ИДЕНТИФИКАЦИЯ (ТИПИЗАЦИЯ) ПОЛОРОЛЕВАЯ - 11 глава




Цель воспитания — теоретическое обобщение и выражение по­требностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, свойствам и каче­ствам, умственному, физическому, нравственному, эстетическо­му развитию и отношению к жизни.

Цель образования — образовательный идеал, задаваемый соц. заказом и реализуемый через различные подходы. Экстенсивная модель Ц. о. — передача как можно более полного объема накоп­ленного опыта, культурных достижений, помощь учащемуся в самоопределении на этом культурном базисе. Продуктивная мо­дель — подготовка учащихся к тем видам деятельности, к-рыми ему предстоит заниматься, и к той структуре занятости, к-рая поддерживает развитие соц. общности и его собственное развитие. Интенсивная модель — подготовка учащихся на основе развития их универсальных качеств не только к освоению определенных знаний, но и к постоянному их совершенствованию и развитию собственных творческих потенций.

Цель педагогическая — результат взаимодействия педагога и уча­щегося, формируемый в сознании педагога в виде обобщенных мысленных представлений, в соответствии с к-рыми затем отби­раются и соотносятся между собой все остальные компоненты пед. процесса.

Цель педагогического исследования — выявление причинно-следственных связей и закономерностей в пед. явлениях и разра­ботка на их основе теорий и методик.

ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ - общественно значимые для личности, соц. общности, общества в целом материальные, соц. объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; соц. одоб­ряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ц. с. не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей, на их формирование направ­лен пед. процесс.

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО ГРУППЫ -один из основных показателей сплоченности группы, фиксирую­щий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отноше­нию к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ - 1) избирательное отноше­ние человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и

поведении; 2) способ дифференциации человеком объектов по их значимости.

ЦЕРЕМОНИЯ — последовательность действий, имеющих сим­волическое значение, посвященных празднованию к.-л. событий или дат. Ц. в учебно-воспитательных учреждениях необходимы для придания торжественности и красочности отдельным событиям жизни детского коллектива, создания и закрепления традиций, к-рым огромное значение в формировании детского коллектива придавал А.С.Макаренко.

Ч

ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ — относительно устойчивое качество лич­ности, являющееся компонентом ее характера и проявляющееся в особенностях поведения. Наиболее широко исследованы такие Ч. л., как экстраверсия — интроверсия, тревожность, ригидность и др.

ЧЕСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - при­знание обществом и осознание педагогом высокой общественной ценности самоотверженного выполнения своего профессиональ­ного долга.

ЧУВСТВА — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие связь последних с его потребностями и мотивами.

ш

ШАГ ПРОГРАММЫ (в программированном обучении) — доза информации об изучаемом знании, действии; задания-операции по работе с информацией, по ее усвоению; контрольные задания (обратная связь) и указания о повторении упражнений или пере­ходе к следующему шагу.

ШКОЛА — соц. институт, общественно-государственная сис­тема, призванная удовлетворять образовательные запросы обще­ства, личности и государства.

ШКОЛА МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ - школа, в к-рой из-за не­достаточного количества детей создаются разновозрастные, с ма­лой наполняемостью (по 2—3 человека в каждом) классы и один учитель одновременно работает с несколькими классами по учеб­ным планам, соответствующим возрастным группам. М. б. началь-

ные, неполные средние и средние. Ш. м. открываются, как правило, в сельской местности.

ШКОЛЫВОСКРЕСНЫЕ — общеобразовательные, профес­сиональные или религиозные школы, обучение в к-рых проводи­лось по воскресеньям. Открывались в России с середины XIX в. для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян, ремеслен­ников. В настоящее время возрождаются религиозные воскресные школы, в к-рых дети по собственному желанию или воле родите­лей осваивают основы того или иного вероучения.

ШКОЛЫ-КОММУНЫ — 1) учебно-воспитательные заведе­ния, созданные в РСФСР в 1918 г. с целью практической разра­ботки вопросов новой педагогики и трудовой школы. Состояли из школы 1-й и 2-й ступени и интерната при них. Иногда при шко­лах открывался и детский сад. Помимо учебных занятий воспитан­ники Ш.-к. работали в ремесленных мастерских, на производстве и в сельском хозяйстве. Жизнь в интернате строилась на началах самообслуживания, поощрялись инициатива и самодеятельность воспитанников. Просуществовали до конца 20-х годов. 2) Образо­вательно-воспитательные учреждения в СССР для беспризорных детей и подростков, сирот и несовершеннолетних правонаруши­телей, к-рые были созданы в первые годы советской власти и просуществовали до конца 30-х годов. Обучение соединялось с про­изводительным трудом.

ШКОЛА ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ — школа, в к-рой админист­ративное управление рационально сочетается с хорошо развитым и эффективно действующим общественным управлением. Ш. д. пре­доставляет учащимся возможности для их индивидуального само­совершенствования при условии соблюдения правил коллектив­ной жизни. Основными принципами жизнедеятельности Ш. д. являются строгое соблюдение Устава школы, основанного на де­мократических началах, всеми участниками пед. процесса; выбор учащимися учебных предметов, уровня их усвоения и времени изучения, выбор учителей и учащихся, возможность самостоя­тельного изучения учебных предметов в форме заочного обучения или экстерната, обязательная защита прав учащихся, учителей и администрации школы.

ШКОЛА КАК КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРО­СТРАНСТВО — образовательное пространство, в к-ром культи­вируется личностный и профессиональный рост пед. и управлен­ческих кадров, а также учащихся и их родителей как творческих личностей.

ШКОЛА КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА - школа, в к-рой сохраняется лучшее из того, что было создано прежде и его упрочение; демонтируется старое и негодное; незаслуженно

забытое возрождается в новых формах; осуществляются иннова­ции во всех направлениях деятельности.

ШКОЛА КАК ФУНКЦИОНИРУЮЩАЯ СИСТЕМА - шко­ла, работающая в режиме традиционных форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса и дающая, как правило, устойчивый стабильный результат. Инновации осуще­ствляются, но носят эпизодический характер.

ШКОЛА РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ - направление в рус­ской педагогике в XIX в., выражающее общенациональные идеи. Было представлено К.Д.Ушинским, Н.М.Карамзиным, И.И.Мар­тыновым, И.В.Киреевским, И.М.Ястребцовым и др. Их выступ­ления, особенно идеи о народности воспитания К.Д.Ушинского, возбуждали у современников интерес и формировали нацио­нальную позицию в построении народной школы, определяли отношение к иностранному опыту в области образования. В начале XX в. В.Н.Сорока-Росинский (1882—1960) при организации рус­ской национальной школы предлагал руководствоваться двумя принципами: анализом всей совокупности реальных факторов ме­няющейся жизни и определением их пед. значимости; выяснением бли­жайшего направления этих течений и учетом вырисовывающихся в будущем новых явлений хозяйственной, общественной, политической и культурной жизни России. В настоящее время начинается возрож­дение Ш. р. н., в к-рой углубленно изучается русская история, культура, литература, православие, возрождаются духовные тра­диции русского народа.

ШКОЛА ТРУДА— направление в педагогике, сочетающее все­стороннее воспитание детей с выработкой у них определенного комплекса трудовых умений и навыков, с теми или иными фор­мами профессиональной ориентации. Впервые идея таких школ была высказана представителями раннего утопического социа­лизма (Т. Мор, Т.Кампанелла), к-рые в своих проектах органи­зации идеального общества будущего предусматривали участие всех его членов в производительном труде. Отсюда вытекало тре­бование подготовки детей к труду, привлечения их к посильной трудовой деятельности. Трудовому элементу в воспитании и об­разовании большое значение придавали идеологи Реформации, многие педагоги Нового времени (Я.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Песталоцци и др.). УД.Дъюи труд составлял системообразую­щий стержень учебно-воспитательного процесса в школе. Пред­ставители трудовой школы объективно пытались решать задачу подготовки политехнически образованного, грамотного работ­ника, способного быстро менять виды деятельности, самостоя­тельно принимать решения, заниматься самообразованием. Од­ним из теоретиков и организаторов школы труда в конце XX в.

на Западе выступил Георг Кершенштейнер (1854—1932). Совет­ская школа с первых лет существования строилась как трудовая и политехническая.

ШКОЛА УЧЕБЫ — направление в педагогике, сложившееся в XVIII—XIX вв. Основывается на детальной регламентации учеб­ного процесса, вербальных методах обучения, стремлении к раз­витию интеллекта посредством приобщения к книжному знанию, ориентирована на знания, умения, навыки. Базируется на прин­ципах авторитарной педагогики, обладает высоким уровнем ме­тодического обеспечения, создает условия для успешной работы массового учителя.

э

ЭВРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — методология обучения через собственный поиск; изучение принципиальных закономер­ностей построения новых для обучаемого действий в специально созданных новых учебных ситуациях для целенаправленного разви­тия на их основе продуктивно-познавательных качеств мышления Э. п. имитирует эвристическую деятельность на учебном материале, чем подготавливает обучаемого к реальному творчеству. Кроме пред­метного содержания образование вводится мегапредметное.

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (П.Ф.Каптерев) — такая форма обучения, при к-рой научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими уче­никами под руководством учителя. Внешний вид Э. ф. о. — сократическая беседа.

ЭГОИЗМ (от лат. ego — я) — преобладание в жизнедеятельно­сти личности своекорыстных индивидуалистических потребностей и интересов, равнодушие к др. людям. Бывает и альтруистический Э., когда желание сохранить себя и сделать себя счастливым со­единяется с желанием делать добро др., с надеждой на положи­тельное отношение их к себе.

ЭГОЦЕНТРИЗМ (лат. ego — я, centrum — центр круга) — со­средоточенность личности на собственных целях, мыслях и пере­живаниях, ограниченная способность объективно воспринимать внешние воздействия и состояния др. людей. Отличается от эгоиз­ма тем, что эгоист может отчетливо сознавать стремления и пере­живания др. людей, но намеренно пренебрегает ими.

ЭДУКОЛОГИЯ ИНФОСФЕРНАЯ — научная область, изуча­ющая комплекс упорядоченного и стихийно циркулирующего в информационной сфере Земли знания о мировых и региональных

(особенное), индивидуально-эмпирических (единичное) образо­вательных процессах и системах, выступающий как информаци­онный фонд Земли — Космоса. Термин предложен В.А.Извозчи-ковым.

ЭКСКУРСИИ (в пед.) — форма организации обучения, по­зволяющая проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. В отли­чие от уроков Э. проводятся вне класса, не имеют строгого ограничения во времени, их способен вести не учитель; может меняться состав учащихся.

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum — проба, опыт) — об­щенаучный метод исследования, к-рый заключается в активной теоретико-практической деятельности экспериментатора, опре­деленным образом преобразующего ситуацию для планомерного изучения объекта в процессе естественного или искусственного, однако заранее запланированного его развития и функциониро­вания. Э. предполагает возможность повторения исследования как с относительно неизменными, так и с измененными условиями. Виды Э.: естественный (осуществляемый в естественных условиях деятельности человека и построенный так, что испытуемый не подозревает, что подвергается изучению), лабораторный (осуще-ствлямый в искусственных условиях, как правило с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов), преобразующий, формирующий (прослеживающий вли­яния вносимых изменений в изучаемом пед. процессе. Э. ф. позво­ляет не только регистрировать выявляемые факты, но и через со­здание специальных ситуаций раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития, становления лично­сти, определять возможность оптимизации этого процесса) и др. Эксперимент педагогический — научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска но­вых, более эффективных способов решения пед. проблемы; иссле­довательская деятельность по изучению причинно-следственных связей в пед. явлениях, к-рая предполагает опытное моделирова­ние пед. явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на пед. явление; измерение отклика, результатов пед. воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизво­димость пед. явлений и процессов.

ЭКСПРЕССИЯ — выразительное поведение человека.

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. exterior — наружный, внеш­ний) — процесс перехода от внутренней, психической, деятель­ности к внешней, предметной.

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ — распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на др. его часть.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: