек нам, чужд и непонятен, и, тем не менее, от нее впрямую зависит наше поведение и жизнь.
Попробую сразу привести небольшой пример. Мне делали операцию по удалению расширенных поверхностных вен. Удалялось некоторое количество вен на правой ноге, начиная с внутренней поверхности бедра и до щиколотки. Операция длилась четыре часа и уже в самом начале ее я почувствовала легкую тошноту, у меня ломило поясницу(возможно, почки так реагировали на укол новокаина), лежать на операционном столе оказалось очень тяжело. Операция делалась под местным наркозом и мой хирург, доверяя мне, не стал делать лишних усыпляющих уколов. Руки мои были практически свободны, разве что левая под капельницей. На какой-то минуте операции меня охватил страх. Я чувствовала боль и меня тревожила мысль, что я могу поддаться страху и вскочить(левая нога двигалась, даже у правой двигались пальцы, хоть и с трудом). Я хотела помешать делать операцию и попытаться сбежать. Смешная эта мысль(я скрывала ее, беззаботно шутя с хирургами), "а вдруг я сойду с ума и не дам проводить операцию", заставила меня задуматься над собственным мыслительным процессом и четко разделить инстанции.*
(* На самом деле во время операции я лишь проверила свою версию, так как основные главы статей о депрессии были написаны. К моему стыду, сколько я ни пыталась потратить время на операционном столе с пользой, сочиняя, например, стихи, ничего у меня не получилось, на меня наваливалась острая тоска и было не до сочинений.)
Сознательное "Я" говорило мне, что операция немного опасна лишь вначале, возле паха, но теперь от меня ничего не зависит, значит, нужно терпеть боль в позвоночнике и страх от того, что внизу живота, где и разрезов-то не делали, все напряглось(там болело и некоторое время после операции - видимо, лимфоузлы так отреагировали).
Бессознательное "Я" оказалось "плавающим", даже "скачущим", с большой амплитудой.
Оно было готово поддаться полной панике, какой склонны иногда поддаваться животные, и при этом само себе навредить (пример: мой кот, которого я когда-то переносила через дорогу, так испугался машин, что полез мне на голову и едва не поцарапал глаза, а как бы я вслепую перешла с ним на другую сторону, спрашивается?) - это нижняя "грань", а "верхняя" - бессознательное доверие к хирургу, который действительно сделал свою работу отлично - вскоре швы(17) зажили "как на собаке", и угроза тромбофлебита отступила.
В то же время рядом с "Я" сознательным и бессознательным существовал еще кто-то, который, хоть и являлся тоже мною, но смотрел на меня как бы со стороны, издалека, наблюдая за моей человеческой немощью. Едва я пыталась вникнуть в его "мысли" меня охватывала страшная смертельная тоска. Словно я натыкалась на стену. Но, если я его "не трогала", он иногда, из-за стены, помогал мне. И он был страшен мне: именно от него зависело, какую именно область из "скользящего" Бессознательного подключить к моему разуму.
Хотя, повторяю, в конечном итоге впасть в панику или нет, зависело от меня, и этот наблюдатель тоже был мною, но осознать что он - тоже я - было страшновато (...если бы мы двигались по гигантской поверхности Мебиуса, нам странно было бы осознать, что оборотная сторона является той же, по которой мы движемся).
И если в данный момент речь все-таки не шла о жизни и смерти (уверена, что меня удержал бы ассистент - второй хирург - если бы я сделала попытку к бегству), то, например, когда человек начинает тонуть в море, то от "Я", смотрящего со стороны, зависит его жизнь и смерть. Ведь человек инстинктивно умеет плавать и, в целом ряде случаев, включив свои бессознательные способности на полную мощь, может выплыть. Но если сознательное желание плыть не укрепится бессознательным умением, а вместо этого захлестнется такой же бессознательной паникой, то человек может погибнуть!
Причем у животного в таких случаях включается именно та область бессознательного, которая нужна - отвечающая за плавание. Видимо, это происходит потому, что абстрактного страха смерти они не знают, а в панику впадают лишь при встрече с Неизвестным. Причем, пока их примитивное мышление, легко использующее все резервы бессознательного, считает себя в состоянии справиться с задачей, они с ней справляются.
У человека же, который пытается более-менее управлять своим бессознательным, но в то же время боится оставить "компьютерную мышку", считая это равносильным смерти, область бессознательного и есть Неизвестное(соприкосновение с которым способно привести к животной панике), следовательно, может "включиться" не то, что надо.
Фрейд ввел понятие Цензора, действующего на границе обоих инстанций.
Цензор пропускает или не пропускает информацию из бессознательного в сознательное.
Этот цензор, полагаю, имеет прямое отношение как раз к загадочной Третьей инстанции... Назовем ее Хакером, так как выясняется, что за клавиатуру компьютера она села раньше всех.
В сонных странствиях, когда мы сливаемся со своим бессознательным "Я", именно Хакер управляет слиянием того и другого. У него словно бы нет своего характера. Его появления мы видим лишь блестками ("блестки" цензора при психических заболеваниях могут стать смертельными, как смертельны солнечные зайчики, пущенные в глаза мотоциклисту, несущемуся на предельной скорости).
Если проводить аналогию с мистическими учениями, то Хакер сновидений соответствует Духу, Бессознательное - Богу-Отцу, а Сознательное - Богу-Сыну. Поскольку человек вылеплен по образу и подобию Божиему, то Божественная Троица находит свое отражение в "строении" человеческого "Я". У слабых людей отражение это так же причудливо слабо, почти непрослеживаемо, как строение листа в сравнении со строением дерева. Поскольку человек грешен, Хакер сновидений, увы, может стать и духом зла. (Говорят, что есть душа, а есть дух. Душу(Я Сознательное + Я Бессознательное) издавна считали отдельной от Духа, хотя все это одно "Я" личности. Староверы боялись троеперстия, уверяя, что оно похоже на кукиш - они были неправы в своем страхе относительно божественных сил, но, если у слабого существа, которым является человек, Хакер Сновидений "встрянет" между Сознательным и Бессознательным, образует преграду между ними, то это закончится для человека трагически. Извиняюсь перед читателем, за то, что касаюсь по дороге столь важных вопросов, но цель моя - помочь людям, находящимся в депрессии, найти "корни", питающие склонность к суициду, и эта цель, благородная сама по себе, заставляет меня не бояться критиков и невольно обрекает стиль статьи на некоторую корявость, потому что я пробираюсь сквозь дебри, выросшие на безумных камнях). В "руках" Хакера находится "клавиша" перехода от Бессознательного к Сознательному, и зачастую эта "клавиша" оказывается ключом к жизни и смерти.
Вспомним опять экстремальные ситуации. Бывает, что человек спасает себя и других, проявляя силу, которой в себе не ведал, способности, о которых не подозревал. В то же время бывает, что он панически сдается перед небольшой трудностью и потом не может разумно объяснить свою трусость. Сие объясняется, безусловно, качествами личного характера, но ведь иногда даже сам человек признает, что был как песчинка в вихре Судьбы. Он не может вспомнить, как именно он совершил героический поступок или, напротив, бежал с толпой к узкому выходу стадиона, вместо того чтобы отойти в сторону. Не может вспомнить, потому что включилось Бессознательное. Причем сам момент подключения обычно не помнится тоже. Кто отдал приказ? Не наше сознательное "Я", ибо оно может сколько угодно приказывать нам плыть, когда мы учимся плавать, но сознательно удержаться на воде мы не в состоянии, пока не почувствуем, что можем плыть, и это Умение приходит как бы извне, хотя мы, а не кто-то иной, наконец плывем.
Третья инстанция подобна регулировщику на дороге, где несутся машины-чувства бессознательного и идут пешеходы-мысли сознательного. Но можно ли регулировщика назвать мыслеобразующей инстанцией? Здесь - да, потому что бывает, во время происшествий или во время сновидений, он и сам выходит из будки, чтобы стребовать и с того, и с другого. Представив себе Хакера, как регулировщика, мы поймем главное его отличие, из-за которого мы не воспринимаем его частью себя, частью дороги (ведь наше Я подобно дороге-реке текущей во Времени). В отличие от Сознательного и Бессознательного регулировщик-хакер во Времени не несется, его "будка" стоит на месте и в то же время он все равно оказывается в тех местах дороги, в которые поспеваем мы, едва ли не раньше нас. Он - вне. Причем этот "мерзкий гаишник" тот же самый, что встречался ранее, и "будка" та же самая, хотя не двигалась с места.
Эта уникальная способность Хакера быть вне времени, проявляется во время сна, когда мы можем увидеть события, возможные в далеком Будущем, предостережения, так, словно их опасаться надо завтра. Хакер не стареет вместе с нами. Меняется ли он? Это трудно сказать. Раз он тоже наше Я, то он может меняться или, что скорее всего, менять свое отношение к тому, кого мы ощущаем как свое сознательное "Я". Возможно он - та Сила, о которой Дон Хуан говорил своему ученику, дыхание Нагуаля, самая непостижимая часть нашего существа. Некоторые психоаналитики пытались отдать функцию Нагуаля Бессознательному, но тогда бы им пришлось признать, что животные не имеют тонналя, всегда действуя лишь по велению нагуаля, а это сделало бы животных истинно мистическими непобедимыми существами. Итак, нагуаль, Хакер - это третья, вернее До-первая инстанция. Животные, постигая мир бессознательно, существуют в большей степени, чем мы, под управлением Хакера, и, видоизменяясь, все же движутся к какой-то цели, которая постижима лишь, если окинуть мыслью очень большой временной отрезок. Но нам всякая мысль о До-первой инстанции странна, а, порой мучительна - ведь тогда наше "Я" как бы сознает свою призрачность. Наше сознательное Я... А что случилось бы, если бы нас предоставили самих себе и не стали бы обучать мышлению?
Вспомним случаи, когда дети, заблудившиеся в лесу, воспитывались животными. Они получали все навыки зверей, способность добывать пищу, ориентироваться в лесу. Если первое могло стать эффектом подражания, то ориентация стала следствием разбуженных инстинктов. Когда детей вернули в человеческое сообщество, они, увы, не смогли стать людьми. Они тосковали по лесу, не понимали и боялись окружающего, они так и не научились мыслить по-человечески. Значит, мыслить учиться не менее сложно, чем ходить. Нужно делать это вовремя и вовремя учиться падать.
С точки зрения животных мыслить абстрактно труднее, чем ходить по проволоке(так отзывалась о сочинении стихов Цветаева, и эта аллегория весьма подходит к мышлению вообще). И родители, включая детей в человеческое сообщество, путем обучения их языку и счету, все равно, что ставят их на канат над пропастью Бессознательного - иди, если хочешь быть человеком мысли, отыскивай на скале Познания новые уступы, закрепляй тросы, подтягивайся и оставляй за собой канатную дорогу для других... За время существования человечества взяты немалые вершины. Хотя бросать "крюки и кошки" в неведомое осмеливаются немногие. Человеческая мысль ленива, мышление все еще непривычно человеку(дети, воспитанные волками, показывают это - пара лет упущено - и все, первобытное состояние уже необратимо).
Но и воспитанный отнюдь не волками, человек довольно быстро начинает лениться. Он осваивает волей-неволей определенную высоту интеллекта (ползя по проложенным ранее канатным дорогам), чтобы занимать положение в обществе, а затем окружает себя коконом косных, привычных, однотипных мыслишек, словно паучок свивает свой кокон и там благополучно устраивается, не думая двигать дальше философию, науку или искусство. Славно, если он просто живет, не чуждый прекрасного - именно такие люди, как садовники, создают террасы плодовых деревьев и растений там, где раньше ютились лишь отважные пионеры - колючие кустарники и слабые цветы. Но страшно, если человек не понимая, как он мал, в свой кокон пытается заключить весь мир, ибо нити, тянущиеся в неведомое, страшат его. Но что же вообще там, под канатом, что становится Нами, когда мы, по какой-то причине, перестаем мыслить словами, мыслить абстрактно? Там наше Бессознательное, нам страшно падать в него, для большинства это равнозначно схождению с ума, но у нас есть страховка - сон - и, когда мы падаем в Бессознательное, то сон "растянут" внизу, будто батут или простыня, пожарником(хакером сновидений). Но чем больше мы привыкаем мыслить, тем страшнее и непредсказуемей бывает падение. Чем выше протянут этот канат, тем глубже и страшнее падать в бессознательное, тем более чужим оно кажется и тем большим самообладанием надо обладать, прыгая, чтобы не разбить свою личность при "ударе", изловчиться "встать на ноги". Чем выше интеллект человека, тем сильнее угроза расстройств психики.
Сначала ребенок лишь играет абстрактными символами, словно погремушкой и, наигравшись, опять падает в бессознательное, и в этот момент у него пока "Я"-сознательное и "Я"-бессознательное едины, но вот абстрактная мысль понимает что есть смерть, что есть жизнь, и боится смерти, и осознает свою единственность, но так как способно оно осознать лишь себя саму, то именно этой своей частью "Я" с тех пор мышление и дорожит, а Бессознательное (которое тут же, рядом, на самом деле, и неотъемлемо, как дыхание, ведь дышим-то мы бессознательно) для него чуждо. Часто отчуждение от Бессознательного начинается еще раньше.
Вспомним опять про плавание. Известно, что ребенок первые месяцы жизни умеет плавать, он делает это, потому что весь ещё во власти Бессознательного. Но, едва развивается Мысль, развивается барьер. Иногда этот барьер мешает нам, но, не будь его, мы бы не смогли стать мыслящими существами. Это вроде клапанов на ногах наших вен - они работают и гонят кровь против силы тяжести. Прогнав кровь вверх, клапан закрывается, дабы не пустить ее обратно вниз, потом же вновь раскрывается. Не будь этого, мы не смогли бы ходить. Клапаны несут большую нагрузку. Иногда вены не выдерживают и "бессознательное" выпирает, накапливается, застаивается. И лишь когда мы ложимся или делаем "велосипед", подняв ноги клапаны отдыхают... так и во время сна ослабевает барьер и Бессознательное входит в наши сны. Сон вроде страховки - мы можем прыгать с каната Мысли, но уже не расшибемся, не превратимся в бессловесных тварей, ведь мы находимся во сне...
Но что такое это Бессознательное, что потеряли мы, уйдя к абстрактному мышлению, отказавшись от прямого управления До-бессознательного, из-под призрачной и мохнатой лап?
Вспомним двух девочек, воспитанных волками, вспомним опять, что могут делать наши меньшие братья и поймем, что кое-что из этого нам хочется забыть и отринуть, как ужасный сон, а кое-что сохранить и приумножить и войти в него словно в рай. В бессознательном есть рай, и есть ад, а, так как оно растет вместе с нами, оно может стать ласковым и ручным, более того - стать крылатым, с ангельским ликом, но зависит это лишь от нас. Что же умеют обычные звери, которых не обучают ни наукам ни языкам, которым не прививают эстетические принципы? Ну, например, находить дорогу (не говоря уж о перелетных птицах, но известно множество случаев, когда животное, увезенное на много километров от дома, находило своих хозяев), способны к самопожертвованию во имя интересов своей общины, к самообладанию в сложной ситуации (пройти по ветке над пропастью), способны к примитивной телепатии (чувствуют настроение хозяев, знают, когда они собираются покормить их, или приласкать, или шугануть - угадывают за несколько секунд до того, как намеренье обнаружено явно), они так же чуть-чуть экстрасенсы (способность животных лечить прикосновениями), врачеватели (находят лекарственные травы с помощью нюха), чувствуют приближение стихийных бедствий и иногда угадывают ближайшее будущее (по поверью моряков, крысы сбегают с корабля, которому угрожает крушение. Коты могут отказаться входить в дом, если там предстоит случиться пожару. Известны случаи, когда животные, любя хозяев, спасают их своей способностью предвидения. Например, один кот не ушел, как делал обычно, ночью гулять, а остался дома и разбудил хозяина, заставив его встать с кровати прежде, чем на подушку сверху рухнул большой кусок штукатурки). Не надо преувеличивать такие факты и объявлять их повсеместным явлением. Но, безусловно, животные иногда инстинктивно угадывают что-то из будущего.
Если представить информацию о будущем окруженной множеством сигнальных колокольчиков, которые, едва их заденешь, поднимут на ноги невидимую охрану, то животные умеют благополучно миновать несколько таких колокольчиков, и вернуться обратно со Знанием. Они что-то Знают - то, что нам порой неведомо, и это Знание может сделать их благороднее, чем мы.
Говоря о хищниках, не забудем - они умеют убивать, находить слабые места у врага, но при этом не проявляют и малой доли той жестокости, которую способны проявить люди... И, конечно же, когда мы говорим о человеке, в котором проснулся зверь, мы говорим не об обычном звере. У девочек, воспитанных в лесу, были все возможности проявить звериное начало, но зверями они не стали, сверхагрессии у них не было, сохранилась способность к ласке... Зверь, изначально существовавший внутри нас, не столь уж плох... отчего же он становится так опасен? Подумаем, когда опасен обычный зверь? Когда его натравливают! Множество людей недовольно собственным поведением и хотело бы стать посильнее, поагрессивнее, если человек зацикливается на этом, ребенок. подросток, то сны ему снятся соответствующие и Бессознательному дается соответствующая установка, причем зверь, которого в себе подкармливает такой подросток, ненавидит Сознательное "Я" лютой ненавистью и в конечном итоге побеждает его, так как эволюция, обращенная вспять, будет идти к первобытному, а затем троглодитному существованию. Так река, повернутая в своем движении вспять, превращается в болото, кишащее гадами. Человек не может стоять на месте, ибо мысль на месте не стоит.
"Темная, нижняя часть" Бессознательного способна выдрессироваться как обычный зверь, но целью его и главным конкурентом останется Сознательное того же самого человека, который дрессировал его совсем для других целей(я говорю о подсознательной дрессировке, о садомазохизме и создании внутреннего тирана для внешней защиты). Так как "клавиатура" в конечном счете все равно одна, то конечным итогом борьбы является борьба за собственное "Я" с агрессией, выращенной изнутри. Поэтому говорят, что злой человек продал душу дьяволу. Если речь идет о хитром и злом человеке, которому удается безнаказанно совершить ряд преступлений, то предполагается, что он что-то получил от дьявола в обмен на душу. Обращение к Бессознательному может дать эффект обретения ряда звериных навыков, которые сохранятся вплоть до того, как антиэволюция не приведет к полному распаду личности, и Мысль не будет окончательно подавлена проснувшимся дьяволом - темной частью Бессознательного.
"Дружба", слияние бессознательного и сознательного может сделать человека могущественнейшим существом (см. Кастанеду, слияние с телом сновидения), но слияние не может быть основано на агрессии, любая агрессия (просьба к Бессознательному о защите с помощью "клыков и когтей" от внешних врагов) это спор за клавиатурой биокомпьютера и смерть.
Итак, у нас, чтобы воспользоваться Силой, которую может дать Бессознательное (попасть в резонанс с ним и с желанием Хакера), остается лишь путь воина, путь беспристрастности, недеяния зла, изживание жалости к самому себе и чувства собственной важности... Тогда и слияние в любом случае произойдет со светлой частью Бессознательного, так как резонанс предполагает общий путь, а путь Мысли ведет к свету (впрочем, Дон Хуан в одном из своих изречений сказал, что любой путь ведет в никуда, но если ты слушаешь свое сердце, то путешествие будет светлым и радостным. Путь воина - это путь его сердца.)
При этом необходимо заметить, что соотношения двух Я - Сознательного и Бессознательного - можно изобразить в виде волны. В раннем детстве эти отношения одного, более доверительного характера, причем они не опускаются в низменные глубины Бессознательного, зато, хотя и робко, стремятся в высоты его(ибо, пытаясь Мыслить, ребенок осваивает и высоту Духа), придерживаясь обычно в дружбе повыше того уровня(здесь многое зависит от родителей, больше, чем от генотипа, который разворачивается постепенно), на котором "держатся" малыши животных.
Начиная с подросткового периода, когда требования продолжения рода заставляют человека обратиться к Бессознательному и углубиться в тайны его, происходит становление личности - либо человек опускается, черпая энергию из агрессивного бессознательного, либо поднимается, направляя часть сексуальной энергии на творчество, на развитие Мысли.
Достигнув своего пика в зрелости, волна откатывается назад и человек, утративший былые половые способности, приходит к тем же отношениям с Бессознательным, что и в детстве. Если за время "волны", он успел накопить знания и опыт, он становится ребенком на другом уровне, на уровне святости мудреца, и это счастливый удел. В старости человек становится ближе к своему детству и вспоминает многое из того, что в зрелости не помнил. Закат и восход сближаются. Если же жизнь его была полна грехов и ошибок, он не может вернуться на детский безгрешный уровень, волна его не полная, так как подняться вверх слишком трудно, если он вернется к прежнему детскому высокому взаимоотношению Я-сознательного и Я-бессознательного, он растеряет свою личность, зачеркнув многие десятилетия жизни, ибо он успел слишком изменить себя... Такой человек либо все-таки впадает в детство, забывает юность и взрослую жизнь, становясь капризным и пакостливым маразматиком, либо пытается сохранить себя хотя бы на уровне подросткового периода, пытаясь удержать хоть что-то из себя прежнего, поэтому для него характерны порочные забавы и попытка любым путем сохранить угасшую сексуальность, его злоба на весь мир и страх смерти обостряются, ведь он все время чувствует, что теряет собственную личность. Это волна, стремящаяся возвратиться назад, но встретившая на своем пути стену грехов.
И все же, как ни соблазнительно и легче бывает идти по пути культивирования инстинктов низменного свойства, самый опасный хищник планеты волей-неволей движется по дороге эволюции и развития мысли. А как интересно было бы заглянуть (с безопасного расстояния) вглубь времен, в необозримую даль, на семьдесят тысяч лет назад, когда примат лишь начинал мыслить. Разделим то время на До и После, хотя и понимаем, что граница эта весьма условна.
Итак, абстрактная мысль лишь зарождалась. Природа, биосфера Земли создала ее и бросила в Неведомое, как земляника протягивает ус на каменистый склон в поисках клочка почвы, как пальма бросает в океан кокосовый орех, дабы он доплыл до суши, как конструктор подводит космонавта к изобретенному им космическому кораблю.
И, надо сказать, Природа - гениальнейший конструктор - не стала скупиться и, создавая новую модель "биокомпьютера", наделила ее сразу же огромными резервами и возможностями. Сторонники постепенного превращения человека в обезьяну так и не нашли переходного человекообезьяньего черепа - все найденные антропологические находки доказывают что древний человек обладал лишь признаками обезьяны, но за низким его лбом прятался такой же мозг, как у современного гомо сапиенса. В этом нет ничего удивительного. Ведь не создают же переходное звено между дельтапланом и космическим кораблем. В таком переходном звене просто нет смысла. Я уверена, что природа создала сразу два уникальных, но при в принципе различных биокомпьютера, одинаково гениальных и способных решать сложные, хоть и различные, проблемы: один биокомпьютер она отдала древнему человеку, а другой древним дельфинам. Думается, что дельфины тоже освоили свой биокомпьютер лишь на небольшой процент, как и мы, но освоили они его по-другому (их модель, на мой взгляд, едва ли не удачней нашей, так как их сообщество в целом гораздо благороднее).
Биокомпьютер создан, Но сразу ли человек понял его преимущество? Ведь работе за пультом его никто не обучал. Представьте себе космический корабль(Сознательное), имеющий на всякий случай, возможность ездить по земле в горизонтальном положении, хотя бы для того, чтобы прятаться в ангар(нирвану), но садящийся к рулю пилот(древний человек) способен лишь на управление дельтапланом и поднять свой корабль в воздух не в состоянии. С трудом он осваивает несколько кнопок, но космический аппарат его по прежнему носится лишь по земле и вся борьба его в дельтопланами сводится к тому, что он подстерегает их, когда они садятся, и сбивает(таково отношение человека к животным. Он сбивает их, сметает с планеты, на которой хватило бы места и дельтопланам и летательным аппаратам, покоряющим любые высоты). Увы, современный человек мало чего добился в результате эволюции, он физически слаб, неувертлив, неспособен предвидеть будущее, беззащитен. Если агрессивного сапиенса можно сравнить с самолетом, который злобно носится взад-вперед по полю, то неагрессивный подобен маленькому космическому кораблику, стоящему на лужайке и не умеющему взлетать. Ему может повредить самый обычный толчок, перевернув его. Он мог бы бороздить космос или по крайней мере земную атмосферу, купаясь в ней, словно дельфин, а он абсолютно беззащитен, потому что пилот его понятия не имеет как им управлять.
Помню, был со мной случай, когда мне захотелось выразить сочувствие бесхвостой вороне, сидящей на приступке у аптеки. Я уже тянула руку погладить птицу (а в другой руке у меня, весьма некстати, был большой зонтик), но решила, что поглаживанием ее не вылечишь. Кто-то еще до меня пожалел ворону - возле нее валялись кусочки булки. Сделав пару шагов назад, я вдруг услышала карканье и догадалась наконец посмотреть вверх. Там охранял свою подружку, сидя на вывеске, выступающей от дома, крупный вранище. Мне стало не по себе, так как все время, пока я раздумывала: "погладить ли бесхвостую ворону?" - ее охранник следил за мной и тоже раздумывал: "что со мной делать?" Я поняла, что, если бы здоровенная птица спикировала, я вряд ли была бы готова с ней сражаться. Я слишком слаба для этого, хоть и мыслящее существо. Будь я человеком, чье Бессознательное агрессивно и способно, словно громоздкий железный дельтоплан, не умеющий взлететь, но обладающий массой, сбить дельтоплан вороны, умудрившись подстеречь его, я бы не очень испугалась. С самого начала я бы смотрела на зонт, как на дубинку, и мысль пожалеть ворону не пришла бы мне в голову. Возможно, волны уверенности и ненависти, исходящие от меня, заставили бы и самих ворон шарахаться... С другой стороны, если бы я смогла стать человеком Знания, звери и птицы испытывали бы ко мне уважение и доверие, и не смели бы обидеть меня. Быть может, они чувствовали бы ко мне привязанность, любовь, и я смогла бы лечить их. Но для обретения способностей излечения прикосновением мой мыслительный аппарат слишком слаб, хотя я и пытаюсь "поставить его вертикально". И именно это вертикальное неустойчивое положение и вместе с тем неумение взлететь делает меня уязвимой. Мыслящее существо оказывается беспомощным и спастись зачастую может лишь с помощью предвидения ситуации (как говорил Дон Хуан, "с помощью других степеней защиты"). Зато, включи я свой биокомпьютер на полную мощь, умей я "взлететь", я почувствовала бы и сидящую вверху над головой ворону, и уловила бы биоволны, которые я могу послать вороне бесхвостой, - и та и другая доверчиво подлетели бы ко мне и сами попросили помощи. И я смогла бы помочь... Такого достигали древние Святые, святой Серафим Саровский, святой Франциск. Безусловно, человек способен на гораздо большее, чем он собой представляет. Но святых было мало во все времена...
На первых порах первобытного существования человек сознавал, что его мозг дает ему преимущества и неудобства одновременно. На то, чтобы освоить биокомпьютер, требуется гораздо большее время, поэтому детство человека длинное по сравнению с короткими "курсами" животных.
Странно, как претерпевают изменения наши воспоминания в сознании. Я пол дня без дрожи не могла вспомнить эпизод, когда вороны мысленно совещались между собой, пока я рассматривала бесхвостую. А теперь страх забылся и помнится лишь, что бесхвостая была угрюмо грустна и мне казалось, она понимает мои мысли и то, что ей от моего сочувствия мало проку. Она словно говорила мне: "на себя бы посмотрела! Вышла из аптеки, завтра на операцию собираешься... у самой-то хвост здоровый что ли?". А, когда я отошла, та, что вверху, совершенно уверилась в моей неагрессивности и хвастливо сказала подруге, что охраняла ее... Будь она уверена, что я опасна, она бы не обнаружила бы себя раньше времени. Очевидно, животные и птицы способны к телепатии более нас. Теперь уже особенно после операции вспоминаю ту больную ворону как подружку по несчастью: у меня-то нога вылечилась, а сможет ли у птиц отрасти хвост? По крайней мере, то, что стая не бросает таких особей, очень благородно. Даже человек не всегда обладает таким благородством (впрочем, выскажу забавное предположение, что нищая ворона все равно что калека для родственников, собирающих милостыню. Мол, раз кто-то жалеет бесхвостую, то надо этим воспользоваться. Но тут же и опровергну предположение - вряд ли воронья смекалка простирается так далеко и изощренно. Кусочки булки можно найти и на помойке. Их было много на приступочке и та, что наверху, не посягала на них)