Что такое репортаж. Основные виды. Теоритическая часть




Репортаж – наиболее распространенный, действенный, ведущий жанр тележурналистики. Термин «репортаж» происходит от фр. reportage и англ. report, что означает сообщать. Общий корень этих слов – латинский: reporto (передавать).

 

Возник термин в середине прошлого века, но вполне понятно, что и до появления его в периодической печати встречались сообщения, содержащие некоторые репортажные элементы. Однако потребовались годы и годы, прежде чем репортаж приобрел качества самостоятельного жанра, и появилась профессия репортера, т. е. «сообщающего новости», своеобразного посредника между аудиторией и событием.
Таким образом, репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. Особо отметим последнее обстоятельство, ибо сообщение новостей является целью и других информационных жанров. Но в репортаже на первый план выходит личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа, что не противоречит объективности этого информационного жанра.


В газете и на радио репортер должен словами «нарисовать» событие, поэтому описательная функция – главная в творческой работе газетного и радиорепортера. Совершенно иначе обстоит дело на телевидении: телекамеры наблюдают саму жизнь; репортер смотрит на событие глазами телезрителя (точнее, телезрители видят события глазами оператора и репортера). А поскольку описательная функция осуществляется камерами, репортеру остаются закадровые пояснения, рассказ о неочевидных обстоятельствах происходящего.


Поэтому и нет никакого противоречия в том, что, с одной стороны, телерепортаж отражает жизнь в формах самой жизни, т.е. максимально приближен к реальной действительности, объективен по сути своей, а с другой стороны, сущностным свойством жанра становится то, что субъективное восприятие события репортером выходит на первый план, журналист в большинстве случаев выступает свидетелем, а иногда и участником отражаемого действия. (Исключения случаются, когда репортер ведет рассказ, сидя в студии и наблюдая за действием на экране монитора.)


По способу трансляции различают:

- прямой репортаж

- фиксированный

Прямой репортаж транслируется в эфир в момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижной телевизионной станции (ПТС). Невозможность показать событие в момент его свершения или в его реальном временном объеме требует его фиксации.


Особенности звукового сопровождения позволяют говорить о двух разновидностях телерепортажа:

- синхронный (термин возник во время появления на телевидении синхронных камер, позволяющих одновременно фиксировать изображение и звук, а следовательно, обеспечить на экране совпадение произносимых слов и артикуляции говорящего человека) – это репортаж, содержащий естественные шумы и речь участников(более известный как «без комментариев»),

- и немой (так говорят практики, имея в виду отсутствие звукового сопровождения с места событий); закадровый текст читает теледиктор; следует сказать, что данная разновидность репортажа все реже употребляется в практике крупных телестудий. Нельзя, впрочем, отрицать, что и у этой разновидности телерепортажа есть своя сфера применения, скажем, официальность сообщения. Чаще всего звуковое сопровождение – комбинируемое.


К типологическим особенностям репортажей относится и деление их на событийные, тематические и постановочные. В первом случае речь идет о показе реального события, протекающего независимо от репортера, задача которого – по возможности точно и достаточно подробно проинформировать об этом.

В тематическом репортаже автор-журналист подбирает объект показа и происходящие на нем события в соответствии с избранной темой, заданной идеей телевизионного произведения.

Наконец, в условно называемом постановочном репортаже журналист откровенно выступает организатором события. Подобная организация может быть интересной и полезной, а может – вредной и непрофессиональной.

 

Некомментированный репортаж (или трансляция) используется в прямом эфире при показе важнейших общественно-политических или культурных событий, где интерес для зрителей представляет все происходящее, без каких бы то ни было исключений. Сюда относятся имеющие основополагающее значение заседания высших законодательных органов страны, пресс-конференции отечественных и зарубежных государственных деятелей, представляющие всеобщий интерес, спортивные состязания, в которых комментарий сведен до минимума. Наконец, трансляция некоторых концертов, спектаклей в какой-то мере соответствует жанру некомментированного телевизионного репортажа.


В комментированном репортаже активно действующей фигурой наряду с операторами, режиссером, звуковиками становится репортер. И хотя, как правило, на протяжении всей передачи он остается за кадром, а само событие нередко предстает перед ним на экране монитора как результат режиссерско-операторского отбора, для зрителя именно репортер как очевидец события наиболее осведомлен в том, что происходит по ту сторону экрана. Репортер – это «гид» телезрителя, своим живым, образным словом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным отношением к событию помогающий понять суть экранного действия.


В событийном репортаже определяющим является само событие, последовательность его развития. Слово репортера не организует, не ведет действие, но следует за ним. Работа репортера, ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна. Он не имеет возможности, подобно газетчику, размышлять над каждым словом, каждой фразой, затем перечитать свой материал, отредактировать, «выправить» его. Ведя передачу «по живому», он часто сталкивается с неожиданными ситуациями, находясь нередко в том же положении, что и зритель: так же изумляясь, так же «болея», как и сидящие у телевизора. Подготовка к репортажу сводится к сбору предварительных сведений о предстоящем событии, к написанию «заготовок», где были бы и яркий, запоминающийся образ, и остроумная фраза.

 

Тематический (его называют также «обозренческий», в других случаях «проблемный») репортаж связан чаще всего с показом интересного для зрителей регулярно происходящего действия. Это может быть репортаж с городских улиц о состоянии дорожного движения или торговли, репортаж из мастерской художника, и т. п.
Такой репортаж требует сценарной подготовки, определения ключевых моментов действия и последовательности показа. Слово репортера здесь ведет за собой режиссуру (в случае прямого эфира); репортер становится участником действия.


Наконец, тележурналист может сам смоделировать событие. Этот метод получил название «спровоцированная ситуация». Точнее было бы говорить о ситуации, «спроектированной» журналистом, ведь провокация – вызов к действиям, которые могут повлечь тяжелые последствия для провоцируемого, а в репортаже подобное недопустимо. Предполагается лишь естественная реакция людей на те или иные предлагаемые обстоятельства. Часто метод сочетается с использованием скрытой камеры.


Поскольку событийный репортаж выполняет информационную функцию, а тематический (проблемный) – чаще всего культурно-просветительскую и социально-педагогическую, исследуя жизнь в различных ее проявлениях, жанр репортажа является переходным и может решать задачи, свойственные аналитической публицистике.

 

2. «Изготовление » репортажа (по собственному опыту):

1. Предварительная подготовка перед выездом на «точку» - место съемок. Если это тематический или «постановочный» репортаж, то заранее определяются: основная линия материала, главный конфликт и, соответственно, выбираются герои, места съемок. При выезде на событийный репортаж – есть возможность подготовится теоретически – узнать подоплеку события, биографию участников и программу действий и т.д..

2. Работа на «точке». Зачастую, нельзя составить точный сценарий репортажа. Он может меняться из-за возникающих обстоятельств на месте съемки. Поэтому надо иметь предварительные «наброски» - какие стороны необходимы, нужен ли герой или нет и т.д.

3. Работа с оператором. Так как на телевидении самое главное это «картинка», то глаза корреспондента, это глаза оператора. Необходимо объяснить главную идею материала оператору и указать детали, а возможно даже отдельные планы и ракурс. Лучше всего давать оператору задания глаголами, т.е. действиями. Например, (чтоб показать, что человек грязный) сними, как человек чешется.

4. Работа с респондентами. Для раскрытия истории, проблемы иногда требуется Герой – человек, глазами которого рассказывается происходящее. Кроме того, для живости и правдоподобности происходящего используют не только постановочные планы. Необходимо придать жизни – для этого используют лайфы – то есть, героя просят сделать привычные действия (разговор с соседом, дойку коров и тд). Иногда необходимо спровоцировать респондента, чтобы получить хороший лайф. Кроме того, отдельно специально снятые интервью называются синхронами. Их лучше писать в той обстановке, о чем идет речь в материале. Вообще, главная задача – это иллюстрирование. Каждое слово должно подтверждаться кадром.

5. Стенд ап. Это немаловажная часть репортажа, когда корреспондент появляется в кадре. Однако, это должно быть продиктовано четкой необходимостью. Или корреспондент показывает то, чего нельзя показать или продемонстрировать на «картинке», или в подтверждении того, что он действительно был на месте событий. Ради показа себя любимого лезть в кадр не стоит.

6. Отсмотр картинки и написание текста. На западном телевидении практикуют процесс обратный нашему. Там сначала монтируют полностью видеоряд, а только потом, под него пишут закадровый текст. На российском тв первоначально отсматривает материал журналистом, затем пишет текст, и совместно с монтажером составляет единый видеоряд под него. В репортаже важны первые 10 секунд, если они не «зацепили», зритель переключит канал. Поэтому необходимо начинать с самого интригующего кадра, лайфа и тд.

7. Использование графики. То, что невозможно показать картинкой в полной мере, например, автомобильные развязки или путь из одного города в другой, можно изобразить графическими рисунками – главное, проиллюстрировать зрителю процесс и дать полное понимание как это выглядит, работает и тд.

 

3. Анализ собственного репортажа.

 

Проблемный репортаж «Полицейский произвол в Пушкине».

Информация о том, как индивидуального предпринимателя «зажимают» сотрудники полиции была получена по телефону. Первоначально определила необходимых спикеров, героев и места съемки, договорились по телефону, отправили запросы.

1. Первая точка – адвокат потерпевшей Вадим Керн. Его задача – объяснить юридические законные нарушения в действиях полиции. По картинке: журналист, вместе с адвокатом, смотрят видеоматериал, на котором зафиксированы неправомерные действия полиции. Комментарии прописываются лайфами. Показываются так же материалы дела. Отдельно пишется синхрон.

2. 2. Вторая точка – пустой склад, на котором раньше хранился товар индивидуального предпринимателя. Прописывается лайф о том, что ничего не осталось, за 5 проверок сотрудники полиции все изъяли.

3. Третья точка – место бывшей торговли. Предприниматель объясняет, почему к нему так часто наведывалась полиция, почему соседи до сих пор торгуют.

4. Четвертая точка – администрация пушкинского района. Официальный комментарий от начальника сектора потребительского рынка.

Итого: в тематическом репортаже представлены все стороны конфликта, таким образом, информация представлена объективно. События и места съемки сменяются довольно быстро, много эмоциональных лайфов, хронометраж – меньше 3-х минут, поэтому материал смотрится живо. Есть точки противостояния – например, лайф предпринимателя о произволе полиции и тут же комментарий чиновников, что все права соблюдены. Так же используется любительское видео, которое хорошо иллюстрирует ситуацию.

Ссылка на сюжет прилагается. https://www.tv100.ru/news/policeyskiy-proizvol-v-pushkine-65525/

 

 

Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства

Факультет актерского мастерства и режиссуры

Кафедра режиссуры телевидения

Курсовая работа студента 4 курса

Чайковской Марии Сергеевны

Мастерская В. Н. Григорьева

и А. М. Григорьевой

 

"Репортаж - основной жанр телевидения"

 

 

Санкт-Петербург 2012

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: