Урок
Сделать с 16.11 до 21.11
Разместить «вконтакте»
Хороводные песни у древних восточных славян входили в круг весенних календарных песен. Позднее, в Московской Руси XVI или XVII века хороводные песни выделились в самостоятельный жанр. Их стали исполнять в любое время года, даже зимой. Возникло множество новых хороводных песен, лирических или же задорно-шуточных.
Хоровод – это гуляние, пение и разыгрывание песен. Старинные названия хороводров - «караводы», «карагоды», «танки», круг, кружок). Хороводы водили на вольном воздухе, за околицей, на зеленой луговине. В будние вечера в них участвовали лишь небольшие группы сельской молодежи, подростков. На больших праздничных гуляньях хоровод объединял молодежь нескольких деревень (их называои «игрища между сел»), число участников достигало двухсот − трехсот. Все должны были уметь красиво двигаться, а пели обычно небольшое количество человек, те, кто умел красиво петь.
В праздники хоровод начинали водить в более ранние часы. В хороводы молодежь одевала свои лучшие наряды, В хороводах происходило знакомство, Хороводы были своеобразной школой морали.
Зореография хороводных была разнообразой и зависела от содержания песен.Взявшись за руки, участники хоровода плавно двигались по кругу или же рядами, «змейкой», «подковой», «гребешком», красиво сплетаясь и расплетаясь («Заплетися, плетень»). Плавное хожденье сменялось веселой игрой в «заиньку», «воробышка», «селезня и утушку», «оленя».
Многие хороводы-игры − своего рода театрализованные действа. Содержание песни разыгрывалось посредством выразительной мимики и жестов. В среднерусской полосе выработалась целая система жестов, называемая в народе «рассуждением».
Содержание хороводных песен разнообразно. Выделяется при всем разнообразии хороводных две основные группы песен – 1 группа – трудовые. Как и в далекие древнеславянскис времена, в весенних хороводных разрабатываются темы земледельческого труда («Земелюшка чернозем», «Сею, вею бел леночек», «Посеяли девки лен»). Были излюбленные культуры – просо, лен. В этой группе трудовых хороводны есть черты историзма, так как подробно описывается процесс труда, орудия труда.
В трудовых хороводных песнях высмеиваются ленивые и нерадивые работники, дворянские и купеческие дочери, которые «в поле не работницы, в доме не хозяюшки».
2 группа − семейно-бытовая тема разрабатывается во многих шуточно-сатирических и лирических песнях о семейном разладе, родственных проблемах. Чаще всего в них идет речь о взаимоотношениях молодушки со старым нелюбимым мужем («Во поле береза»), с деспотичным свекром («Заиграй, моя волынка»).
Вечерочные песни − те же хороводные. Они исполнялись вместе с сопровождавшими их играми на сборищах молодежи, которые проходили в помещении. Одновременно пряли, поэтому часто такие гуляния назывались «вечерками», посиделкми, прядимами. Характерны для вечерочных песен так называемые «поцелуйные окончания «Если я тебе мила, поцелуй разик в уста».
Существуют наборные хороводы (ими начинается гуляние, постепенно добавляются количество участников) и разборные (когда заканчивается гуляние.
Мелодика хороводных песен.
Многие хороводные песни начинаются броскими интанационными возгласами (квартовые, квинтовые с дальнейшими опеваниями самого высокого звука, Обычно 1 предложение более широкого диапазона, («Заиграй моя волынка»), 2 предложение более узкого диапазона, с более низкими звуками. Во многих хороводных песнях нисходящая направленность.
Есть медленные и скорые хороводные.
Очень часто встречаются варианты хороводных песен, основанных на яркомй контрасте плавного, неторопливого распева начальных песенных фраз и в два раза более скорого, четкого движения обеих песенных фраз «ответного» предложения:
В отличие от хоровода, объединявшего большое количество участников, русская народная пляска − сольный или ансамблевый вид народной хореографии. В хороводе могли принять участие все, в пляске же выступали лишь искусные умельцы: один, двое, иногда несколько танцоров. Творческое состязание между несколькими умельцами представляет так называемый перепляс.
Плясовые песни бытовали либо со словами любовно-лирического, шуточного и сатирического характера, либо в виде инструментальных наигрышей, в которых основной напев изобретательно варьировался. В XVIII и XIX веках с такими общеизвестными плясовыми мелодиями, как «Барыня», «Камаринская», «Трепак» нередко исполнялись сатирические тексты,
Широко используются хороводные и плясовые и в русской классической музыке.
1. Глинка Камаринская.
2. Даргомыжский «Русалкеа» (хороводная песня «Заплетися плетень, плясовая «Как на горе мы пиво варили»
3. Балакирев увертюра на темы 3-х русских песен.
4. Римский-Корсаков «Снегурочка», хоровод «А мы просо сеяли», «Ай, во поле лшипенька»
5. Чайковский, 1 симфония. Плясовая «Цвели цветики»
6. Чайковский, 4 симфония, финал «Во поле береза»
7. Мусоргский, Трепак.
8. Лядов, 8 русских народных песен.
Контрольные вопросы за 11 урок
Сделать конспект
Ответить письменно на 4 вопроса: Два вопроса по хороводным (выбрать из вопросов с 1 по по 11), плясовые (вопросы 12,13) и примеры использования у композиторов.
1. Дать определение, что такое хоровод
2. Происхождение хороводов, когда они выделились в самостоятельный жанр.
3. Старинные названия хороводов.
4. Особенности гуляний в хороводах.
5. Что такое «рассуждения». Какие игры используются при хороводных гуляниях
6. Группы хороводных песен. 1 группа – трудовые
7. 2 группа – семейно-бытовые.
8. Вечерочные песни
9. Наборные и разборные хороводы.
10. Хореография хороводных.
11. Мелодика хороводных песен.
12. Плясовые.
13. Хореография, ритмика, самые распространенные пляски.
14. Примеры использования плясовых и хороводных песен у композиторов.