Образовательная система (УМК): УМК «Школа России» А.А Плешакова
Цель урока: Сформировать представления у обучающихся о однозначных и многозначных словах, умение различать их. Работать с толковым словарем.
Планируемые результаты/Задачи урока:
1. Личностные результаты: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения. Совершенствовать имеющиеся знания, осознавать свои трудности и стремиться к их решению.
2. Метапредметные результаты: вырабатывать творческое мышление; прививать интерес к предмету.
Личностные: осмысление пройденого материала, формирование навыков общения, знакомство с новым произведением.
Регулятивные: формировать навыки самостоятельной работы, организовывать свою деятельность: постановка цели, составление плана, проведение самооценки.
Коммуникативные: уметь взаимодействовать с учителем и коллективом: слушать собеседника, излагать свое мнение, уметь договариваться.
3. Предметные результаты:
Средства обучения: конспект учителя, УМК «Школа России», » учебник 3 класс, наглядные пособия, анкета.
Литература:
УМК «Школа России» учебник 3 класс
Этапы урока (с указанием времени) | Дидактические задачи этапа | Содержание материала урока | Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся | |
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности | Проверка готовности учащихся к уроку. Осознанное вхождения обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке. Мотивация обучающихся на урок. | -Здравствуйте, дети! Меня зовут Анастасия Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок Русского языка. Давайте проверим, готовы ли вы к уроку. Для этого я вас прошу отгадать простые загадки: 1)На коробку я похож, Ручки ты в меня кладешь. Школьник, ты меня узнал? Ну, конечно, я -… (Пенал) 2)Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком, Разговаривает с нами Терпеливым языком. (Учебник) | Инструктаж по организации рабочего места. Подготовка детей к предстоящей работе. | |
2. Чистописание. | Жж уж, жи(1 слайд) | |||
3. Актуализация опорных знаний и умений | Выяснения в ходе беседы уровня сформированности знаний по изученным темам. | - Тема нашего урока «Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова».(2 слайд) - Тема хотя и новая, но вам очень хорошо знакома. Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает и умело использует в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Я думаю, что каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. Поэтому я думаю, что каждый из вас справится со всеми заданиями на уроке. - Может быть, кто-нибудь поможет дать определение этого слова «ЛЕКСИКА». С чем связано оно? ЛЕКСИКА – это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.(3 слайд) Лексическое значение слова – это содержание слова. - А как вы думаете, что будет основой этого раздела, при помощи чего мы общаемся? (При помощи слов) - Слова имеют различные значения. И в этом мы сейчас попробуем разобраться, ответив на следующий вопрос нашего урока, так, сколько же значений имеют слова. А сейчас посмотрите на экран. Отгадайте загадку.(слайд 4) Живет в норке, Грызет корки. Короткие ножки, Боится кошки. (Мышь) -Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова? (В толковом словаре) - Найдите в толковом словаре на странице 153 слово мышь -Какие значения имеет это слово? - Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений? (Многозначные) -А теперь найдите в этом же толковом словаре слово тревога. Какое значение имеет это слово? -Как называются слова, имеющие одно лексическое значение? (Однозначные.) | -Фронтальная беседа с целью усвоения понятия «лексика» | |
4. Работа по теме урока. | Выяснения в ходе беседы уровня сформированности знаний по изученным темам. | -Откройте учебник на странице 40. Прочитайте текст в упражнении 64. -О чем говорится в тексте? Что хотел передать автор? -Согласны ли вы с его мнением? -Выполните задания. -Прочитайте лексическое значение выделенных слов. Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово) - По какому словарю можно определить лексическое значение слова? (По толсковому.) -А теперь посмотрите на страницу 41. Перед вами схема однозначных и многозначных слов. Составьте предложение с одним из данных в схеме слов. Запишите его. Кто хочет его прочитать? -А теперь назовите свои примеры однозначных слов. -А теперь назовите свои примеры многозначных слов. |
5. Физ. минутка | Игра «Рыбка» ·А теперь давайте с вами отвлечемся и поиграем немного в игру под названием «Рыбка». Кто знает правила игры? (Предлагаю знающему ученику рассказать правила игры,если таких нет,то поясняю правила сама) ·И так,начинаем. |
6. Закрепление изученного материала | Выяснения в ходе беседы уровня сформированности знаний,представлений об окружающем мире. | - Посмотрите на упражнение 66. Прочитайте текст. -О каком явлении природы идет речь? (О росе) -Кому приходилось наблюдать это явление природы? Расскажите о нем. -Выполните задания. -Значение какого слова вы определяли по словарю? -Молодцы. -А теперь давайте поработаем со словарем. Я вам сейчас прочитаю лексические значения одного слова, а вы должны его отгадать. 1. Тетрадь из плотных листов для рисунков. 2. Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги. 3. Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединенных одним названием. -Что это за слово? (Альбом) -Что можно сказать об этом слове? (Многозначное слово) -Найдите это слово в орфографическом словаре. -Запишите его в тетрадь, выделите орфограмму. -Составьте и запишите предложение со словом альбом. | Фронтальная беседа с целью актуализации знаний | |
5. Самостоятельная работа | 1.Организовать самостоятельное выполнение учащимися работы. 2. Организовать самооценку детьми правильности выполнения задания. | -А сейчас мы с вами поработаем в парах. Посмотрите на экран. Перед вами представлены слова. Ваша задача разделить их на две группы:1)Однозначные 2)многозначные используя толковый словарь. Всем понятно задание? Тогда приступайте. Слова: верста, гимн, журавль, коллектив, мышь, простокваша, заря, пейзаж, тюль, обед, дружба. -Давайте проверим. Однозначные: верста, коллектив, простокваша, тюль, дружба Многозначные: гимн, журавль, мышь, заря, пейзаж, обед | Коллективная работа. По ходу коллективной работы поправляю детей, направляю к правильной мысли. Осуществление учащимися взаимопроверки. | |
6. Рефлексия | 1.Подведение итогов проведенной работы. | -Молодцы! -Давайте вспомним все то, что мы прошли сегодня на уроке. - Что такое «лексика» и «лексическое значение слова»? - Сколько лексических значений имеет слово? - Как определить лексическое значение слов? - Какие слова называются многозначными? -Какие слова называют однозначными? | Осуществление учащимися самооценки. Повторение ранее пройденного. |