Значение аппликации для развития детей




 

Аппликация - это способ создания художественных образов из различных деталей, оторванных, отрезанных и присоединенных каким-либо образом к заданному фону. В качестве материалов могут быть: кожа, войлок, мех, ткань, соломка, бумага. Дети всегда с радостью выполняют такие работы, им приятно работать с разными цветами, вырезать и формировать композицию.

Аппликация для детей – это приобретение новых знаний, закрепление представлений, полученных ранее. Специфика этих занятий позволяет получать знания о цвете и форме предметов, их величине, о композиции. Занятия аппликацией развивают у детей композиционные знания и умения.

В зависимости от формы аппликации ее разделяют по видам: предметная, сюжетная, декоративная.

В предметной, дети учатся вырезать и наклеивать на фон различные предметы, которые отображают обобщенный, можно сказать условный образ знакомых предметов окружающего мира.

Сюжетно-тематическая аппликация развивает детей определенным действиям, связанным с данной деятельностью, согласно определенной теме или сюжету («Маша собирает грибы», «расцвел цветочек»).

Декоративная аппликация – это работа детей с орнаментами, замысловатыми узорами, украшениями образов, где дошкольники учатся и соединяют самые разнообразные детали (квадраты, круги, сухие листья, силуэты людей и животных) используя законы симметрии, отображая на фоне яркие цветовые решения. Каждый ребенок декоративно преобразует реальные предметы, обобщает их строение, наделяет образцы новыми качествами.

Рассмотрим особенности аппликации у детей дошкольного возраста.

К созданию произведений искусства побуждают художника определенные мотивы. Создатель согласно поставленной цели организует свою деятельность. Обычно, творческому процессу готовит основу опыт, накопленный ранее. Окружающий мир и деятельность создают своеобразный, индивидуальный опыт творца, который и является основой вдохновения, двигающей силой создания произведений.

У ребенка дошкольного возраста нет предварительной задумки, поскольку это характеристика психических процессов детей, их непроизвольности. Дошкольники действуют импульсивно, не планируя и не предвидя результат своей деятельности. Для ребенка главное заниматься клейкой и вырезанием, а не представлять художественный результат. Для дошкольника имеет значение только сам процесс, непосредственное делание чего-либо.

Обучение аппликации преследует несколько задач:

- используя геометрические, растительные формы, сочетать их в определенные картины;

- собирать образы предметов из разрозненных деталей; воплощать в жизнь воображаемый сюжет;

- учиться техникам вырезания из разных материалов: приклеиванию, пришиванию, плетению;

- формировать чувство целостности изображенного, требуемого соотношения частей композиции.

В зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта функции аппликации изменяются и конкретизируются. Аппликации для детей 2 лет уже уместны. Знакомство с аппликацией происходит еще в первой младшей группе.

В возрасте 2-3 лет дети очень чутко реагируют на предложение взрослого сделать что-либо, повторить за старшим незнакомые еще действия. И главная задача взрослого – используя это желание детей, обучить их новым действиям.

Задачи занятий аппликацией в этом возрасте самые простые: обучить детей действовать с материалом, прежде всего с бумагой, показать, что с этим можно производить всевозможные операции: от скатывания до комкания; учить использовать свойства материала для создания чего-то нового: учить описывать словами изученные свойства бумаги, ее цвет, форму, блеск, шуршание и т.д.

Развивать стремление ребенка подражать взрослому, делать такие же движения и участвовать в создании художественных изделий и творить свои маленькие проекты;

Познакомить детей с простыми инструментами, необходимыми для создания аппликации, также приемами и техниками вырезания, наклеивания; поддерживать заинтересованность детей выполнять новые действия, изучать простейшие приемы и техники аппликации, повторяя их за взрослым и самостоятельно выполняя определенные действия;

Учит понимать красоту созданных художественных произведений, чувствовать и эмоционально реагировать на работу и готовые изделия, любоваться ими и делиться этими ощущениями;

Задачи аппликации для детей 3 лет более сложные:

- обучать дошкольников компоновать узоры из разных деталей на отличных формах, будь то круг, ромб или полоска;

- учить детей из отдельных деталей составлять готовые знакомые образы (деревья, домики, животные) как и простые сюжеты, наблюдаемые детьми ранее (машины на дороге, игра детей в песочнице);

- учить правильно держать ножницы, безопасно для себя и окружающих пользоваться ими, при этом выполняя простые требования взрослого; учиться наносить клей на детали, размазывая его по всей поверхности и только по контуру;

- учить детей осознавать необходимые действия для выполнения работы, следить за порядком движений (составление узора, выкладывание его на форму и затем наклеивание каждой части композиции);

- развивать эстетическое восприятие предметов и образов, формировать вкус.

Аппликации для детей 4 лет решают следующие задачи[10]:

- учить использовать для вырезания разные материалы (бумага, поролон, растительные формы), пользуясь простыми приемами;

- учить детей работать с природными материалами, создавать картины из сухих листьев, иголочек, опробовать техники приклеивания таких деталей к фону;

- расширять темы и сюжеты аппликаций, обогащая жизненный опыт дошколят, знакомить их с художественными, литературными произведениями и просто образами, которые встречаются в природе, окружающем мире;

- учить составлять композицию из большего количества геометрических и растительных деталей;

- в качестве фона выбирать отличные фигуры (круг, овал).

Аппликации для детей 5 лет также своеобразны. Чем больше занятий аппликационной деятельностью, тем сложнее приемы, которые должны использовать дети. В этом возрасте дети знакомятся с симметрией, узнают и вырезают силуэты фигур, учатся обрывать и плести. Также могут пользоваться сразу несколькими техниками изготовления работы. На занятиях аппликации для детей 6 лет, взрослый помогает ребятам осваивать новый способ соединения детали и фона, например, пришивание к ткани. Обогащаются сюжеты аппликации, становятся разнообразнее и сложнее, появляются более мелкие детали, увеличивается их количество.

Аппликации для детей 7 лет с выполнением всех указанных ранее требований переходят из разряда обучения в творческое самовыражение, самостоятельную деятельность дошкольника.

Особенно важны при выборе методов обучения предварительная подготовка к занятию и сам ход работы. Перед началом занятия необходимо ознакомить детей с чем, что им необходимо будет изобразить. А также потренировать детей в сравнении форм и цветов предметов. В этом значимы развитие внимания, восприятия детей, обучение их умению анализа.

Дошкольникам все действия с предметами должны быть продемонстрированы, будь то вырезание или наклеивание. Проведение непосредственно занятия должно быть только в игровой форме. Именно так дети будут лучше воспринимать увиденное, и показывать хороший результат.

Сюрпризы, интересные игрушки простимулируют интерес дошкольников, вызовут активность к представленному действию.

Для просмотра детских работ необходимо организовать своеобразную выставку. Она обязательно должна быть окрашена положительными эмоциями.

В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по изучению формы, цвета окружающих предметов. Знания об окружающем уточняются и расширяются. Этого можно достичь, обводя рукой контуры предметов, изучать изображенные предметы и наблюдать за происходящим в окружающем мире.

Безусловно, перед началом работы необходимо детально изучить, рассмотреть предложенный материал. Взрослый предоставляет детям слово в описании предмета, в его изучении и анализе. Составляя какую-либо композицию из отдельных кусочков, компонуя части своеобразных узоров, дошкольники учатся еще и вырезанию. Необходимые для выполнения задачи действия взрослый предварительно показывает и подробно объясняет.

Часто детям нужно дать попробовать воспроизвести то или иное действие: правильно взять в руки ножницы или проделать движения ими в воздухе, провести пальцами по будущей линии разреза. Учить анализировать детские работы необходимо только в положительных эмоциях, подбадривая детей.

В возрасте 6-7 лет уже знакомые образы у детей становятся еще более понятными и близкими. В обучении все большее значение приобретает наблюдение за окружающим, анализ и сравнение различных характеристик образов. При подготовке к занятию взрослый не использует образцы, только если работа достаточно сложная и может вызвать трудности у детей. Тяжело дошкольники воспринимают симметрию, соответственно им нелегко ее воспроизвести. С развитием внимания и восприятия дети понимают «половину предмета» и потом используют этот прием[11].

Поскольку занятия идут систематически и дети уже имеют опыт в создании аппликации, взрослый обучает в большей части словами, а не наглядными средствами. Воспитатель на данном этапе помогает проявлению индивидуальных художественных возможностей, развивает самостоятельность дошкольников. Важным является также обучение анализу работ, поиску ошибок, а также умению корректно высказать критическое мнение.

Занятие аппликацией имеют большое значение в гармоничном умственном, психическом, физическом развитии детей дошкольного возраста.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: