Задание 5. ИТОГОВОЕ, ОБОБЩАЮЩЕЕ




Предложите ребенку на помещенной ниже картинке показать следующее: геометрическую фигуру, расположенную в центре; фигуры, рас­положенные в левом верхнем углу и в левом нижнем углу; фигуры, расположенные в правом верхнем углу и в правом нижнем углу; фигуры, расположенные справа от квадрата, от круга и т.д.; фигуры, расположенные выше круга, тре­угольника и пр.

 

При успешном выполнении этих заданий по­просите ребенка ответить на возможно большее количество вопросов, касающихся расположения фигур относительно страницы 145 (в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и пр.) и отно­сительно друг друга (справа от квадрата, выше треугольника и т.п.).


Все приведенные выше задания рассчитаны не только на выявление степени сформированности у ребенка пространственных представлений, зри­тельного анализа и синтеза, состояния зрительно­го внимания и памяти, но одновременно и на их развитие и усовершенствование. Поэтому если ре­бенок не справляется с заданиями, рассчитанными на его возраст, нужно сразу позаботиться о вырав­нивании «западающих звеньев». Суть занятий с ним будет сводиться к некоторым дополнитель­ным пояснениям (смотря по ситуации) и к доста­точному количеству упражнений в определении формы и величины предметов, их пространственного расположения по отношению к нему и друг к другу. Именно с такой целью в этом разделе и подобран целый ряд однотипных заданий и доста­точно большой иллюстративный материал.


Предупреждение трудностей

В усвоении

Зрительных образов букв

Сформированность зрительно-пространствен­ных представлений ребенка очень важна для уз­навания им сходных по начертанию букв.

Дети дошкольного возраста в большинстве случаев уже знают печатные буквы, однако эти знания часто бывают недостаточно устойчивыми. Так, даже уже умеющий читать дошкольник не­редко останавливается в процессе чтения и припо­минает или спрашивает у взрослых название той! или иной буквы. Неустойчивое представление о буквах у некоторых детей сохраняется и в школь­ном возрасте.

Прежде чем перейти к проверке устойчивости знания ребенком букв и его умения от­личать друг от друга сходные по начертанию буквы, следует проверить состояние у него спо­собности узнавать изображенные на картинках предметы, в том числе и в усложненных услови­ях. Эта проверка позволит одновременно вы­явить и состояние зрительного анализа и син­теза.

Маленькому ребенку легче всего узнать любой предмет в его натуральном виде, то есть в харак­терном для этого предмета реальном объеме, цвете и т.п. К узнаванию же любого предмета, животно­го, растения на картинке, где они представлены в плоскостном, а нередко еще и черно-белом изобра­жении, ребенок подходит постепенно. (Сравните узнавание маленьким ребенком реальной живой собаки и той же самой собаки, изображенной на небольшой картинке).

Для того чтобы можно было выявить даже сравнительно небольшие нарушения в узнавании предметов, используются специальные приемы, за­трудняющие это узнавание. Одним из таких прие­мов является, например, постепенное уменьшение числа информативных признаков о предмете. Так, сначала ребенку предлагается узнать изображен­ные на картинках реальные предметы, затем — контурные рисунки предметов и, наконец, пунк­тирные их изображения и изображения предметов с недостающими деталями. К другим приемам ус­ложнения узнавания относится так называемое зашумление» изображений, то есть их штриховка, перечеркивание, наложение друг на друга и пр. В этом последнем случае ребенку бывает довольно сложно вычленить один или несколько предметов из какого-то общего «хаоса». Особую сложность представляют те задания, при которых использу­ются сразу обе указанные группы приемов, за­трудняющих узнавание изображений. Такие зада­ния рассчитаны, например, на узнавание наложен­ных друг на друга пунктирных изображений, заштрихованных контурных изображений, за­штрихованных изображений предметов с недос­тающими деталями и т.п.

Приводимые ниже картинки расположены в порядке нарастающей сложности узнавания. Дети среднего и старшего дошкольного возраста с нор­мальным уровнем развития интеллекта и зритель­но-пространственных представлений должны справиться со всеми предложенными заданиями, то есть они должны узнать все изображенные на картинках предметы. В то же время многие зада­ния (в особенности по первой картинке) могут быть доступны и детям более раннего возраста.



















Если в результате проверки обнаружится недо­развитие у Вашего ребенка способности к узнава­нию предметов, то используйте эти же самые кар­тинки для его формирования и усовершенствова­ния. Но провести эту работу нужно обязательно до начала обучения ребенка грамоте, поскольку узна­вание букв — задача гораздо более сложная, чем узнавание предметов. Если же ребенок уже посеща­ет школу и у него наблюдаются трудности в усвое­нии начертаний букв, то и в этом случае коррекционную работу с ним лучше начать с узнавания пред­метов в усложненных условиях.

 

По аналогии с проверкой способности к узнаванию предметов проверьте и возможность узнавания букв Вашим ребенком в том случае, ес­ли он уже знает буквы. Такая проверка необходи­ма и для учащихся младших классов, испытываю­щих затруднения при овладении чтением и пись­мом. С этой целью предложите ребенку следующие задания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: