1. Перекодировать логические значения ответов в соответствии с ключом.
№ вопрос | ответ | Логическое выражение | |||
да | нет | Условие, которое должно быть выполнено | Условие соблюдено | Условие не соблюдено | |
Совпадение значения с ответом на вопрос № 8 | |||||
Указанное значение должно быть больше 0 | |||||
Указанное значение должно быть больше 18 | |||||
Выбор одного из варианта ответов | |||||
3 1 0 |
Выбор одного из варианта ответов | |||||||
3 1 0 | |||||||
Выбор одного из варианта ответов | |||||||
Выбор варианта ответа № 6) 1 0 | |||||||
Выбор одного из варианта ответов | |||||||
4 1 0 | |||||||
Выбор одного из варианта ответов | |||||||
Совпадение значения с ответом на вопрос № 25 | |||||||
Совпадение значения с ответом на вопрос № 28 | |||||||
Совпадение значения с ответом на вопрос № 27 | |||||||
Совпадение значения с ответом на вопрос № 28 | |||||||
Совпадение значения с ответом № 7 | |||||||
2. Подсчитать сумму баллов по каждой из характеристик родительской роли и аспектов этнической идентичности в соответствии с таблицами:
|
ХАРАКТЕРИСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОЙ РОЛИ
Таблица 45
Исследуемый параметр | Сумма баллов в ответах | |
стереотипность | Ст | 1 2 18 - вариант ответа 2 |
устойчивость | Уст | 11 15 30 31 |
присвоение примера родителей | Ппр | 3 - соблюдение условия 19 - вариант ответа 1 20 - вариант ответа 1 30 |
внезапность перехода к родительской роли | Вн | 4 5 18 - вариант ответа 3 |
раннее усвоение | РУ | 12 13 |
принятие ответственности | Отв | 6 - соблюдение условия 7 - соблюдение условия 19 - вариант ответа 3 22 - вариант ответа 3 29 - соблюдение условия |
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Таблица 46
Исследуемый параметр | Сумма баллов в ответах | |
КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ | ИДк | 9 10 14 17 23 - вариант ответа 4 |
СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ | ИДс | 1 9 - вариант ответа 2, 20 - вариант ответа 2, 23 - вариант ответа 3, 21 - вариант ответа 6, 26 - соблюдение условия 27 - соблюдение условия |
ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ | ИДл | 20 - вариант ответа 3 23 - вариант ответа 2 24 - соблюдение условия 25 - соблюдение условия |
3. Сделать заключение о степени выраженности каждого из национально—этнических компонентов родительской роли в соответствии с таблицей:
|
Компоненты родительской роли | сумма баллов по шкалам | Степень выраженности | ||
низкая | средняя | высокая | ||
Культурно-этнический | ИДк + Ст + Ру | 0-5 | 6-8 | 9-10 |
Социально-этнический | ИДс + Ппр + Отв | 0-7 | 8-10 | 11-16 |
Индивидуально-этнический | ИДл + Уст + Вп | 0-5 | 6-8 | 9-11 |
2. определить социально—ролевую адекватность исполнения родительской роли по формуле и сделать заключение согласно таблице 5.
ИДк + ИДс - ИДл + Ст + Уст - Ппр - Вп + Ру + Отв
низкая | средняя | высокая | очень высокая |
0 - 2,99 | 3,0 - 3,99 | 4,0-5,0 | 5,1 и выше |
Интерпретация результатов
Высокие показатели по шкале социально—ролевой адекватности исполнения родительской роли говорят об отсутствии противоречий в структурно-ролевых позициях членов семьи, находящейся в условиях иноэтнической ситуации, при этом адекватность исполнения родительской роли отца тем выше, чем более развит ее культурно—этнический компонент. Низкие показатели поданной шкале говорят о затрудненной адаптации родителей в инокультур-ной среде и рассогласовании в структуре социальных ролей, выполняемых в семье.
Однако следует отметить, что в условиях иноэтнической ситуации высокоадекватное выполнение родительской роли надындивидуально связано со склонностью родителей к построению социально желаемого образа ребенка. Родители требуют от своих детей социальных успехов и достижений, опираясь на свои представления и ценности, а не на знание возможностей ребенка. Если же их надежды не оправдываются, то высокие требования в безоговорочном подчинении сменяются воспитательной неуверенностью со стороны матери и проекцией на ребенка собственных нежела-емых качеств со стороны отца. Родители склонны предъявлять к своим детям чрезмерные требования и запреты, пытаясь оградить их от «дурного влияния».
|
Как для отцов, так и для матерей высокие показатели по данной шкале тесно связаны с выраженностью социального аспекта этнической идентичности — использование языка доминирующего этноса для общения в своей семье, идентификация с доминирующей нацией, следование принятым в обществе нормам и требованиям в воспитании детей, альтруистичность. Кроме того, родительская роль отца отличается устойчивостью в принятии и исполнении, а матерью она воспринимается в соответствии со сложившимися в ее окружении стереотипами («семья без детей — не семья», «быть матерью — долг каждой женщины» и т. п.).
Позиция родителей по отношению к детям в семье тесно связана с тем, какой из национально-этнических компонентов преобладает в структуре родительской роли.
В частности, культурно-этнический компонент указывает на склонность к авторитарности. Его преобладание отражает готовность родителей тратить много сил и времени на воспитание, а также высокую тревожность и даже фобию утраты ребенка. Следствием этого является стремление избавить «чадо» от трудностей жизни, искусственное продление зависимости от семьи и строгий контроль за его действиями, что, в конечном счете, лишает ребенка самостоятельности. Культурные и семейные традиции в данном случае передаются детям настойчиво и безапелляционно.
Преобладание социально-этнического компонента связано с заинтересованностью родителей в делах и планах ребенка, поощрением самостоятельности и инициативы. Родителям присуще стремление высоко оценивать интеллектуальные способности ребенка, доверять ему, гордиться им, занимать позицию на равных. Родители пристально следят за социальными достижениями ребенка, при этом они стремятся учитывать его индивидуальные особенности и возможности. В данном случае для родителей важнейшей ценностью является развитие ребенка, даже если это происходит в ущерб его идентификации со своим этносом. Сами родители также испытывают потребность в достижениях, стремятся к сохранению и развитию собственной индивидуальности, в построении своего родительского поведения обращаются к информации психолого-педагогического характера и к активному обсуждению возникающих проблем в социальных контактах.
С эмоциональной холодностью и отстраненностью от собственных детей связано развитие индивидуально-этнического компонента родительской роли. Его преобладание указывает на то, что родители не ориентируются в переживаниях, мыслях, склонностях ребенка и стараются свести к минимуму сенсорные контакты с ним. Чем более выражен в структуре родительской роли данный компонент, тем более родители склонны к рациональному планированию своего репродуктивного поведения, причем к детям относятся больше функционально («наследник», «продолжатель фамилии» и т. п.) нежели эмоционально. В вопросах постро-
ения своего родительского поведения ищут ответы в опыте своих собственных родителей.
Для определения гармоничности исполнения родительских ролей необходимо составить семейный профиль национально-этнических особенностей отца и матери:
Степень выраженности | Низкая | Средняя | Высокая | Очень высокая |
Культурно-этнический компонент родительской роли | ||||
Социально-этнический компонент родительской роли | ||||
Индивидуально-этнический компонент родительской роли | ||||
Социально-ролевая адекватность исполнения родительской роли |
Предметно анализируются показатели, отклоняющиеся от средних, а также разнонаправленные позиции родителей.