ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ проводится в следующем порядке.




1. Перекодировать логические значения ответов в соответ­ствии с ключом.

 

№ воп­рос ответ Логическое выражение
да нет Условие, которое должно быть выпол­нено Усло­вие соблю­дено Усло­вие не соблю­дено
           
           
      Совпадение значения с ответом на во­прос № 8    
           
           
      Указанное значение должно быть боль­ше 0    
      Указанное значение должно быть боль­ше 18    
           
           
           
           
           
           
           
           
           
       
      Выбор одного из варианта ответов    
           
           
      3 1 0
        Выбор одного из варианта ответов      
               
               
        3 1 0  
        Выбор одного из варианта ответов      
               
               
               
        Выбор варианта ответа № 6) 1 0  
        Выбор одного из варианта ответов      
               
               
               
        4 1 0  
        Выбор одного из варианта ответов      
               
               
               
               
        Совпадение значения с ответом на во­прос № 25      
        Совпадение значения с ответом на во­прос № 28      
        Совпадение значения с ответом на во­прос № 27      
        Совпадение значения с ответом на во­прос № 28      
               
        Совпадение значения с ответом № 7      
               
               
 

2. Подсчитать сумму баллов по каждой из характеристик ро­дительской роли и аспектов этнической идентичности в соответ­ствии с таблицами:

ХАРАКТЕРИСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОЙ РОЛИ

Таблица 45

Исследуемый параметр Сумма баллов в ответах
стереотипность Ст 1 2 18 - вариант ответа 2
устойчивость Уст 11 15 30 31
присвоение примера родителей Ппр 3 - соблюдение условия 19 - вариант ответа 1 20 - вариант ответа 1 30
внезапность перехода к родительской роли Вн 4 5 18 - вариант ответа 3
раннее усвоение РУ 12 13
принятие ответственности Отв 6 - соблюдение условия 7 - соблюдение условия 19 - вариант ответа 3 22 - вариант ответа 3 29 - соблюдение условия

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Таблица 46

Исследуемый параметр Сумма баллов в ответах
КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ИДк 9 10 14 17 23 - вариант ответа 4
СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИДс 1 9 - вариант ответа 2, 20 - вариант ответа 2, 23 - вариант ответа 3, 21 - вариант ответа 6, 26 - соблюдение условия 27 - соблюдение условия
ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ ИДл 20 - вариант ответа 3 23 - вариант ответа 2 24 - соблюдение условия 25 - соблюдение условия

3. Сделать заключение о степени выраженности каждого из национально—этнических компонентов родительской роли в со­ответствии с таблицей:

 

 

Компоненты родительской роли сумма баллов по шкалам Степень выраженности
низкая сред­няя высо­кая
Культурно-этнический ИДк + Ст + Ру 0-5 6-8 9-10
Социально-этнический ИДс + Ппр + Отв 0-7 8-10 11-16
Индивидуально-этнический ИДл + Уст + Вп 0-5 6-8 9-11

2. определить социально—ролевую адекватность исполнения родительской роли по формуле и сделать заключение согласно та­блице 5.

ИДк + ИДс - ИДл + Ст + Уст - Ппр - Вп + Ру + Отв

низкая средняя высокая очень высокая
0 - 2,99 3,0 - 3,99 4,0-5,0 5,1 и выше

Интерпретация результатов

Высокие показатели по шкале социально—ролевой адекватно­сти исполнения родительской роли говорят об отсутствии противо­речий в структурно-ролевых позициях членов семьи, находящейся в условиях иноэтнической ситуации, при этом адекватность ис­полнения родительской роли отца тем выше, чем более развит ее культурно—этнический компонент. Низкие показатели поданной шкале говорят о затрудненной адаптации родителей в инокультур-ной среде и рассогласовании в структуре социальных ролей, вы­полняемых в семье.

Однако следует отметить, что в условиях иноэтнической ситу­ации высокоадекватное выполнение родительской роли надынди­видуально связано со склонностью родителей к построению соци­ально желаемого образа ребенка. Родители требуют от своих детей социальных успехов и достижений, опираясь на свои представле­ния и ценности, а не на знание возможностей ребенка. Если же их надежды не оправдываются, то высокие требования в безогово­рочном подчинении сменяются воспитательной неуверенностью со стороны матери и проекцией на ребенка собственных нежела-емых качеств со стороны отца. Родители склонны предъявлять к своим детям чрезмерные требования и запреты, пытаясь оградить их от «дурного влияния».

Как для отцов, так и для матерей высокие показатели по дан­ной шкале тесно связаны с выраженностью социального аспекта этнической идентичности — использование языка доминирую­щего этноса для общения в своей семье, идентификация с доми­нирующей нацией, следование принятым в обществе нормам и требованиям в воспитании детей, альтруистичность. Кроме того, родительская роль отца отличается устойчивостью в принятии и исполнении, а матерью она воспринимается в соответствии со сложившимися в ее окружении стереотипами («семья без детей — не семья», «быть матерью — долг каждой женщины» и т. п.).

Позиция родителей по отношению к детям в семье тесно свя­зана с тем, какой из национально-этнических компонентов пре­обладает в структуре родительской роли.

В частности, культурно-этнический компонент указывает на склонность к авторитарности. Его преобладание отражает готов­ность родителей тратить много сил и времени на воспитание, а также высокую тревожность и даже фобию утраты ребенка. След­ствием этого является стремление избавить «чадо» от трудностей жизни, искусственное продление зависимости от семьи и строгий контроль за его действиями, что, в конечном счете, лишает ребен­ка самостоятельности. Культурные и семейные традиции в данном случае передаются детям настойчиво и безапелляционно.

Преобладание социально-этнического компонента связано с заинтересованностью родителей в делах и планах ребенка, по­ощрением самостоятельности и инициативы. Родителям прису­ще стремление высоко оценивать интеллектуальные способности ребенка, доверять ему, гордиться им, занимать позицию на рав­ных. Родители пристально следят за социальными достижения­ми ребенка, при этом они стремятся учитывать его индивидуаль­ные особенности и возможности. В данном случае для родителей важнейшей ценностью является развитие ребенка, даже если это происходит в ущерб его идентификации со своим этносом. Сами родители также испытывают потребность в достижениях, стре­мятся к сохранению и развитию собственной индивидуальности, в построении своего родительского поведения обращаются к ин­формации психолого-педагогического характера и к активному обсуждению возникающих проблем в социальных контактах.

С эмоциональной холодностью и отстраненностью от соб­ственных детей связано развитие индивидуально-этнического ком­понента родительской роли. Его преобладание указывает на то, что родители не ориентируются в переживаниях, мыслях, склон­ностях ребенка и стараются свести к минимуму сенсорные кон­такты с ним. Чем более выражен в структуре родительской роли данный компонент, тем более родители склонны к рациональному планированию своего репродуктивного поведения, причем к де­тям относятся больше функционально («наследник», «продолжа­тель фамилии» и т. п.) нежели эмоционально. В вопросах постро-

ения своего родительского поведения ищут ответы в опыте своих собственных родителей.

Для определения гармоничности исполнения родительских ролей необходимо составить семейный профиль национально-эт­нических особенностей отца и матери:

Степень выраженности Низкая Средняя Высокая Очень высокая
Культурно-этниче­ский компонент ро­дительской роли        
Социально-этниче­ский компонент ро­дительской роли        
Индивидуально-эт­нический компонент родительской роли        
Социально-ролевая адекватность испол­нения родительской роли        

Предметно анализируются показатели, отклоняющиеся от средних, а также разнонаправленные позиции родителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: