(зависит от количества участников)
Цель: дать возможность участникам получить конкретный чувственный опыт различения образа другого человека, построенного на собственной системе домыслов, ожиданий, обобщений, а также реальных впечатлениях от этого человека.
Инструкция: тренинговая пара отвечает друг за друга на вопросы. На вопросы группы, заданные одному человеку, отвечает другой, стремясь угадать, как бы на эти вопросы отвечал партнер. Партнер слушает и мысленно отмечает, в чем отвечающий прав, а где он ошибся.
Вопросы можно задавать любые, но желательно ориентированные на трудности воспитания детей, родительские опасения, семейные приоритеты и т. д. Вопросы формулируются в виде неоконченных предложений: «Если ребенок упрямится, то Вы...»
Обсуждение по схеме:
— впечатления молчавшего партнера (он сообщает о качественных совпадениях и поразивших его ошибках);
— впечатления отвечавшего партнера (он отмечает, когда было отвечать легко, а когда — трудно, и почему);
— обсуждение впечатлений и ожиданий участников, задававших вопросы.
Упражнение «Клубок» - 7 - 10 мин
Цель: упражнение, завершающее занятие; способствует групповому сплочению; фиксирует основные достижения тренингово-го занятия; настраивает на позитив.
Инструкция: каждый участник по очереди, передавая клубок и одновременно разматывая его, говорит о своих чувствах, том, что понравилось, запомнилось, было неожиданным. Ведущий выступает последним, резюмирует, подытоживает день, настраивает на позитивное мышление.
ЗАНЯТИЕ 5
Упражнение «Лобное место» — около 15 мин
Цель: настрой на работу, снятие напряжения.
Инструкция: каждый из участников делится впечатлениями прошедшего дня; говорит о том, что изменилось, что произошло со времени последнего занятия.
|
Упражнение «Бегущие по волнам» — 15 мин
Цель: активизация группы, самопрезентация.
Инструкция: участникам предлагается в тренинговых парах выполнить следующие движения: пронести себя «по воде», гордо и независимо, как на съемках в рекламном ролике, пробраться по лужам, зайти в реку.
Обсуждение:
— какая качественная разница в этих трех состояниях;
— партнер мешал выполнению задания или облегчал его.
Упражнение «Прошлое, настоящее, будущее» — около 60 — 80 мин
Цель: создание предпосылок для ухода от жесткого жизненного сценария.
Инструкция: в кресло, расположенное удобно для всеобщего обзора, приглашается кто-либо из желающих. Остальные некоторое время внимательно смотрят на него. Затем участники по очереди делятся впечатлениями, которые у них вызвал участник, сидящий в центре.
Сначала участники сообщают ему свои домыслы, предположения о том, каким этот человек был в раннем детстве. Какими уменьшительно-ласкательными именами звали его мама, папа и близкие люди, как дразнили его в школе, каким характером он отличался, кем хотел стать, чего от него ждали родители и т. д.
Затем группа сообщает участнику свои предположения о том, каков он вне занятий в данной группе (на работе, в семье).
И, наконец, группа высказывает свои прогнозы по поводу того, каким дедушкой или какой бабушкой будет участник. Какими будут дети через 10-20 лет.
После этого слово предоставляется самому участнику, находящемуся на «горячем стуле».
|
Упражнение «Тандем» — 10 мин
Цель: научить участников взаимопониманию и внимательности друг к другу.
Инструкция: участники выполняют упражнение в тренинго-вых парах. Задача заключается в том, чтобы научиться одновременно выбрасывать одинаковое количество пальцев, не сговариваясь предварительно. Парой, достигшей наивысшего взаимопонимания, считается та, которая при демонстрации показала наибольшее число совпадений подряд.
Остальные участники выполняют роль экспертов, следящих за тем, чтобы пара не использовала какие-либо скрытые средства общения, помогающие достигать согласия.
Упражнение «Проективный рисунок» - 60 - 80 мин
Цель: позволить участникам взглянуть на свою семью глазами своего супруга, а также глазами стороннего наблюдателя.
Инструкция: каждый участник рисует на листе бумаги свою семью, как он ее видит. Затем вниманию участников тренинга оба супруга одновременно представляют свои рисунки. Участники высказывают свои предположения о том, что хотели выразить в своих рисунках авторы. Затем о своем замысле говорит сам автор рисунка.
Упражнение «Клубок» - 7 — 10 мин
Цель: упражнение, завершающее занятие; способствует групповому сплочению; фиксирует основные достижения тренингово-го занятия; настраивает на позитив.
Инструкция: каждый участник по очереди, передавая клубок и одновременно разматывая его, говорит о своих чувствах, том, что понравилось, запомнилось, было неожиданным. Ведущий выступает последним, резюмирует, подытоживает день, настраивает на позитивное мышление.
ЗАНЯТИЕ 6
|
Упражнение «Лобное место» — около 15 мин
Цель: настрой на работу, снятие напряжения.
Инструкция: каждый из участников делится впечатлениями прошедшего дня; говорит о том, что изменилось, произошло со времени последнего занятия.
Упражнение «Снежный ком» — 5 — 7 мин
Цель: активизация работы группы, снятие напряжения, развитие внимания и творческого воображения.
Инструкция: участники группы образуют круг. Один из участников начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы это действие можно было продолжить. Сосед продолжает это действие. Таким образом, вся группа участвует в совместном действии. Тема может быть любой, например, можно представить, что группа - это большая семья, которой необходимо устранить причину плача ребенка, успокоить его.
Упражнение «Мир глазами ребенка» - 50 мин
Цель: восприятие и познание мира глазами ребенка, актуализация состояния «Я»-ребенок (Э. Берн), развитие эмпатических способностей со своим ребенком.
Инструкция: несколько участников (по желанию) присаживаются на корточки, т. е. имитируют примерный рост ребенка, и с позиции роста ребенка, его взгляда на окружающий мир, рассказывают о своих впечатлениях об окружающем, описывает возникающий образ мира. Ведущий задает ситуации: выходной день в семейном кругу, раннее морозное утро, озеро в деревне на закате дня, рыбалка с дедушкой и т. п.
Важно почувствовать позицию ребенка, суметь отойти от взглядов взрослого-критика, скептика.
Обсуждение упражнения по схеме:
— легко ли было занять позицию ребенка;
— какие чувства, ощущения вызвало упражнение;
— что дало выполнение упражнения;
— в чем заключается различие позиций взрослого и ребенка;
— в каком случае происходит вмешательство в личность ребен-
ка;
— каковы допустимые пределы вмешательства.