Аудиторные занятия по научно-исследовательскому семинару вносятся в расписание занятий магистрантов. Контроль за выполнением самостоятельной научной работы проводится как на аудиторных занятиях, так и в форме коллективных и/или индивидуальных консультаций. График консультаций утверждается руководителем магистерской программы, согласовывается с заведующим кафедрой и передается в деканат факультета экономики и менеджмента.
Посещение научно-исследовательского семинара для магистрантов является обязательным и фиксируется в журнале учета посещаемости. Каждый магистрант не менее одного раза в семестр отчитывается в ходе научно-исследовательского семинара о результатах проделанной работы.
Тематика и сроки проведения занятий отражаются в плане научно-исследовательского семинара. План разрабатывается научным руководителем программы на текущий семестр и доводится до сведения магистрантов не позднее первого по расписанию в семестре аудиторного занятия в рамках научно-исследовательского семинара. Копии плана передаются на кафедру и в деканат.
Тематика занятий семинара отражает:
а) обязательные виды работ по организации и контролю научно-исследовательской деятельности магистрантов;
б) актуальные дискуссионные вопросы и проблемы, возникающие в сфере проектного менеджмента.
В работе семинара принимают участие аспиранты, преподаватели других кафедр, приглашенные практики, эксперты, ученые и представители работодателей.
6. Содержание научно-исследовательского
семинара и оценка работы магистрантов
Содержание научно-исследовательского семинара включает в себя задачи, выполняемые в течение семестра и отчетность по итогам научно-исследовательской работы в семестре.
|
Для получения зачетов и экзамена по результатам работы магистранту необходимо: выполнить в установленные индивидуальным планом сроки и получить положительную оценку научного руководителя семинара и/или научного руководителя магистранта по указанным видам работ.
Все подготовленные и представленные тексты должны являться результатом самостоятельной научно-исследовательской (информационно-аналитической) работы магистрантов, которую они ведут под руководством своих научных руководителей. На их основе студенты готовят презентации для выступлений в ходе семинаров.
Задачи и отчетности по семестрам приведены также в таблице 3. В данном перечне приведены минимальные требования для получения положительной оценки научно-исследовательской работы магистранта. Расширение и дополнение видов выполненных работ позволяет магистранту расширить научный кругозор и повысить уровень профессиональной компетентности.
На каждом из видов работы должна стоять подпись научного руководителя магистранта и руководителя магистерской программы.
Все отчетные работы студентов комплектуются в единый формат академического портфолио (в печатном и электронном форматах) и хранятся на ведущих кафедрах в течение 3 лет.
Помимо текстов письменных работ студентов для получения зачетов и экзамена необходимо учитывать:
- степень участия обучающегося в коллективных обсуждениях,
- качество промежуточных работ (презентаций, проектов, отчетов о практических результатах исследования и пр.),
|
- степень самостоятельности студентов при выполнении зачетных работ;
- посещаемость (отсутствие пропусков заседаний научно-исследовательского семинара).
Статьи пишутся самостоятельно студентом под контролем руководителя магистранта. Статьи могут публиковаться в соавторстве магистранта и его научного руководителя, в соавторстве нескольких магистрантов.
Для сдачи зачетов и экзамена магистранту необходимо решить поставленные в семестре задачи, подготовить отчетные документы, отчитаться на семинаре. Кроме того, для сдачи экзамена магистрант должен сдать для публикации один материал в виде тезисов для конференции, одну статью и в течение всего срока обучения должен не менее одного раза выступить на конференции, круглом столе или другом виде открытых научных мероприятий с представлением результатов исследования.
Задолженность по научно-исследовательскому семинару приравнивается к академической задолженности по учебной дисциплине.
Содержание научно-исследовательской работы в семестре включает в себя:
Этап 1. (Семестр №1). «Методология научных исследований (вопросы общей методологии)»
Важным элементом магистерской подготовки является освоение методологии и навыков научно-исследовательской работы. Следует изучить и обсудить основные понятия и категории, освоить как понятийный аппарат научного поиска, так и осуществить небольшое исследование с целью получения навыков такой работы.
Цель семинара в 1 семестре – изучение методологических аспектов научного поиска и практическая отработка исследовательских приемов, проведение магистрантом самостоятельного исследования.
|
Задачи научно-исследовательской работы в семестре заключаются в формировании умений:
· осуществлять поиск научной информации в определенной области знания с использованием современных информационных технологий;
· формулировать и разрешать задачи, возникающие в ходе выполнения научно-исследовательской работы;
· выбирать необходимые методы исследования (модифицировать существующие, разрабатывать новые методы), исходя из задач конкретного исследования (по теме магистерской диссертации или при выполнении заданий научного руководителя в рамках магистерской программы);
· применять современные информационные технологии при проведении научных исследований;
· обрабатывать полученные результаты, анализировать и представлять их в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчета по научно-исследовательской работе, тезисов докладов, научной статьи, курсовой работы, магистерской диссертации).
Направление научно-исследовательской работы определяется в соответствии с профилем программы подготовки магистров и темой магистерской диссертации.
Выпускающая кафедра, на которой реализуется магистерская программа, определяет специальные требования к подготовке студента, закрепляемые в научно-исследовательской части программы. К числу основных специальных требований относятся:
· владение методологией и современной проблематикой проектного управления;
· знание истории развития методологии управления проектами;
· наличие знаний по подготовке концепции, разработке, реализации, завершению проектов и программ;
· умение практически осуществлять научные исследования, применять эмпирические методы сбора и анализ информации в той или иной научной сфере, связанной с магистерской диссертацией;
· умение работать с конкретными программными продуктами и информационными ресурсами в области управления проектами;
· умение оформлять грантовые и научно-проектные документы.
Основные вопросы этапа №1 семинара:
- Понятия, категории и структура научного исследования.
- Содержание, этапы инструменты и приемы осуществления научного исследования.
- Научные аспекты и процессы подготовки магистерской диссертации.
- Исследование актуальных проблем экономики и управления и подготовка отчета о проведении научно-исследовательской работы.
- Написание обзора литературы по выбранному проблемному полю
Семинар начинается с профориентационных лекций и мастер-классов, проводимых преподавателями кафедры, приглашенными практикам и управляющими проектов, которые делятся опытом своей собственной исследовательской, организационной и проектной работы, знакомят студентов с процедурами организации управления проектами и с частью полученных результатов. Акцент делается на демонстрации образцов исследовательской и аналитической деятельности.
Далее семинар проводится в форме самостоятельной работы студентов, сбора ими информации, подготовки индивидуальных докладов, их обсуждения. Особое внимание предполагается уделить процессу подбора литературы, подготовки литературного обзора по проблеме, анализу авторефератов магистерских диссертаций по выбранному направлению исследования.
Понятия, категории, структура и методология научного исследования
В данной части семинара предполагается изучить:
- понятия: актуальность и проблема исследования, научная гипотеза, методы ее подтверждения, цель исследования, его задачи;
- содержание понятия «научное исследование». Исследование как циклический процесс (модель P.Leedy). Различие между «методом» и «методологией».
- методология количественных исследований. Описательные и экспериментальные количественные исследования. Изучение причинно-следственных связей.
- методология качественных исследований. Научные исследования с применением смешанных методов.
Отдельные темы готовятся студентами в форме докладов на семинаре с иллюстрацией возможностей практического применения медов исследования в практике управления проектами.
Усвоение магистрантом методологических основ научного исследования является предпосылкой для проведения самостоятельного исследования, в котором должно быть продемонстрировано понимание студентом общей методологии, структурных элементов и категорий научного исследования, а также связанных с этим практических навыков. С этой целью осуществляется подготовка исследования по выбранной проблеме из предлагаемого списка тем магистерских диссертаций, указанных в Приложении 2.
На семинаре должны быть рассмотрены и обсуждены варианты структуры диссертации, содержание отдельных ее частей.
Научные аспекты магистерской диссертации
Качество магистерской диссертации во многом зависит от понимания студентом того, что данная работа является научной, в результате выполнения которой должно быть получено новое знание. Характер это знания и его новизны может быть различным, что является предметом обсуждения на семинаре.
Магистерская диссертация должна содержать новое решение научной задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, или новые научно обоснованные разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач экономики или обороноспособности. Безусловно, предполагается, что решение научной задачи при данных условиях и в такой постановке получено впервые. Новизна магистерской диссертации и тема должны быть органично связаны.
Новизна знания в научном смысле предполагает открытие, разработку, формулирование нового знания для отрасли науки, общества. Новизна может быть связана как со старыми идеями, что выражается в их углублении, конкретизации, дополнительной аргументации, показом возможного использования в новых условиях, в других областях знания и практики, так и с новыми идеями, выдвигаемыми лично магистрантом.
Элементы новизны, которые могут быть представлены в магистерской диссертации: новый объект исследования, т.е. задача, поставленная в диссертации, рассматривается впервые; новая постановка известных проблем или задач (например, сняты допущения, приняты новые условия); новый метод решения; новое применение известного решения или метода; новые следствия из известной теории в новых условиях; новые результаты эксперимента, их следствия; новые или усовершенствованные критерии, показатели и их обоснование; разработка оригинальных математических моделей процессов и явлений, полученные с их использованием данные.
Результатом научно-исследовательской работы в 1 семестре является:
- утвержденные темы курсовой работы и магистерской диссертации. Контроль за работой по выбору темы и научного руководителя осуществляет руководитель семинара;
- индивидуальный план работы магистранта с указанием основных мероприятий и сроков их реализации. В ходе этого этапа студенты должны выбрать научного руководителя и совместно с ним определить тему магистерской диссертации, а также сформулировать основную гипотезу и разработать план проведения исследований. Результаты этой работы докладываются каждым студентом на семинаре и обсуждаются в заинтересованной форме всеми участниками;
- составление задание и план-графика подготовки магистерской диссертации.
Отчетностью по итогам научно-исследовательской работы в первом семестре являются: отчет о научно-исследовательской работе в семестре (Приложение 3), включающим исследование предметной области, текст введения магистерской диссертации (5-7 страниц), утвержденный индивидуальный план работы магистранта, оформленные и утвержденные задание и план график подготовки магистерской диссертации.
В качестве рубежного контроля предусматривается зачет по итогам этапа
Этап 2. (Семестр №2). «Конкретизация темы магистерской диссертации. Подготовка первой главы магистерской диссертации»
Цель этапа - обсуждение современных тенденций и актуальных проблем управления проектами и определение на этой основе «собственных ниш» исследований, разработка первой (теоретико-методологической) главы магистерской диссертации.
В ходе этого этапа на семинарах обсуждаются промежуточные результаты индивидуальных исследований, осуществляется обмен опытом разработки проектов, даются консультации по возникающим проблемам и трудностям.
Результатом научно-исследовательской работы во 2-м семестре является:
- постановка целей и задач диссертационного исследования;
-определение объекта и предмета исследования;
- обоснование актуальности выбранной темы и характеристика современного состояния изучаемой проблемы;
- характеристика методологического аппарата, который предполагается использовать;
- подбор и изучение основных литературных источников, которые будут использованы в качестве теоретической базы исследования;
- тезисы к научной конференции с краткими итогами обзора теоретических, методологических и правовых источников;
- первая глава магистерской диссертации, включающей в себя подробный обзор литературы по теме диссертационного исследования, который основывается на актуальных научно-исследовательских публикациях и содержит анализ основных результатов и положений, полученных ведущими специалистами в области проводимого исследования, оценку их применимости в рамках диссертационного исследования, а также предполагаемый личный вклад автора в разработку темы. Основу обзора литературы должны составлять источники, раскрывающие теоретические аспекты изучаемого вопроса, в первую очередь научные монографии и статьи научных журналов;
- реферат по теме магистерской диссертации для определения предметной области, в которой будет выполнять свои исследования магистрант. Данный вид исследовательской работы студентов предполагает активное изучение современных проблем и тенденций развития экономики, формирование системного профессионального мышления.
Назначение реферата - углубить знания студентов по основным проблемам исследования экономики фирмы и отраслевых рынков, сформировать умение анализировать экономического функционирования современных организаций, способность понимания современных проблем экономической теории и практики. При написании работы студент должен использовать современную учебную и научную литературу, обратиться к аналитическим исследованиям, обзорам и проблемным работам по вопросам современной экономики в конкретной сфере профессиональной деятельности.
Реферат - теоретическая работа магистранта, в которой излагаются различные точки зрения (в том числе и критические) на рассматриваемую проблему. Реферат может не включать собственных аналитических и практических исследований магистранта, но наличие обобщений и выводов магистранта по рассматриваемой проблеме является обязательным. Стандартная форма реферата: название темы - план - введение - основная часть (может включать несколько вопросов) - заключение - список литературы. Объем реферата - 10-25 страниц.
Отчетностью по итогам научно-исследовательской работы в семестре №2 являются: отчет о научно-исследовательской работе в семестре, тезисы к научной конференции, реферат по теме магистерской диссертации, текст главы 1 магистерской диссертации.
В качестве рубежного контроля предусматривается зачет по итогам этапа.
Этап 3. (Семестр №3). «Подготовка и защита курсовой работы. Подготовка второй главы магистерской диссертации»
Цель этапа – отработка исследовательских навыков на практике, получение результатов собственных исследований магистрантом, подготовка второй (аналитической) главы магистерской диссертации, защита курсовой работы, подготовка статьи по результатам исследования. Как правило, курсовая работа пишется на основе материала, собранного магистрантом при подготовке 1 и 2 глав магистерской диссертации.
Данный этап семинара строится в разрезе проблем отдельных специализаций магистерской программы. Определяются и обсуждаются направления проведения исследовательских проектов в соответствии с темами магистерских диссертаций, планы и структура работ, а также результаты их выполнения.
В результате проведения научного исследования должны быть получены новые данные и знания об объекте исследований, выполнен их анализ, выявлены статистические закономерности и взаимосвязи. Результаты научного исследования должны представлять вклад в систему знаний об исследуемом объекте. Предполагается, что материалы научного исследования войдут в диссертацию в качестве практического раздела.
Результатом научно-исследовательской работы в 3-м семестре является:
- курсовая работа, включающая результаты научных исследований магистранта, проведенных в течение трех семестров. Для защиты предоставляется оформленная в установленном порядке курсовая работа, презентация и доклад;
- вторая глава магистерской диссертации, включающей себя подробный анализ объекта исследования;
- статья с итогами подготовки аналитической части МД (возможно, с учётом теоретической части).
Отчетностью научно-исследовательской работы в 3-м семестре является защита курсовой работы, отчет о научно-исследовательской работе в семестре, текст главы 2, текст статьи с итогами подготовки аналитической части (возможно, с учётом теоретической части).
В качестве рубежного контроля предусматривается зачет по итогам этапа.
Магистрант получает задание на прохождение научно-исследовательской практики, которое подписывают магистрант и научный руководитель магистерской диссертации.
Этап 4. (Семестр №4). «Подготовка третьей главы магистерской диссертации»
Цель этапа – написание третьей (проектной, рекомендательной) главы магистерской диссертации, представление и защита практической части проведенного исследования (разработка проекта, разработка мероприятий и направлений, оценка их эффективности и т.п.).
Данный этап семинара является заключительным. Его результат – представление практической части магистерской диссертации. В работе этапа принимают участие научные руководители магистерских диссертаций.
По мере завершения научного исследования каждый студент докладывает на семинаре полученные итоговые результаты, сделанные на их основе выводы и рекомендации. Студенты дорабатывают магистерские диссертации с учетом полученных от преподавателя и участников семинара замечаний.
В течение всей работы над магистерской диссертацией, магистрант вносит необходимые изменения во введение, добавляет пункты о личном вкладе магистранта в работе.
Отчетностью научно-исследовательской работы в 4-м семестре является презентация и защита практической части магистерской диссертации, отчет о научно-исследовательской работе в семестре, отчет о прохождении научно-исследовательской практики.
В качестве итогового контроля предусматривается экзамен по итогам работы в четырех семестрах.
Окончательный вариант магистерской диссертации магистрант готовит в межсессионный период и представляет сначала для предзащиты, а затем и для защиты в пятом семестре. Без прохождения предзащиты магистерской диссертации, к итоговой государственной аттестации магистрант не допускается.
Таблица 3. Структура научно-исследовательского семинара
Задачи | Отчетные документы | Отчетность на семинаре | |
1 семестр | 1. Изучение методологии научного исследования 2. Выбор научного направления, формулирование проблемы и гипотезы исследования 3. Утверждение научного руководителя 4. Заполнение индивидуального плана работы магистранта 5. Выбор и утверждение темы магистерской диссертации | 1. Заявление на курсовую работу и заявление на МД (подписывают магистрант и научный руководитель МД) 2. Индивидуальный план работы магистранта (подписывают магистрант, научный руководитель МД и научного руководитель магистерской программы) 3. Задание на ВКР 4. План-график подготовки ВКР 5. Отчёт о НИР магистранта (подписывают магистрант и научный руководитель МД) 6. Приказ об утверждении научного руководителя магистранта | 1.Доложить о результатах научно-исследовательской работы в течение семестра 2. Провести презентацию выбранного направления исследования |
2 семестр | 1. Подготовка и утверждение развернутого плана магистерской диссертации 2. Подготовить теоретико-методологический обзор по теме диссертации в виде реферата 3. Подготовить тезисы к научной конференции с краткими итогами обзора теоретических, методологических и правовых источников 4. Написание главы 1 магистерской диссертации | 1. Тезисы к научной конференции с краткими итогами обзора теоретических, методологических и правовых источников 2. Реферат по теме МД 3. Текст главы 1 4. Отчёт о НИР магистранта (подписывают магистрант и научный руководитель МД) | 1. Доложить о результатах научно-исследовательской работы в течение семестра 2. Презентация главы 1 магистерской диссертации. |
3 семестр | 1. Написание и защита курсовой работы 2. Написание главы 2 магистерской диссертации 3. Подготовить и сдать статью с итогами подготовки аналитической части МД (возможно, с учётом теоретической части) для публикации | 1.Курсовая работа 2. Текст главы 2 3. Текст статьи по результатам исследований 4. Отчёт о НИР магистранта (подписывают магистрант и научный руководитель МД) | 1. Доложить о результатах научно-исследовательской работы в течение семестра 2. Проведение защиты курсовой работы |
4 семестр | 1. Прохождение научно-исследовательской практики 2. Написание главы 3 магистерской диссертации | 1. Текст главы 3 2. Отчет о прохождении научно-исследовательской практики 3. Отчёт о НИР магистранта (подписывают магистрант и научный руководитель МД) | 1. Доложить о результатах научно-исследовательской работы в течение семестра 2. Проведение защиты практической части магистерской диссертации |
Приложение 1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования