Все предметы существуют в пространстве, в пространственных отношениях между собой. Познание пространственных отношений является условием правильного отражения явлений окружающей жизни, условием успешной познавательной и практической деятельности.
В основе освоения пространства в самом начале лежит опыт непосредственного передвижения в нем. Через двигательные и связанные с ними зрительно-моторные восприятия пространственные связи приобретают для ребенка жизненное значение.
Решающую роль в овладении пространственными отношениями играет усвоение детьми социального опыта в процессе обучения и воспитания, в процессе целенаправленного руководства познавательной и практической деятельностью со стороны взрослых.
Основные из общественных мерок:
· Отражение удаленности предмета и его местоположения, обозначаемого словами: далеко – близко, дальше – ближе, около – рядом, тут – там.
· Отражение направления: справа – слева.
· Отражение протяженности: большой – маленький.
· Отражение пространственных отношений между предметами: справа от какого-то предмета.
В «Программе воспитания в детском саду» четко определены требования к формированию представлений о расположении предметов в пространстве, пространственных отношениях между предметами, людьми.
Программные требования раскрывают постепенное расширение представлений о положении предмета в пространстве и о пространственных отношениях, овладение специальным словарем – конкретными обозначениями и словами-понятиями.
Усвоение пространственных ориентировок и формирование умения пользоваться ими в умственной деятельности не происходят сами собой как спонтанное развитие заложенных в ребенке сил, а есть результат систематичного обучения, активного овладения ими ребенком в процессе обучения, активного овладения ими ребенком в процессе обучения и усвоения общественного опыта.
|
Формирование пространственных представлений, понятий и ориентировок детей в пространстве – сложный и длительный процесс.
Практически в той или иной степени ребенок овладевает пространством с первых месяцев жизни. Значительную роль в освоении пространства играет овладение способностью передвижения. По мере овладения пространством ребенок овладевает словами, обозначающими пространственные отношения или расположение предметов. Слово отражает более высокую степень освоения пространственных отношений.
Вместе с освоением пространства, формированием пространственных ориентиров возрастают возможности более точного и глубокого познания самих предметов.
Формирование пространственных представлений и ориентиров имеет определенную последовательность и усложнение.
В процессе обучения воспитатель учит ребенка при различении направления соотносить его прежде всего с определенными частями собственного тела, учит видеть размещение и перемещение предметов и руководит практическими действиями.
Позднее пространственное отношение и слова, их обозначающие, ребенком выделяются, но еще не различаются по смысловому значению.
Постепенно у детей формируется способность дифференцировать пространственные отношения и термины, их обозначающие, по смысловому содержанию. Ребенок ищет правильного решения и подтверждения правильности. Он осознает, что уже знает и чего еще не знает, в чем не уверен.
|
Даже детям старшего дошкольного возраста недоступно подлинное обобщенное понимание значения пространственных отношений и обозначающих их слов – предлогов и наречий.
Последовательность обучения детей, пространственным ориентировкам начиная с младшего дошкольного возраста, определяется программой и процессом развития ребенка.
Вначале следует научить детей ориентироваться «на себя» в отношении расположения частей тела, лица, рук, ног. Выделению этих частей способствуют обучающие действия взрослого.
Далее необходимо учить ребенка вычленять пространственные отношения между им самим и окружающими предметами, ориентируясь «от себя». Одновременно ребенка следует научить различать и называть пространственные расположения предметов. И эти ориентировки лучше всего формируются в процессе игр – упражнений, в практических действиях с игрушками.
Необходимо неоднократно использовать разнообразные игры для восприятия и понимания пространственных положений, закрепления слов, их выражающих.
Особая роль в формировании пространственных представлений принадлежит строительным играм, конструированию, изобразительной деятельности, физкультурным занятиям. Во всех этих видах деятельности ребенок практически производит действие или мысленно представляет будущее действие и видит его результат. Нужно упражнять детей в осознанных действиях и употреблении правильной терминологии.
Повторяя слова, определяющие пространственные отношения, педагог закрепляет их, упражняет детей в их названии.
|
Игры могут иметь и коллективный характер.
Воспитатели создают много игр на закрепление и применение знаний о местоположении предметов, игрушек, изменении его в соответствии с прямой словесной инструкцией или инструкцией, включенной в содержание и правило игры. При этом по условиям игры ребенку самому необходимо обозначать и называть направление, местоположение предмета и явления.
Способствуют усвоению пространственных ориентировок игры-диктанты, определяющие «ходы по клеточкам». Воспитатель, не показывая рисунок, диктует ход. При правильном выполнении диктуемых направлений у детей должен получиться определенный рисунок..
В формировании пространственных ориентировок у детей подготовительной группы воспитатель ставит задачи на быстроту, точность выполнения действия. Решая эти задачи, дети учатся ориентироваться и принимать правильное решение при движении на улице, при выполнении указаний. Знания определяют поведение.