На стереотипность выполнения родительской роли указывают утвердительные ответы на 1 и 2 вопросы, а в 18 вопросе — вариант ответа № 2.
Об устойчивости родительской роли при ее принятии свидетельствуют утвердительные ответы на 15, 38, 39 вопросы и отрицательный ответ на 11.
На присвоение примера родителей в выполнении данной роли указывает совпадение ответов на 3 и 8 вопросы, выбор в 19 и 20 вопросах варианта ответа № 1 и утвердительный ответ на 38 вопрос.
О внезапности перехода к родительской роли можно судить при отрицательном ответе на 4 вопрос, утвердительном — на 5 и при выборе варианта ответа №3 в 18.
О раннем усвоении родительской роли — при утвердительных ответах на 12 и 13 вопрос.
0 мере принятия ответственности за родительскую роль — ответы на 7, 33 вопросы, утвердительный ответ на 16 и выбор в 19 и 22 вопросах варианта ответа № 3.
Этническая идентичность:
а) культурная — утвердительные ответы на 9,10,14,17 вопросы и выбор в 23 варианта ответа № 4;
б) социальная — выбор в 19 и 20 вопросах варианта ответа № 2, в 23 — варианта ответа № 3, в 21 — варианта ответа № 6 и совпадение ответов на 26, 27 и 28 вопросы;
в) личностная — выбор в 20 вопросе варианта ответа № 3 при условии, что ответы на 21, 24, 25 и 28 вопросы совпадают.
В. Методики для исследования родительских чувств Опросник родительской любви и симпатии*
Часть I
Цель: выявить преобладающее у родителя чувство по отношению к ребенку (симпатия или любовь).
Инструкция: «Ниже даны двадцать утверждений. К каждому утверждению подберите вариант ответа, который, по Вашему мнению, соответствует сложившимся отношениям с Вашим ребенком. Помните, неправильных или плохих ответов не существует». Варианты ответа:
|
4 — да, это так;
3— вероятно это так;
2— вряд ли это так;
1 — нет, это совсем не так.
* Разработан и валидизирован под нашим руководством Е. В. Милюковой, 2003
СПИСОК УТВЕРЖДЕНИИ
1. Я считаю, что я и мой ребенок можем абсолютно доверять друг другу.
2. Когда мы вместе, у нас схожее настроение.
3. Я считаю, что знаю достоинства и недостатки моего ребенка и принимаю его таким, каков он есть.
4. Мой ребенок очень умный.
5. Ради моего ребенка я готов(а) на любые жертвы.
6. В большинстве случаев мой ребенок нравится людям сразу же после знакомства.
7. Я испытываю радость, когда нахожусь рядом с моим ребенком.
8. Я думаю, что мы с ребенком во многом похожи.
9. Я чувствую ответственность за то, чтобы ребенку было хорошо и комфортно со мной.
10. Мне хотелось бы, чтобы мой ребенок был похож на меня.
11. Я часто прощаю моего ребенка, признавая за ним право на ошибку, слабость и несовершенство.
12. Мой ребенок самый лучший из всех известных мне детей.
13. Мне будет очень тяжело, если придется жить без моего ребенка.
14. Я уверен(а), что мой ребенок хорошо ко мне относится.
15. Между мной и ребенком существует эмоциональная близость.
16. Я принимаю активное участие в жизни моего ребенка: во всем помогаю, контролирую, регулирую.
17. Я стремлюсь больше отдавать своей любви ребенку, чем получать от него.
18. Мне нравится быть с моим ребенком потому, что мне хорошо с ним.
19. Каждый из нас (и я, и мой ребенок) обладаем независимостью друг от друга.
20. От ребенка я жду любви столько же, сколько даю ему я.
ОБРАБОТКА
Складываем полученные баллы:
|
шкала любви: 1,3,5,7,9, 11, 13, 15, 17, 19.
шкала симпатии: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20.
В зависимости от того, какая сумма баллов выше, можно cy-j дить о том, какое чувство в отношениях с ребенком преобладает. Каждая сумма должна превышать 20 баллов, лишь в этом случае можно говорить о том, что в отношениях родителя и ребенка пре-1 обладает любовь или симпатия.
Часть II
Цель: определить компонентный состав и типологию родительской любви.
Инструкция: «Прочтите каждое из утверждений, выберите какое из них, по Вашему мнению, наиболее характерно для Вас (отметьте знаком «+»). Помните, неправильных ответов не существует».
СПИСОК УТВЕРЖДЕНИЙ
1. Когда в моей семье появился ребенок, у меня возникло ощущение сопричастности и желание быть с ребенком.
2. Я испытываю удовольствие от общения с моим ребенком.
3. Я полагаю, что знаю, какими способами выражается родительская любовь.
4. Я принимаю активное участие в жизни моего ребенка, по могаю, даю советы, при этом каждый из нас обладает относитель ной свободой и автономностью.
5. Я испытал(а) чувство облегчения, удовлетворения и радости когда завершились роды.
6. Я переживаю о душевном покое моего ребенка.
7. Я считаю, что достаточно хорошо и отчетливо представляют образ «любящего отца» и «любящей матери».
8. Я проявляю нежность и ласку по отношению к моему peбен ку посредством поцелуев, теплого объятия, ласкового взгляда.
Допишите свое...
9. Когда я впервые увидел(а) ребенка, у меня пробудилось чувство жалости к нему, сочувствие и желание помочь.
10. Я доволен(а) своей ролью родителя.
11. Я достаточно хорошо знаю личностные особенности моего ребенка.
|
12. Я считаю, что создаю благоприятную семейную атмосферу для ребенка: он знает, что я всегда рядом, чувствует психологическую поддержку и защищенность с моей стороны.
13. Мне было приятно чувствовать:
а) для матери: как шевелится плод во время моей беременности.
б) для отца: как шевелится плод во время беременности моей жены.
14. Я испытываю чувство радости, когда нахожусь рядом с моим ребенком.
15. Я могу предвидеть реакции и поступки моего ребенка.
16. Считаю, что мои взаимоотношения с ребенком можно назвать открытыми, искренними и доверительными.
17. Считаю, что между мной и ребенком с момента рождения существует тесная взаимосвязь, которую порой я не могу объяснить словами.
18. Я испытываю потребность быть рядом с моим ребенком.
19. Я думаю, что знаю интересы моего ребенка.
20. Я принимаю моего ребенка таким, каков он есть, признаю и уважаю его индивидуальность.
21. Во время беременности:
а) для матери: я чувствовала нежность к будущему ребенку.
б) для отца: моей жены я чувствовал нежность к будущему ребенку.
22. Мне грустно во время разлуки с моим ребенком.
23. Думаю, что я знаю потребности и желания моего ребенка.
24. Я «жертвую собой» ради моего ребенка, стараясь отдавать ему все физические и душевные силы.
25. Беременность моей жены (для отца) моя (для матери) была желанной и запланированной.
26. Я испытываю гордость за моего ребенка.
27. Я думаю, что знаю, каким образом я могу контролировать проявление своей родительской любви.
28. Я часто прощаю моего ребенка, признавая за ним право на ошибку, слабость и несовершенство.
ОБРАБОТКА
Наибольшая сумма баллов («+» — 1 балл), набранная человеком при выборе наиболее близких ему утверждений, укажет на доминирующий компонент в родительской любви, а вместе с этим и на ее тип. Если равным количеством баллов будут отмечены два и более компонента, следует говорить о смешанной типологической принадлежности. Если наряду с доминирующим компонентом какой-либо другой компонент наберет достаточно высокий балл, также следует говорить о смешанной типологической принадлежности, хотя не столь явно выраженной, как в предыдущем случае. Информативно отсутствие баллов по тому или иному компоненту.
Компоненты родительской любви входят в структуру составляющих родительской любви. В целом глубокий анализ результатов данного исследования дает возможность выявить фундаментальные установочные ориентации родительской любви и впоследствии корректировать и развивать другие компоненты родительской любви (компоненты, набравшие незначительное количество баллов).