ОСНОВЫРАСЧЕТА И ВЫБОРА УЗЛОВ МЕХАНИЗМОВ ПОДЪЕМА И ПЕРЕДВИЖЕНИЯ МОСТОВОГО КРАНА
Методические указания
1. Расчет механизма подъема груза
2. Расчет механизма передвижения.
Литература
Приложение
Введение
Мостовой кран - грузоподъемная машина циклического действия, предназначенная для подъема и перемещения груза в пространстве (рис. 1). Мостовые краны применяются для строительных работ, а также для обслуживания технологического оборудования цехов и складов производственных предприятий. Типовой мостовой кран включает мост 1, перемещающийся на ходовых колесах 2 по подкрановым путям 3 вдоль цеха. По мосту перемещается тележка 4, снабженная механизмом подъема груза 5. Механизм передвижения крана установлен на мосту, а механизм передвижения тележки - непосредственно на тележке. Таким образом, перемещение груза может происходить в трех взаимно перпендикулярных направлениях. Управление всеми механизмами совершается из кабины 6, прикрепленной к мосту.
Основные параметры мостового крана:
Q, т - грузоподъемность; QК, т - масса крана; H, м - высота подъема груза; L, м - пролет крана; А, м - база крана; VГ , м/мин - скорость подъема груза; VК, м/мин - скорость передвижения крана; VТ, м/мин - скорость передвижения тележки.
При расчете в качестве исходных данных принимаются величины параметров Q, VГ, H, VП, QК, а также назначается режим работы: легкий - Л (продолжительность включения ПВ = 15%); средний - С (ПВ = 25%); тяжелый - Т (ПВ = 40%).
Расчет механизма подъема груза
На рис. 2 представлена схема механизма подъема груза, где обозначено: 7 - электродвигатель; 8 - упругая муфта с тормозным шкивом; 9- тормоз; 10 - редуктор; 11- муфта зубчатая; 12 - барабан; 13 - полиспаст; 14 - балансирный блок; 15 - подвижный блок;
![]() |
Рис. 1. Схема мостового крана |
![]() |
Рис. 2. Схема механизма подъема груза |
Выбор полиспаста.
Полиспастом называется система неподвижных и подвижных блоков, огибаемых канатом, служащая для выигрыша либо в силе, либо в скорости.
Крановые полиспасты выполняются простыми (одинарными) или сдвоенными.
В простом полиспасте на барабан набегает одна ветвь каната, а в сдвоенном - две ветви.
Кратностью полиспаста называется отношение скорости движения ветви каната, набегающей на барабан, к скорости подъема груза.
Для простого полиспаста кратность равна числу ветвей каната, несущих груз, а для сдвоенного полиспаста - отношению числа ветвей каната, несущих груз, к числу ветвей, набегающих на барабан, т.е. половине числа ветвей каната, несущих груз.
В мостовых кранах применяются только сдвоенные полиспасты, обеспечивающие строго вертикальный подъем груза и постоянство нагрузок на опоры барабана.
Кратность сдвоенного полиспаста выбирается исходя из следующих рекомендаций:
Грузоподъемность Q, т | Кратность a |
5…10 | |
11...15 | |
16...20 |
1.2. Расчетное усилие в одной ветви каната, набегающей на барабан:
, кН (
, т),
где дополнительно обозначено:
q = 0,05Q - масса грузозахватных устройств;
g = 9,81 мс-2 - ускорение свободного падения;
hn - коэффициент полезного действия (к.п.д.) полиспаста, вычисляемый по формулам, приведенным в таблице 1, где h - к.п.д. одного блока:
h = 0,97...0,98 для блоков на подшипниках качения;
h = 0,94...0,96 для блоков на подшипниках скольжения.
Таблица 1
a | h |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
>4 | ![]() |
В среднем можно принять: при a = 2 hп =0,98; при a = 3 hп = 0,96; при a = 4 hп = 0,94.
1.3. Расчет (выбор) каната.
Расчет каната производится по величине разрывного усилия Sp исходя из условия Sp ³ КSб, где K - запас прочности, принимаемый по нормам Госгортехнадзора в зависимости от режима работы (таблица 2):
Таблица 2
Режим работы | К |
Л | |
С | 5,5 |
Т |
По таблицам (1, стр. 11 или Приложение 1) в зависимости от Sp выбирают канат диаметром dк. Рекомендуется применять канат с линейным контактом (касанием) проволок - ЛК.
1.4. Определение размеров барабана.
Расчетный диаметр барабана и блоков (рис. 2): Dб ³ edк, мм (округлить до целых см), где е - коэффициент, принимаемый по нормам Госгортехнадзора в зависимости от режима работы (таблица 3):
Таблица 3
Режим | e |
Л | |
С | |
Т |
Диаметр барабана и блоков, измеренный по дну желоба:
D = Dб - dк
Шаг нарезки барабана: t = dк +(2...3) мм.
Радиус канавки: R = 0,54dк.
Глубина канавки: с = 0,3dк.
Число витков на каждой стороне барабана:
Z = aH / p Dб + Z0,
где Z0 = 2 - число запасных (несматываемых) витков, оставляемых для разгрузки крепления конца каната к барабану (по нормам Госгортехнадзора Z0 = 1,5).
Длина нарезной части барабана: lн = Zt.
Длина гладкой части барабана: lГ = 50...80 мм.
Полная длина барабана с учетом участков для крепления каната: L = 2lн + lГ + 8t.
Толщина стенок барабана определяется из условия прочности кольца, нагруженного равномерно распределенным по его внешней поверхности давлением (рис. 3), по формуле Ляме [2]:
sсж = 2pD2/(D2 - D12) » Sб /dt £ [sсж],
где: p = 2Sб /Dt; D1 = D - 2d, [sсж] – допускаемые напряжения сжатия.
Для чугунных литых барабанов [sсж] = sв сж /k, для стальных литых барабанов [ sв сж] = s т /k, где k - запас прочности (k = 4,25 для чугуна; k = 1,5 для стали).
Например, для барабана из чугуна СЧ15 sв сж = 650 МПа, [sсж] = 650/4,25 = 153МПа, для барабана из стали 55Л s т = 350 МПа, [sсж] = 350/1,5 = 233МПа.
Толщина стенки барабана: d = Sб /[sсж]t, мм (Sб, Н; t, мм). Для барабана из стали необходимо принимать d ³15мм, для барабана из чугуна - d ³12мм.
Примечание: проверка прочности барабана с учетом его изгиба и кручения в данном расчете не производится, т.к. условие d ³ 12мм и d ³ 15 мм гарантирует достаточный запас прочности.
Выбор электродвигателя.
Скорость навивки каната на барабан: Vкб = aVГ, м/мин.
Частота вращения барабана:
nб = 1000Vкб /pDб, об/мин (Dб, мм).
Вращающий момент на валу барабана:
Tб = 2Sб Dб /2×103 = Sб Dб /103, Нм (Dб, мм; Sб, Н).
Требуемая мощность электродвигателя:
P = Tб nб /9550hмех, кВт,
где: hмех = hбарhред - к.п.д. механизма;
hбар = 0,96 - к.п.д. барабана;
hред = 0,90 - к.п.д. редуктора;
По таблицам (1, стр. 75 или Приложение 2) выбирают электродвигатель серии МТВ (с фазным ротором) с учетом заданного режима работы (ПВ %). Двигатель с фазным ротором позволяет регулировать величину пускового момента. Для выбранного электродвигателя выписать:
Pдв - мощность, кВт;
nд0в - частота вращения, об/мин;
I - момент инерции ротора, кг×м2;
Tmax - максимальный вращающий момент, Нм; (в таблицах этот момент обозначен через Mmax в деканьютонах (дан), т.е. необходимо принять Tmax = 10 Mmax.
dдв - диаметр вала двигателя, мм (1, стр. 76 или Приложение 3);
hдв - к.п.д. двигателя.
1.6 Выбор редуктора.
Требуемое передаточное отношение редуктора:
iред. тр = nдв /nб.
По таблицам (1, стр. 66 или Приложение 4) выбираем редуктор серии Ц2 с учетом ПВ, считая, что мощность и частота вращения двигателя равны соответственно мощности и частоте вращения на быстроходном валу редуктора:
PБ = Pдв, nБ = nдв.
Если для выбранного редуктора iред значительно отличается от требуемого iред. тр, то нужно выбрать электродвигатель с другой частотой вращения и повторить подбор редуктора. Можно, также, увеличить диаметр барабана.
1.7. Время разгона (пуска) механизма подъема груза.
Время разгона tп определяют из формулы:
Tпуск ср = Tc +1,15(I + Iм)p nдв /30tп +
+ 1000(Q + q)VГ Dб /120aiредhпhмехtп,
где дополнительно к ранее введенным обозначениям:
Tc = Tб /iредhмех - момент сопротивления от груза, приведенный к валу электродвигателя;
Tпуск ср » 0,5(Tmax+Tc) - среднее значение пускового момента для электродвигателя серии МТВ;
Iм - момент инерции упругой муфты со шкивом, выбираемой по диаметру вала электродвигателя dдв (1, стр. 36, рис. 1 или Приложение 5).
Примечание: Q, q, т; VГ, м/мин; Dб, м;
1.8. Ускорение груза при разгоне (пуске) механизма:
jГ = VГ /60tп£ [jГ] м/с2 ,
где [jГ] - рекомендуемое значение ускорения.
Для монтажных кранов [jГ] = 0,1 м/с2.
Для кранов механосборочных цехов [jГ] = 0,2 м/с2.
Для перегрузочных кранов [jГ] = 0,8 м/с2.
В случае, если jГ >[jГ], то следует уменьшить Tпуск ср, например, за счет введения добавочных сопротивлений в цепь ротора (для электродвигателей с фазным ротором).
1.9. Выбор тормоза.
Статический тормозной момент, приведенный к валу электродвигателя:
Tт ст = Tб h мех h 2п /i ред, Нм. (h2п учитывает, что силы сопротивления в полиспасте уменьшают тормозной момент, а также то, что ранее при определении Sб величина hп была учтена в знаменателе соответствующей формулы).
Тормозной момент, который должен обеспечить тормоз:
Tт = Кт Tт ст,
где Кт - коэффициент запаса торможения (таблица 4).
Таблица 4
Режим работы | Кт |
Л | 1,5 |
С | 1,75 |
Т | 2,0 |
ВТ | 2,5 |
По величине Tт с учетом режима работы выбирают тормоз колодочный для работы на переменном токе (1, стр. 43 или Приложение 6).
2. Расчет механизма передвижения.
Схема механизма передвижения крана представлена на рис. 3.
![]() |
Рис. 3. Схема механизма передвижения |
2.1. Выбор электродвигателя.
Сопротивление передвижению крана на горизонтальном пути:
W = Q0 g(2m + fd)kp /Dк, кН,
где: Q0 = Q + q + Qк , т;
Q, q, Qк - соответственно масса груза, крюковой обоймы и крана;
Dк - диаметр ходового колеса; m - коэффициент трения качения;
f - коэффициент трения в цапфе колеса (f = 0,015 - для подшипников качения);
d - диаметр цапфы, определяемый из соотношения d = Dк /(6...8);
kp - коэффициент, учитывающий трение в ребордах (kp = 2,5...3,5 для колес с цилиндрическим ободом).
Диаметр ходового колеса, его ширину bк и коэффициент трения качения принимают в зависимости от грузоподъемности крана (таблица 5).
Таблица 5
Грузоподъемность крана Q, т | |||
Диаметр колеса Dк, мм | |||
Рабочая ширина колеса bк,мм | |||
Коэффициент трения качения m, мм | 0,5 | 0,6 | 0,6 |
Сопротивление от уклона пути:
Wy = Q0g sin0,50 » 0,01Q0g, кН.
Требуемая мощность электродвигателя:
P = (W + Wy)Vк /60h ред, кВт,
где: Vк - заданная скорость передвижения крана, м/мин;
h ред - к.п.д. редуктора (h ред = 0,9).
Выбирают крановый электродвигатель типа МТВ (1, стр. 75 или Приложение 2).
Выписывают основные данные электродвигателя, необходимые для дальнейших расчетов: Pдв, nдв, Tmax, I, dдв,hдв.
2.2. Выбор редуктора.
Требуемое передаточное отношение редуктора iред тр = nдв /nк, где nк = Vк /pDк - частота вращения колеса, об/мин.
По данным каталога (1, стр. 66 или Приложение 4) выбирают редуктор серии Ц2 с передаточным отношением iред, близким к требуемому.
2.3. Определение ускорения при разгоне крана.
Время разгона крана tр определяют из формулы:
Tпуск ср = Tcс +1,15(I + Iм)p nдв /30tр + 1000 Q0 Vк Dк /120iредhредtр,
где: Tcс - момент статических сопротивлений на горизонтальном участке, приведенный к валу электродвигателя, определяемый по формуле: Tcс = 0,5DкW/iредhред, Нм (Dк, м);
Tпуск ср » 0,5(Tmax +Tcс) - среднее значение избыточного движущего момента при разгоне крана;
Iм - момент инерции муфты со шкивом (кгм2), выбираемой по данным каталога (1, стр. 36, фиг.1 или Приложение 5) в соответствии с dдв.
Ускорение при разгоне крана: jк = Vк /60tр, м/с2.
2.4. Проверка на буксование ведущих колес (на прочность сцепления колес с рельсами).
Допускаемое ускорение по условию прочности сцепления колес с рельсами:
[jк] = jgm /1,2n - (W - Wпр)/Q0, м/с2,
где: j = 0,2 - коэффициент сцепления колеса с рельсом;
g = 9,81 м/с2 - ускорение свободного падения;
n = 4 - общее число колес;
m - число приводных колес (обычно m /n = 1/2);
Wпр = Q0gmfd /p Dк - сила трения в цапфах приводных колес (эта сила является внутренней и не влияет на прочность сцепления).
Условие отсутствия буксования: jк £ [jк].
Если это условие не удовлетворяется, необходимо уменьшить пусковой момент электродвигателя механизма передвижения.
2.5. Расчет ходовых колес моста (рис. 3).
Принимаем колеса с цилиндрическим ободом.
Эквивалентная нагрузка на ходовые колеса:
Pэ = кд кн Рс , Н,
где: Рс - максимальная нагрузка на ходовое колесо;
кд = 1,1...1,3 - коэффициент динамичности, учитывающий влияние неровностей и наличие стыков;
кн = 2 - коэффициент неравномерности нагрузки по ширине рельса.
Рс = 1000g[(Qк - Qт)/4 + (Q+q+Qт)(L - l)/2L],Н,
где: L = 18 м - заданный пролет крана;
Qт » 0,15Qк - масса тележки;
l» 1 м - недоход тележки до опоры моста.
Эквивалентные контактные напряжения при взаимодействии цилиндрического колеса с плоским рельсом:
sэ = 0,167кf , МПа,
где: кf = 1,05...1,1 - коэффициент, учитывающий тангенциальную нагрузку от сил трения;
Rк = 0,5Dк - радиус колеса, мм;
Е - модуль упругости (0,21×106 МПа);
bк - рабочая ширина колеса.
Прочность колес обеспечена, если sэ £ [sэ],
где: [sэ] = 510 МПа - для нормализованной стали 45;
[sэ] = 650 МПа - для нормализованной стали 50Г2.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александров М.П. Подъемно-транспортные машины. Атлас конструкций.- М.: Высш. шк., 1979 г.
2. Александров М.П. Подъемно-транспортные машины.- М.: Высш. шк., 2000 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
![]() |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 |
![]() |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 |
![]() |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 |
![]() |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 |
![]() |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 |
![]() |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Исходные данные для расчета мостового крана
№ вар. | Грузоподъемность Q, т | Высота подъема груза Н, м | Скорость, м/мин | Режим работы | Масса крана с тележкой Qк, т | |
подъема груза VГ | передвижения Vк | |||||
5,0 | 12,5 | С | 17,7 | |||
6,3 | 14,0 | C | 19,5 | |||
8,0 | 10,0 | T | 21,6 | |||
10,0 | 12,0 | Л | 37,3 | |||
12,5 | 13,0 | С | 35,0 | |||
16,0 | 10,0 | С | 36,3 | |||
6,3 | 13,5 | С | 32,5 | |||
5,0 | 14,5 | Т | 19,2 | |||
8,0 | 14,0 | Л | 23,6 | |||
12,5 | 10,0 | С | 33,0 | |||
10,0 | 11,0 | С | 33,8 | |||
12,5 | 10,5 | Т | 32,7 | |||
6,3 | 11,5 | Т | 30,5 | |||
8,0 | 12,0 | С | 30,2 | |||
12,5 | 13,0 | С | 29,3 | |||
10,0 | 9,5 | C | 40,0 | |||
8,0 | 11,0 | C | 33,6 | |||
6,3 | 9,5 | T | 35,0 | |||
16,0 | 10,0 | C | 35,3 | |||
5,0 | 12,5 | C | 21,2 | |||
10,0 | 13,0 | C | 24,3 | |||
12,5 | 12,5 | 13,0 | C | 24,3 | ||
8,0 | 11,0 | C | 29,0 | |||
5,0 | 12,5 | Л | 27,3 | |||
10,0 | 11,5 | Л | 26,8 |