Значение крестовых походов




Введение

 

Крестовые походы это военно-колонизационные движения западноевропейских феодалов, части горожан и крестьянства, осуществлявшиеся в форме религиозных войн, под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман, либо обращения язычников или еретиков в католичество. Классической эпохой Крестовых походов считают конец

XI XIII вв однако, попытки возродить их предпринимались до конца средневековья, а использование символики и атрибутов крестоносного движения характерно и для нового времени, вплоть до современности. Первые крестовые походы отличались массовым характером и стихийностью. Помимо крупных сеньоров и рыцарей из разных стран в них принимали участие крестьяне и купечество северо-итальянских и южно-французских городов

Целью данной работы является исследование особенностей и основных этапов религиозных войн

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть положение в Европе накануне религиозных войн;

- исследовать этапы, хронологию религиозных войн в Сирии;

- проанализировать итоги гражданских войн в Сирии;

- рассмотреть особенности кризиса абсолютизма в период религиозных войн.

Крестовые походы

 

(1095–1270), военно-колонизационные походы европейцев на Ближний Восток (в Палестину, Сирию, Египет, Тунис) в конце 11–13 вв. в форме паломничества с целью освобождения Святой Земли (Палестины) и Гроба Господня (в Иерусалиме) от «неверных» (мусульман). Отправляясь в Палестину, их участники нашивали красные кресты себе на грудь, возвращаясь, нашивали его на спину; отсюда название «крестоносцы».


1.1.Причины крестовых походов

Причины в основе такого явления, как крестовый поход лежит множество причин демографического, социально-экономического, политического, религиозного и психологического характера, причем многие из них могли даже не осознаваться самими участниками походов. Рассмотрим их по порядку.

В XII веке в Западной Европе начался демографический рост. однако происходил он в условиях сильной ограниченности ресурсов. Первым ресурсом, в котором люди испытывали острейший недостаток, была земля. Отсюда были постоянно низкая производительность труда и урожайность. Развитие товарно-денежных отношений еще больше обострило ситуацию. Люди попадали под зависимость от рыночной конъюнктуры и их экономическое положение становилось все более и более уязвимым. В результате возник значительный избыток населения, а он уже не мог быть обеспечен в рамках средневековой системы хозяйствования. Количество людей, в него попавших, можно разделить на несколько социальных групп: младшие сыновья феодалов, обедневшие рыцари, мелкие крестьяне, оставшиеся в силу обстоятельств без земли. Таким образом, крестовые походы были закономерным следствием перенаселения Западной Европы. Значительную роль в развитии идей крестовых походов сыграли представления тогдашних людей о Востоке как о стране, где хранятся несметные сокровища, есть плодородные земли, красивые ткани и т.д. Разумеется, все это стимулировало азарт завоевателей.

Кроме этого, у части европейских стран были и свои исторически сложившиеся мотивы начать поход. Например, итальянских торговых городов-республик, к которым можно причислить Венецию, Геную и Пизу завоевательные походы на Восток были как бы продолжением их борьбы с арабами за господство на Средиземном море. Для этих участников особую важность представляло укрепление на берегах Леванта и контроль над торговыми путями в Месопотамию, Аравию и Индию. Демографическое давление обусловило и рост политической напряженности. Междоусобицы, феодальные войны, крестьянские мятежи — все это стало привычным явлением в жизни Европы того периода времени. Здесь крестовые походы были тем явлением, которое давало возможность направить агрессию местного населения не внутрь страны, а за ее пределы. То есть справедливая война против внешнего врага работала на объединение социальных групп христианского мира. Еще одной причиной крестовых походов является усложнение политической и экономической ситуации природными катаклизмами и эпидемиями. В период с конца 1080-х – начала 1090-х на Европу обрушились наводнения, небывалые морозы, а также такие заболевания, как «горячка» и чума. Все это при тогдашнем уровне развития медицины и господствующем положении церкви способствовало возникновению в обществе таких явлений, как отшельничество, религиозная экзальтация, аскетизм. На фоне всего этого у людей резко возросла потребность в религиозном подвиге и даже в самопожертвовании, которые бы обеспечили искупление грехов и достижение вечного спасения. Все это достаточно сильно влияло на психологию людей: в их сознании сплелись и стремление завладеть богатствами Востока, и жажда путешествий, которая представлялась избавлением от повседневных забот и тягот, и, в конце концов, мысли об обретении блаженства в неведомом краю.

 

Что же касается инициаторов крестовых походов, то ими были религиозные деятели, положение которых очень сильно укрепилось со второй половины XI века. Как следствие Клюнийского движения и реформ Григория VII позиция католической церкви была довольно крепкой и она стала первым претендентом на роль лидера христианского движения в Западной Европе

 

Значение крестовых походов

 

Крестовые походы обозначают начало конца средневековья. Они стали завершением развития христианской цивилизации. Это был наибольший всплеск средневековой христианской энергии, после которой наступил внутренний кризис христианства. Это конец средневекового универсализма, стремления построить великое христианское государство. Крестовые походы обнаружили несбыточность этой идеи, ее разложение, крах союза церкви и мира, попытки распространить этот синтез на всю вселенную. Потерпев неудачу, цивилизация расторгает свой союз с церковью.

Кроме того, крестоносцы столкнулись с мусульманским миром. Это было испытание той уверенности, что только христиане являются подлинными людьми, что только христианское западноевропейское устройство мира является естественным, имеет право на существование. Они столкнулись с тем, что вне христианского мира есть нормальные люди, исполненные даже большими добродетелями, чем сами христиане. Это столкновение с культурой и нравственностью мусульманского мира было испытанием для осознания своей исключительности западного мира.

Плодотворным, а с другой стороны, пагубным для Европы стало наводнение всевозможными реликвиями, святыми мощами. Это способствовало магическому восприятию святыни, что отразилось на принятии Таинства как силы, действующей независимо от готовности принять эту святыню, магического представления о христианских Таинствах.

Крестовые походы имели огромное значение для политических изменений в Западной Европе, которые окажутся критическими в разложении средневекового универсализма. Крестовые походы обеспечивали отток феодалов-рыцарей в Святую Землю, добрая половина из которых не вернулась в Европу. Происходил отток носителей феодального сознания из Европы. Класс феодалов, его могущество в эпоху крестовых походов были значительно уничтожены. Средневековый универсализм был возможен только в условиях феодального общества, так как только в условиях феодальной раздробленности было возможно существование такого общеевропейского сознания. С одной стороны, была общеевропейская церковь, с другой - некое общеевропейское христианское государственное образование. С уничтожением класса феодалов ослабла феодальная раздробленность, появились национальные государства. Объединение национальных государств во имя общего христианского государства было уже менее возможно, чем объединение феодалов. Формирование национального государства вступило в противоречия с идеей универсализма, так как интересы своего национального государства были более значимы, чем интересы некоего «всемирного государства».

Самым роковым итогом крестовых походов стало ослабление восточного христианства. Падение Константинополя, захват его крестоносцами стало прелюдией взятия его турками. После удара западных христиан византийцы уже не смогли в полной мере восстановиться. Этот религиозно-политический антагонизм стал уже непримиримым, речи теперь о единении с западными христианами не могло быть. До четвертого крестового похода общение еще было, после него сознание общения уже было невозможно. Важнейшим духовным процессом этого времени является то, что в начале второго тысячелетия западная христианская традиция уже отделилась от восточного христианства, от наследия Вселенской церкви. Происходит становление западного, германского типа религиозного сознания.

 

Ян гус



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: