Формирование системы Суворова А.В.




Введение

 

Актуальность работы заключается в том, что А. Суворову приходилось воевать в жестких условиях лавирования между интересами придворных кругов, подчиняясь приказам императоров, что делает его победы более ценными.

Исследователи специально отметили, что итальянский поход Суворова, в котором он разбил войска трех ведущих наполеоновских генералов, произвели на Наполеона неизгладимое впечатление, и он не скрывал, что боится прямого столкновения с русским гением. Более того, если бы не предательство приближенных Павла, план Суворова по наступлению через Гренобль на Париж, мог, по мнению американских исследователей, увенчаться успехом.

Уже одно это просто требует изучать и применять на деле в современной армии суворовские принципы обучения войск и ведения военных действий.

Суворовская историография велика, но многих книг, особенно сборников документов в нашем городе не оказалось. Поэтому нам пришлось воспользоваться ресурсами сети Интернет. Чтобы знать биографию и боевой путь Суворова, мы прежде всего изучили исторический роман О.Н. Михайлова, который основан на замечательном исследовании биографии Суворова А.Ф. Петрушевского, книгу И.И. Ростунова, письма и приказы Суворова по книге А.В. Геруа и научному изданию, подготовленному В.С. Лопатиным, и, конечно, «Науку побеждать». Отметим, что в рамках нашего исследования нам немало помог М.И. Драгомиров - русский учёный и военный деятель, изучавший и комментировавший «Науку побеждать» и обративший внимание общества на теоретическую часть суворовского наследия. Большой интерес у нас вызвала книга, собранная М.Г. Жуковой «Твой есмь аз» Суворов», обзор документов и легенд, показывающих суворовское отношение к православной вере, к Богу, к Церкви.

Цель реферата заключается в изучении вклада Суворова в воинское искусство.

Задачами исследования является:

. Генезис формирования воинского искусства Суворова

. Анализ воинского искусства Суворова

Предварительное изучение вопроса позволило нам сформулировать гипотезу исследования, которую составило следующее предположение: Суворовские принципы военного искусства вполне применимы в условиях современных армий.

Объект исследования: личность и деятельность А.В. Суворова.

Предмет исследования: военное искусство Суворова.

армия суворов воинский

 


Формирование системы Суворова А.В.

 

«Легко в учении - тяжело в походе, тяжело в учении - легко в походе», - наставлял солдат Александр Васильевич. Его взгляды на вопросы обучения и воспитания войск складывались во второй половине XVIII в. Военно-педагогические взгляды полководца необходимо рассматривать в связи с социально-экономическими и политическими условиями, а также с состоянием военного дела в России второй половины XVIII в. [2]

К середине XVIII века в недрах феодально-крепостнического строя России уже сложился буржуазный уклад. Утверждение новых буржуазных отношений сопровождалось борьбой старого с новым во всех областях общественной жизни. Это проявлялось в обострении классовой борьбы в стране, конкретным выражением которой явилась Крестьянская война 1773-1775 гг.

Следствием этого было стремление правящих кругов к усилению крепостнических порядков в стране. В области военного дела борьба старого с новым проявилась в складывании национальной военной школы. Все эти факторы оказали влияние на формирование взглядов Суворова на военное дело, в том числе и военно-педагогических взглядов. [4]

Борьба классов нашла свое отражение и в области идеологии. Именно в это время складывается просветительская идеология, утверждающая новые взгляды на общественные отношения. На первое место, пожалуй, следует поставить взгляды дворянских просветителей, получившие распространение в русском обществе в 70-90-х годах XVIII в. Главным постулатом просветительской идеологии было признание естественного равенства людей, их равного права на нравственное развитие.

Полагал, что человек принадлежит обществу, Суворов считал, что общество, устроенное на основе «добродетели и справедливости», может быть построено, если все его члены будут проявлять способность к самопожертвованию во имя общих интересов. Истинная слава проистекает, говорил Суворов, из самопожертвования на пользу общего блага. [6]

Конечно, это было идеалистическое понимание справедливости и общего блага без учета господствующих общественных отношений. Но тем не менее, эти высказывания свидетельствуют о том, что полководец выражал идеи новой буржуазной морали. Столь же большое влияние на разработку Суворовым теоретических и практических основ системы боевой подготовки имело развитие военной теории. Как один из видов идеологии, военная теория является надстроечной категорией. Ее социальная природа определяется том базисом, которому она служит и который защищает.

Суворов А.В. воспринимал войну как продолжение политики, проводимой, однако, в интересах «общего блага» народа. В его взглядах на войну отразилось изменение характера войн во второй половине XVIII в. На смену династическим войнам, ведущимся кастовыми армиями в интересах монархий, пришли войны национальные, в которых стали принимать участие народные массы. Исходя из этого, Суворов выдвинул идею вовлечения в войны не только армии, но и народа. Эту идею он проводил в ходе русско-турецких войн второй половины XVIII в. и во время итальянской кампании.

Например, в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. он формировал отряды милиции для охраны коммуникаций и населенных пунктов. Составляя план войны с Османской Турцией на 1793 г., Суворов предлагал поднять греков, «которые поднимут знамя против турок». [5]

Кампанию 1799 г. Суворов начал с обращения к итальянскому народу: «Вооружитесь, народы итальянские! Стремитесь к соединению под знамена…». Суворов понимал, что наступило время, когда судьбу войн будут решать народы. «Сия война, - писал Суворов, - не есть более война государей… но война народов». Ход и исход войны в Италии он ставил в зависимость от «справедливой политики», под которой он подразумевал борьбу итальянского народа за независимость и территориальную целостность своей страны.

Исходя из общего понимания сущности национальных войн конца XVIII в., Суворов считал, что в таких войнах главной фигурой будет человек, а источником патриотических чувств у солдата и офицера будет являться сознание необходимости защиты Родины.

Буржуазное понимание сущности национальных войн привело Суворова к разработке новых форм стратегии и тактики. Он решительно отверг кордонную стратегию, господствовавшую в Европе в середине XVIII в., отправным положением которой было равномерное расположение вооруженных сил на театре войны для обеспечения главных направлений.

Порождением такой стратегии была пятипереходная система снабжения, привязывающая армии к базам и этим ограничивающая их действия. Полководцы видели свою задачу в оттеснении армий противника от баз снабжения путем методического маневрирования. В основе военных действий на поле боя лежала линейная тактика, главная задача которой сводилась к осуществлению огневого боя. Эта тактика была шаблонизирована Фридрихом II, положившим основание педантизму и муштре. В прусской армии господствовал взгляд на солдата как на механизм, артикулом предусмотренный.

Однако в России по другому пути шло развитие военного искусства. Более совершенное оружие, обширные театры военных действий, привлечение народных масс к войне привели к формированию уже в начале XVIII в. национальной стратегии.

Ещё Петр I исходил из «положения земли», «обыкновения неприятеля», характера национальных армий. Он ставил в стратегии активные задачи, стремился решать их путем решительных действий и подчинял тактические успехи задачам стратегии. Последователь Петра I Румянцев П.А., воспитанный на его принципах, умножил их.

Румянцев говорил, что только наступление может способствовать решению задач стратегии. Принимая во внимание «главную причину войны» и указывая, что «дела политические всегда дают правила военным», Румянцев считал необходимым не прибегать к длительным осадам или маневрам на коммуникациях противника, а активно действовать в поле в целях разгрома полевой силы противника.

Опираясь на основные положения стратегии, Румянцев по-новому трактовал тактические принципы. Он пошел на расчленение боевых порядков, что позволяло совершить маневр на театре войны и на поле боя, использовать особенности каждого рода войск, обеспечивая их взаимодействие. Румянцев использовал все виды тактических построений, начиная от линейных и кончая рассыпным строем и каре - прообразом колонн.

На этой национальной основе формировались взгляды Суворова в области стратегии и тактики. Полководческое искусство Суворова и его военно-педагогическую систему не следует рассматривать как сумму положений, воспринятых им от Петра I и Румянцева. Это была одна из форм отражения экономических, социально-политических процессов, повлекших изменения в военной технике и способах военного искусства. Как и его предшественник Румянцев, Суворов был решительным противником кордонной стратегии.

Главным на войне, полагал Суворов, является разгром живой силы противника, что может быть осуществлено только в полевом сражении, и только активные действия обеспечивают успех. «Истинное правило военного искусства, - писал полководец, - прямо напасть на противника с самой чувствительной для него стороны, а не сходиться, робко пробираясь окольными дорогами, через что самая атака делается многосложною, тогда как дело может быть решено только прямым, смелым наступлением».

Судьбу войны решает генеральное сражение. Оно - кульминационный пункт войны. Сосредоточив свои силы, нужно искать противника, громить его на поле боя и таким образом создавать благоприятную обстановку. Эти идеи он сформулировал, разрабатывая планы войны против Османской Турции и Франции.

Опираясь на эти принципы стратегии, Суворов разработал основания новой тактики. В начале своей деятельности он пытался усовершенствовать линейную тактику путем преодоления слабых сторон гладкоствольного оружия. Соотношение человека и техники в бою он стремился разрешить путем переноса центра тяжести с огня на штыковой удар.

Это предопределило разработку принципов новой тактики колонн и рассыпного строя. Новые формы построения потребовали формирования у солдат и офицеров новых качеств. «Вот моя тактика, - писал Суворов, - отвага, мужество, проницательность, предусмотрительность, порядок, умеренность, правило, глазомер, быстрота, натиск, гуманность, умиротворение, забвение. Все кампании различны между собой. Численность войск должна постоянно проверяться…»

Немаловажное значение имел фактор военной техники. В середине XVIII в. русская армия имела наиболее современное вооружение в Европе. Это были г ладкоствольные и нарезные ружья, гладкоствольные пушки и гаубицы (единороги), обладавшие высокими тактико-техническими показателями.

В конце XVIII века на вооружении русских войск было оставлено только пять систем: 12-фунтовые пушки весом 3,6 т, 12-фунтовые единороги (гаубицы) и 6-фунтовые мортиры, обеспечивающие дальность стрельбы ядрами до 1 1/з - 2 верст и картечью на 200-300 шагов.

Над усовершенствованием гладкоствольных ружей во второй половине XVIII в. шла непрерывная работа. Она увенчалась успехом. Наряду с гладкоствольными ружьями на вооружении состояли также нарезные штуцеры и карабины.

Наличие гладкоствольного и нарезного оружия позволило расчленить боевые порядки и создать новые рода пехоты (применительно к вооружению); для ведения огня - егерскую пехоту, а для удара - мушкетерскую. Вооружение кавалерии карабинами и штуцерами позволяло использовать ее в пехотных строях и превращать в подвижной род оружия.

Однако эффект залпового огня достигался только при расстоянии в 60-80 шагов. Это расстояние могло быть преодолено броском пехоты и последующим ударом в штыки. Эта сторона дела нашла свое выражение в афоризме Суворова: «Пуля - дура, штык - молодец». Например, попадания с 300 шагов давали только 10% выстрелов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: