Задание 7. Узнать стилизованные буквы.




 

Если ребенок, относительно хорошо знающий буквы, испытывает трудности при узнавании этих букв в усложненных условиях, то это свидетельст­вует о недостаточной устойчивости его зритель­ных представлений о буквах (то есть о неус­тойчивости зрительных образов букв). А это значит, что в процессе обучения грамоте у него могут появиться смешение сходных по начерта­нию букв, недописывание элементов букв и т.п. По этой причине надо уже в дошкольном возрасте постараться предупредить возможные специ­фические нарушения письма.

Поупражняйте ребенка в узнавании букв в ус­ложненных условиях, используя для этого те же самые рисунки. Дополнительно используйте при­водимое ниже задание на реконструирование букв, то есть как бы на «переделку» одной буквы в дру­гую, что позволит ребенку лучше усвоить особенности «строения» каждой буквы и ее основные от­личительные признаки.


Этот вид упражнений должен сопровождаться примерно такими вопросами: «Что нужно сделать для того, чтобы из буквы Щ получить Ш? А как можно переделать букву Г в Т или в П?». Еще лучше, ориентируясь на приведенный рисунок, вы­резать из картона отдельные элементы печатных букв и упражнять ребенка в складывании разных букв из этих элементов и в переделке одной буквы в другую (упражнения в конструировании и ре­конструировании букв). Можно вылепить буквы из пластилина.

Особого внимания требуют те случаи, когда ре­бенок проявляет склонность к «зеркальному» на­писанию букв. После решения вопроса о том, какой рукой ему целесообразнее писать, его нужно особенно тщательно поупражнять в выполнении заданий, приведенных на стр. 141 — 143. Можно рекомендовать также прием выборочной работы только над теми печатными буквами, на которые может распространяться «зеркальность». С этой целью исключите из работы те полностью симмет­ричные буквы, которые просто невозможно напи­сать зеркально. К их числу относятся следующие: А,Д,Ж,М,Н,О,П,Т,Ф,Х,Ш.

Далее объясните ребенку, что все буквы пи­шутся в направлении сверху вниз (а не наобо­рот!) и слева направо, а также что элементы в буквах почти всегда приписываются с правой стороны. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю. Поупраж­няйте ребенка в написании этих печатных букв, чтобы он привык писать их в направлении свер­ху вниз и слева направо. После этого ему оста­нется запомнить только следующие шесть букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я. Отдельно обратите внимание ребенка также на написание буквы С, особенно часто изображаемой детьми зеркально. Эта буква «развернута» вправо.

Поупражняйте ребенка в различении правиль­но и зеркально написанных букв, не злоупотреб­ляя, однако, этим упражнением, чтобы у него не закрепились «зеркальные» образы букв. Предло­жите ему показать на приведенном ниже рисунке только правильно написанные буквы.

В заключение хочется сказать, что столь дол­гий разговор о развитии зрительно-пространст­венных представлений у детей не случайно пред­шествовал описанию конкретных упражнений в различении букв. Ведь не исключен вопрос чита­теля: не проще ли было начать сразу с букв? Нет, не проще. И вот почему.

Во-первых, сформированность зрительно-про­странственных представлений у детей к началу их школьного обучения важна не только для овладе­ния грамотой. Ребенку в школе предстоит изучать и геометрию, и географию, и черчение, где также не обойтись без достаточно четких представлений о пространстве.

Во-вторых, к тому времени, когда у ребенка про­явятся трудности в усвоении букв, слишком многое в формировании у него пространственных представ­лений будет уже безвозвратно упущено. И даже сам по себе факт неразличения сходных по начертанию букв явится лишь как бы заключительным этапом гораздо более ранних «западаний» в этом плане. Что особенно обидно — даже в школьном возрасте работу над буквами все равно придется начинать с предварительного восстановления, выравнивания всех «выпавших» звеньев. Так, например, пока ребе­нок не научится четко ориентироваться в левой и правой сторонах пространства, он не сможет полно­стью преодолеть «зеркальное» написание букв.

Поэтому проявлять заботу о формировании у ре­бенка правильных представлений о пространстве нужно своевременно, с учетом сроков их развития в норме. И если известно, например, что нормально развивающийся ребенок в определенном возрасте может собрать пирамидку или матрешку, то необхо­димо позаботиться о том, чтобы и Ваш малыш также сумел это сделать в том же возрасте. Здесь важно понять, что запоздалое формирование одних пси­хических функций с неизбежностью приводит к за­держке развития или к неправильному формирова­нию других связанных с ними функций, которые как бы «надстраиваются» над ними. В результате этого к началу школьного обучения у ребенка может на­копиться довольно солидный багаж всякого рода «недоразвитии», что в конечном итоге сделает невоз­можным его успешное обучение в условиях общеоб­разовательной школы. Чтобы этого не произошло, важно постоянно наблюдать за развитием ребенка в дошкольном возрасте и в случае необходимости своевременно «подправлять» ход этого развития.
Глава 4

Развитие

Устной речи

Звукопроизношение

Формирование у ребенка всех основных сто­рон устной речи (звукопроизношения, словарно­го запаса, грамматического строя и связной речи) протекает в неразрывном единстве. Но для большей ясности изложения условно рас­смотрим каждую из них в отдельности, тем бо­лее что во многих случаях они нарушаются из­бирательно (при хорошем уровне речевого раз­вития ребенок может неправильно произносить некоторые звуки и т.п.).

Одним из важных звеньев становления у ре­бенка речи является овладение правильным звукопроизношением. Однако говорить об этом в от­рыве от усвоения слов и фразовой речи можно, как уже было отмечено, лишь условно, так как звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а только в процессе постепенного овладения навыками произношения слов и целых фраз. Но если все же попытаться проследить только ход становления звукопроизношения, то в самых об­щих чертах получится примерно такая картина.

К трехлетнему возрасту ребенок с нормально развивающейся речью овладевает правильным произношением всех сравнительно простых по своей артикуляции (то есть по положению речевых органов) звуков речи. К числу артикуляторно более сложных звуков относятся свистящие (С, 3, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), а также звуки Р и Л. В силу того, что для правильного произноше­ния этих звуков требуются достаточно тонкие и дифференцированные движения речевых органов (особенно языка), эти звуки появляются в детской речи обычно уже после трех лет. Так, по М.Е.Хватцеву, правильным произношением сви­стящих и шипящих звуков большинство детей ов­ладевает в возрасте от 3 до 5 лет, а Р и твердое Л появляются в детской речи примерно в 5 —6-лет­нем возрасте.

Для самого хода усвоения сложных по артику­ляции звуков характерно то, что они усваиваются ребенком не сразу в окончательном виде, а сначала заменяются более простыми по произно­шению звуками, проходя в своем становлении как бы несколько этапов. Например, звук Ш ребенок сначала заменяет на ТЬ (ТЯПКА вместо ШАП­КА), затем - на СЬ (СЯПКА вместо ШАПКА), далее - на С (САПКА вместо ШАПКА) и лишь позднее он усваивает, наконец, правильную артикуляцию этого довольно сложного звука.

Но, так или иначе, до начала школьного обучения нормально развивающийся ребенок успевает овла­деть правильным произношением всех звуков речи, что очень важно для его успешного обучения грамо­те. Однако нередки случаи, когда по разным причинам усвоение правильного звукопроизноше­ния у детей задерживается и они приходят в школу с дефектным произношением некоторых звуков. Что­бы этого не случилось, важно своевременно прове­рить, все ли звуки произносятся ребенком правиль­но. Необходимость специальной проверки правиль­ности звукопроизношения вызвана и тем, что многие родители не замечают дефектных звуков у своих де­тей, хотя и слышат их речь ежедневно, те же, которые замечают, нередко относятся к этому обстоятельству спокойно, объясняя это тем, что они и сами тоже «так говорят» или «в детстве так говорили».

С точки зрения предстоящего обучения грамоте при проверке звукопроизношения особое внима­ние нужно обратить на полное отсутствие некото­рых звуков в речи ребенка (АМА вместо РАМА) и постоянную замену одних звуков другими (ЛАМА или Й AMА вместо РАМА). Важно отметить и так называемое смешение звуков, когда ребенок, умею­щий правильно произносить оба близких звука, часто смешивает их в речи (говорит то РЫБА, то ЛЫБА, то ГАЛКА, то ГАРКА). Во всех этих случаях с началом школьного обучения пропуски букв или однотипные буквенные замены могут появиться и на письме. Поэтому такие дефекты в произношении звуков речи обязательно должны быть устранены до начала обучения ребенка грамоте. А если он уже овладел грамотой, но пишет с упомяну­тыми выше ошибками, то основной путь их преодо­ления опять-таки лежит через коррекцию наруше­ний звукопроизношения.

Поскольку дети чаще всего неправильно про­износят артикуляторно сложные звуки, такие, как свистящие, шипящие, а также Р, Л и иногда Й, то и проверке подлежат в первую очередь именно эти звуки. Особое внимание в ходе проверки нужно обратить также на возможные взаимные замены в речи ребенка мягких и твердых согласных звуков (СЮМКА вместо СУМКА или ГУС вместо ГУСЬ). Если такие замены звуков не будут устра­нены в дошкольном возрасте, то в школе ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при изучении правил написания мягкого знака.

Проверить правильность произношения звуков можно при помощи приводимых ниже картинок, в названиях которых содержатся все упомянутые звуки. Картинки подобраны таким образом, что при их назывании каждый проверяемый звук по­следовательно оказывается в трех положениях в слове: в начале, в середине и в конце его. Это дает возможность получить более точное представле­ние о правильности произношения ребенком каж­дого проверяемого звука. Исключение составля­ют лишь звуки 3 и Ж, которые в конце слов оглу­шаются, и поэтому не имеет смысла подбирать картинки типа «ёж», «нож».

В названиях каждой картинки содержится только один «трудный» звук, что позволяет взрослому полностью сосредоточить свое внимание именно на этом звуке и уловить особенности его звучания в речи ребенка. Например, на звук С подобраны такие картинки: СУМКА, БУСЫ, АВТОБУС. Из всех сложных по артикуляции звуков в названиях этих картинок содержится только проверяемый звук С.

Кроме того, в нижней части каждой страницы с кар­тинками, предназначенными для проверки произно­шения того или иного звука, помещена еще одна кар­тинка, по содержанию которой ребенок должен дать полный ответ на предложенный ему взрослым во­прос. Например: ГДЕ СТОИТ БОЛЬШОЙ СТЕК­ЛЯННЫЙ СТАКАН? - БОЛЬШОЙ СТЕКЛЯН­НЫЙ СТАКАН СТОИТ НА СТОЛЕ. Благодаря этому проверяемый звук окажется включенным во фразу, что очень важно: нередко ребенок правильно произносит звук в отдельно взятых словах, но иска­жает его во фразах и особенно в связной речи. В отве­те на вопрос скрыта еще одна сложность — ребенок Должен будет при этом произнести слова не только с проверяемым звуком С, но и со звуком Ш, который близок к проверяемому и нередко с ним смешивается (БОЛЬСОЙ вместо БОЛЬШОЙ или ШТАКАН вместо СТАКАН). Таким образом, здесь мы созна­тельно усложняем ситуацию, чтобы не пропустить имеющихся у ребенка трудностей.

При проверке состояния звукопроизношения последовательно открывайте одну за другой страницы на определенные звуки. На каждой из странице ребенок должен сначала самостоятельно назвать три верхние картинки, а затем ответить на Ваш вопрос по содержанию нижней картинки. Са­мостоятельность называния картинок важна пото­му, что при повторении этих же самых слов (на­пример, СУМКА, БУСЫ, АВТОБУС) вслед за взрослым ребенок нередко более отчетливо про­износит «трудные» звуки, чем самостоятельно, что может создать неправильное представление о со­стоянии его звукопроизношения.

Если в ходе проверки выяснится, что ребенок говорит, например, ТУМКА или ШУМКА вместо СУМКА или ОЗА вместо РОЗА, то это как раз и есть тот случай, когда необходимо устранить имею­щийся недостаток до начала обучения ребенка гра­моте. Дело в том, что ученика, овладевающего гра­мотой, на первых порах просят проговаривать все записываемые слова для уточнения их звукового состава. Если же ребенок произносит слова непра­вильно (например, ЛУБАШКА вместо РУБАШКА или СКАТУЛКА вместо ШКАТУЛКА), то такое проговаривание ему только мешает, приводя к оши­бочному написанию слов — он как бы сам себе не­правильно диктует эти слова.

Искаженное произношение звука (например, так называемое «картавое» Р) принято относить к своего рода «косметическим» дефектам, посколь­ку они не отражаются на письме и обычно не за­трудняют овладение грамотой. По этой причине мы на них здесь не останавливаемся, хотя и эти дефекты в произношении звуков, безусловно, лучше устранить в дошкольном возрасте.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: