Статус императора в Византии




20.03.13

 

Наиболее влиятельными и значительными отцами церкви, которые писали о проблемах власти, являются Иоанн Златоуст, Василь вялики… Иоанн Дамаскин. первые три 4й век, Иоанн век 8-9 Дамаскин пишет точное…

Дамаскин синтезирует то, что было сказано ранее.

Для восточных отцов церкви главной проблемой является человек и его природа. Природа эта признаётся испорченной и её может вылечить только Христос. Власть – неотъемлемый элемент мироздания, и нужно разделять власть как принцип, заложенная Богам и власть, которая существует в реальном мире. Государственная и иная публичная власть являются проявлением сакрального принципа власти, но они – итог падшей человеческой природы. Эта власть может быть направлена как на пользу и освобождение человека, так и на патуранне граху.

Василь Великий является фактически создателем церковного каноничного права и определяет должные отношения между церковью и государством. Признаётся авторитет и приоритет государственной власти, однако есть сферы, в которые государство не имеет права вмешиваться. Граници юрисдикции государства, иначе говоря. В административных моментах церковь идёт за государством.

Человек, согласно отцам церкви, должен все свои внешние идеи реализовывать через идею вечного спасения; человек должен служить так, как бы он служил Богу. Василь Великий акцентирует внимание на необходимость придерживаться т.н. Царского пути: это аналог золотой середины Аристотеля и игнорирование крайностей. Благодаря отцам церкви, церковь формирует новые отрасли права, которые потом называются правом социальным. Церковь формирует требования для защиты бедных, формирует идеал милосердия да слабых и обиженных. Император рассматривается как тот, кто должен обеспечить Божью правду, который должен защищать мир и защищать христианство.

Иоанн Златоуст не оставляет (отрицает? Отказывается?) цельного учения о государстве, а формулирует свою позицию к власти в своих речах (казаниях); (носители власти?) власть не должна пригнетать людей, не должны вести аморальный образ жизни и должна давать пример своему населению.

Христианин должен во всём иметь меру, следить, чтобы у него не было ничего лишнего, он должен поддерживать бедных, давать милостыню и должен подчиняться власти, кроме призывов отступления от Бога.

Статус императора в Византии

Византия рассматривает императора как помазанника Божьего и при выборе императора происходит некий божий промысел. Императором в Византии может стать любой свободный человек, который поддерживает народ и войско.

Византийский император – сложный феномен; с одной стороны наследник Римского императора, до Феодосия II Малого он имеет титул pontific maximus (верховный жрец), руководит войском… на императора начинают переносить некие проявления Христа.

Император, начиная с Константина, начинает позиционировать себя как внешний епископ церкви, как защитник веры, и в неких моментах – как видимый глава церкви.

Для Византии является нормальным, когда император выполяет некие обязанности в отношении церкви; император имеет статус дьякона: присутствует при богослужении и имеет право благословления народа. Потом уже император получает статус некой сакральной фигуры. Царские одеяния делаются на манер епископских и наоборот.

Для Византии важнейшей проблемой является соотношение власти церкви и власти государства. Византия делит разницу власти как Божьего установления и личность, которая владеет этой властью. Личность может и не соответствовать определённым требованиям, но это не уменьшает святость имперской власти.

Закон светский в Византии должен соответствовать Божьему закону. При Юстиниане происходит отожествление закона и канона: канон признаётся законом, а еретики и раскольники – государственными преступниками. Юстиниан требует от церкви обратного. Что-то признаётся, что-то нет. Юстиниан при проведении своей кодификации закрепляет принцип симфоний; 6я новелла Юстиниана. Симфония – должная и единая форма взаимодействия церкви и государства. Бог даёт два величайших подарка: церковь и царство. Они исходят из единого источника, но имеют разные цели. Церковь заботится о душах и их спасении. Государство должно заботиться о правопорядке и внешней защите человека. Эти субъекты должны взаимодействовать и симфонично дополнять друг друга.

Для Византии нехарактерен крайний западный юридизм: с одной стороны император главный защитник законов и законность – важнейший принцип Византии, а с другой – император должен быть милосердным и стоять над законом. В Византии отсутствует юридическая доктрина императорской власти. С одной стороны воля императора – закон, и император имеет большие полномочия в церковной сфере, с другой глава церкви в случае смерти императора (без наследников?) признаётся регентом и проч.

Византийский император рассматривает себя как суверена к христианам, а другие властители включаются в систему византийских дворцовых отношений. Они имеют определённые ранги в системе византийских церемоний.

Кризис византийской эйкумены возникает из конфликта императора и Папы. Византийцы наделяют императора презумпцией православности в его действиях. Наиболее значительным правонарушением в Византии является неуважение к величию императора.

Для Византии характерны такие произведения как поучения и наставления. Василий Македонянин … в наставлениях формулируются требования для должного руководителя. Цель любого руководителя – управление согласно Божьим заветам, и должен он заботиться о моральном состоянии подчинённых, бороться с ересью и проч. и проч. Для Византии главная цель – спасение душ людей, и поэтому это определяет сущность государственной политики: выдаются средства на выкуп христианских пленных.. но одной из главных проблем является соотношение христианского и языческого эллинизма. Эллинизм всегда использовался в обучении, школьном и последующем, риторика там, ещё что-то, и примерто с X-XI столетия Византия из полинациональной империи начинает становиться греческим царством: всё негреческое подлежит ликвидации. Важный момент: одновременно императором может стать не любой, а только представитель шляхетных родов, и тот, кто находится в определённой связи с императором.

Император в Византии – не единоличное место: императором могут быть два человека, может назначить соправителя, кесарей (наместников), и императором может стать человек, который женат на дочке или родственнице императора. Когда был какой-то демократичный выбор – времена Юстиниана – и таперь года с тысячного уже родовые выборы. И даже императрица могла править, если императора убивали, но вдовой классически она долго не оставалась, и назначала нового мужа соправителем.

Примерно с X столетия особенные требования получают лица, которые родились в Порфирной палате Великого дворца (Константин Порфирогерит).

Иван III был на самом деле даже более грозным, чем его внук, Иван IV.

Конфликт Папы и императора происходит за то, кто является верховным правителем христианского мира. Когда Рим подчиняется Византии, этот вопрос даже не поднимается: император вмешивается в выборы Папы, папа ему подчиняется. Когда Византия теряет суверенитет над Римом, император теряет статус первосвященника (?). Рим начинает вести свою самостоятельную политику, наделяя определённых правителей статусом королей. С этого момента начинается возвышение Франции, кстати.

При Пипине Коротким Папа фабрикует такой документ, как Константинов дар, согласно которому император Константин, который признаёт христианство официальной религией, не считает для себя должным находиться в одном городе с наместником святого Петра и переносит свою резиденцию на Восток. Папе Сильвестру при этом даются императорские прерогативы и определённая территория как светскому государю.

Точка бифуркации! Фактический кризис христианского пира случается тогда, когда римский Папа коронует в 800 году Карла Великого императорской короной. И тогда между Востоком и Западом начинается спор по поводу титула басилевс (божественный). Этот титул дал себе Василий I Македонянин в дополнение к титулу император.

1204 год – крестоносцы берут Константинополь – фактическое проявление раскола, настоящий раскол церкви.

ТЕМА: ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫВ ИСЛАМЕ

I. Ислам как религия и его основные политико-правовые положения.

II. Источники Мусульманского права

III. Учение Ибн-Хальдуна

Ислам – третья авраамичная и последняя из мировых религий, которая возникает в Аравии в VI столетии через проповедь Мухаммеда. Ислам позиционирует себя как возвращение до правильной, настоящей, истинной веры. Ислам: Бог (Аллах) создаёт мир и даёт Адаму Ислам, но он не записал, забыл, проч.

Ислам строится на вере в пророчество и на том, что люди забывают слова пророков, настоящее учение повреждается, и Бог посылает следующего пророка.

Ислам – юридическая религия, которая строится на следующих постулатах:

1. Аллах – творец всего сущего, и поэтому он имеет право на поклонение ему => все обязаны ему поклоняться;

2. Всё существующее на Земле принадлежит Аллаху и тем, кто является ему покорным.

3. Вера в пророчество и в то, что Мухаммед – последний пророк.

4. Вера в судьбу (fatum) и предначертанность.

Ислам признаёт других пророков, уважает их, но они просто другие, и всё (в т.ч. и Будду и проч.).

Мир в исламе делится на мир ислама и мир войны.

· Мир ислама – там ислам доминирует политически, осуществляется воля Аллаха и Аллах является сувереном.

· Мир войны – там Аллах не признан.

Каждый мусульманин – раб Аллаха, который должен ему служить. (абд – раб, Абдулла – раб Аллаха, и т.д.).

Ислам выделяет следующие права, которыми пользуются определённые существа (iстоты):

1. Права Аллаха – право на покорность (следовательно, непокорных нужно привести к покорности), на поклонение и проч.

2. Права человека – на жизнь, здоровье и проч. Проявление права на жизнь, например: человек не имеет право делать то, что повредит этот дар. Рациональная ограниченность: алкоголь, наркотики, и проч.

3. Права других людей – каждый мусульманин должен жить не только для себя, но и для общины.

4. Права других существ (iстот) – ангелов, животных, деревьев и проч.

Ислам не является единой религией; в нём нужно выделять частноисламские и национальные традиции. Ислам имеет многочисленные направления, которые не всегда позиционируют себя как ересь. В исламе существует много подходов к разным вопросам, и они (не?) считаются все правильными (станоучымi). Не только сунниты и шииты; агрессивный ислам – салафиты, например.

Ислам связывает права человека с тем комплексом обязанностей, которые выполняет личность. Наибольший комплекс прав в исламе принадлежит мужчине и главе семьи. Женщины и дети имеют меньший объём прав, потому что от них и требуется меньше. В исламской литературе человек – мужчина-мусульманин.

Ислам считает всех людей братьями, с другой стороны особенные роли принадлежат курайшиты и айсоры. Племя Курайш – племя Мухаммеда, сверхэлита. Айсоры – жители современной Медины, тогдашней как-то там, приняли у себя Мухаммеда, когда он бежал из Медины в Мекку.

Для ислама характерны тенденции панарабизма – навязывании доминирования арабов в исламе и пантюркизма – попытка объединить мусульманские и тюркские народы

Обязанности к Аллаху:

1. Намаз – молиться пять раз в день.

2. Закят – милостыня, которую должен выплачивать каждый мусульманин.

3. Ураза – пост; раз в год в Рамадан 40 дней удерживаться от еды, воды, наслаждений. Но только днём! Ночью Аллах спит, и можно всё.

4. Хадж – каждый мусульманин должен раз в жизни осуществить паломничество в Мекку. Хаджит получает зелёный тюрбан, уважение, все дела.

5. Джихад – борьба за чистоту ислама. Священная война против неверных – это газават, а джихад шире: там и проповедничество, просветительская деятельность, и проч.

Ислам с одной стороны стремился к простоте, которая соответствовала жизни арабов в тот период, с другой стороны – столкновение с более развитыми цивилизациями привело до того, что ислам начал заимствовать идеи других цивилизаций, которые могут противоречить постулатам ислама. Персидское зороастрийское наследие, по сути.

Источники ислама:

1. Коран – сбор записей Мухаммеда, которые ему диктовал архангел Джабраил (у нас - Гавриил). Это довольно часто ситуативные сказания, которые размещены не по хронологии, но по объёму сур. Коран состоит из двух видов сур: суры мекканские и суры мединские. Эти суры существенно отличаются друг от друга. Мекканские суры – Мухаммед в Мекке, проповедовал, и гнали его его же родичи: милосердность, равенство, добро. Мединские суры – видишь язычника – мечом по шее, все дела. В современном исламе мекканские суры обычно не используются. Мухаммед про противоречия себе: не отменяю предыдущие, но даю вам лучшие суры.

2. Сунна – сборник хадисов – повествований о жизни Мухаммеда. Обычно считается, что раздел мусульман на шиитов и суннитов зависит от того, что шииты не признают Сунну. Но на самом деле немного не так: шииты не признают все хадисы, что признают сунниты (?).

3. Кияс – взгляды авторитетных теологов и юристов-правоведов.

4. Иджтиха – творчество судов по решению/заполнению пробелов. Коран не содержит много юридических норм, но закрепляет базовые принципы шариата: правильная (должная) жизнь, путь.

Исламская доктрина состоит из Дин и Шариат. Религия в исламе охватывает всё, но ислам – это рациональная религия, которая позволяет трансформировать все нормы о правилах религиозного поведения. Пробелы в регулировании отношении ислам толкует через рациональную деятельность богословов и судей. VIII-IX столетия – период активного иджтихада – создание школ (толков) мусульманского права, когда на основе базовых принципов формируется цельная доктрина и система норм. Современный тренд – салафитский толк.

Публичная власть в исламе отличается от европейской. Аллах признаётся верховным сувереном мусульманской общины, которая первоначально возглавлялась пророком, а потом стала возглавляться халифами.

Халифат – не синоним государства, это способ политического существования всей мусульманской уммы (с арабского – общество, нация). Халиф управляет уммой, верховный судья, управитель пятничной молитвы. Статус халифа не передаётся по наследству, и поэтому для мусульман очень важным являются отношения между монархом и халифом (кто настоящий халиф, а кто нет). Разница между суннитами и шиитами проходит в позиции/отношении к халифу. Сунниты считают, что халифом может быть любой выбранный общиной, и при халифе должна быть коллегия муджтахидов – знатоков мусульманского права, которые должны давать халифу советы. Халиф подчиняется шариату и выбирается муджтахидами. Шииты считают, что настоящим халифом могут быть только наследники Мухаммеда – потомки его дочери Фатимы. Раскол произошёл во время редактирования Корана; 115я сура про Али, которую двигали в Коран шииты. Гражданская война, охота за наследниками Мухаммеда, много убили кого. Шииты сформировали концепцию последнего (скрытого) имама. Они акцентируют внимание на то, что халиф должен быть имамом, то есть в первую очередь – духовным лидером. Власть имама харизматичная; он никому не должен давать отказ и сам является источником шариата. Лучше имам-деспот, чем беззаконие – мусульманская поговорка.

Шиитские и суннитские толки показывают противоречие ислама: похоже как и с христианством.

Соотношение халифата и монархии находится на следующих ступенях:

1. Чистый халифат. Абу Бакр, Осман, Омар, Али – чистые халифы.

2. Халифат с элементами монархии – передача власти

3. Монархия с элементами халифата

4. Монархия, которая сохраняет название халифата.

Халиф – суверен всех мусульман, которые могут жить в разных местах и подчиняться разным правителям (эмирам).

Кроме частноисламской традиции, в мусульманстве активно испульзуются идеи древней Греции, и в первую очередь – идеи идеального/правильного города. Этот идеальный город должен управляться халиф должен обеспечить справедливость и суд, должен быть милосердным. Цель власти – благополучие для людей.

Мусульманская политико-правовая мысль имеет два подхода:

1. Этико-философский – акцентирует внимание на цель власти, способ её организации и передачи. Источник этого – античные взгляды

2. Нормативно-юридический – исламский подход, попытка создания законодательства, которые не противоречит и одновременно соответствует мусульманской доктрине.

Наиболее выдающимся арабским учёным является Ибн-Хальдун (не переведён на русский, кстати). Он рассматривает государство через призму её эволюции. Он выделяет определённую закономерность: любое государство проходит четыре поколения от взлёта до упадка.

ТЕМА – ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЕВРОПЕ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

03.04.13

Фома Аквинский – средневековый теолог, создатель современной доктрины католицизма, которая сменила доктрину августинизма (Августина Блаженного). Он синтезирует учение христианской догматики с идеями Аристотеля, чем снова вводит идеи естественного права в политико-правовой дискурс Средневековья.

Фома Аквинский разрабатывает учение о формах права, изучая следующие виды законов:

1. Всеобщий закон (божий естественный закон). Христианское понимание истории – провиденциализм – божеское понимание, предвидение и т.д.

2. Божественный позитивный закон – Священное писание, священная традиция, учение отцов церкви, каноническое право, папские документы.

3. Человеческий естественный закон: те законы и нормы, которые регулируют жизнь человека как биологического существа; ограничения - запрет убийства, инцеста, грешного поведения и проч.

4. Человеческий позитивный закон – законодательство определённых государств, монархов и проч. Законодательство может быть справедливым и несправедливым, причём ступень несправедливости закона решает Римский Папа. Когда закон является несправедливым, либо не соответствует человеческому естественному закону – этот закон можно не исполнять. Когда закон не соответствует божьему человеческому закону - его нужно не исполнять.

Фома Аквинский рассматривает проблему христианской сущности власти. Фома выделает три элемента в этой власти:

1. Сущность власти – ещё божье происхождение и необходимость существования определённой иерархии.

2. Приобретение власти – законное или незаконное. Законное – по наследству или через выборы. Фома является в большей степени апологетом монархии (акценты делаются на имперскую власть); признаёт необходимость наследственной монархии, но более правильной считает монархию политическую (выборную). Незаконные пути – захват, узурпация и проч.

3. Использование власти – опять же законное или незаконное. Фома – только Папа решает, законно это или незаконно.

Идеи Фомы Аквинского были максимально отражены в папской булле Unum Sanctum 1304 года. Проблема – в 1306 начинается Авиньонский плен пап.

Доктрина Unum Sanctum является кульминацией власти католиков и результатом т.н. Папской революции и способствует кризису христианского мира. На арену начинают выходить национальные государства, существующие в виде королевств.

Марсилий Падуанский и имперские богословы.

Имперскими богословами называют всех священников, обычно ордена францисканцев, которые выступали против богатства римской церкви и против её вмешательства в светскую власть. Это Марсилий Падуанский, Данте Алигьери, Бонавентура.

Император позиционируется как глава всех христиан и имеет всю полноту верховной власти, но доминирующим принципом организации публичной власти является правовой плюрализм и сословность.

Переход от феодализма до капитализма существенно меняет социальные отношения.

Марсилий разделял понятие народа: сначала он понимал под народом всех, потом – только высших.

Капитализм как уклад жизни, тип мировоззрения характеризуется стремлением до безграничного накопления богатства, перехода от промышленного к финансовому капиталу.

Далее Марсилия самостоятельно

В Средневековье наблюдаются следующие тенденции в развитии государства и права:

1. Власть императора становится более номинальной; происходит подъём королевской власти. Король начинает рассматривать себя императором в пределах своего королевства.

2. Власть феодалов слабеет и поднимается власть королевской бюрократии. Феодализм – система правового партикуляризма, конкуренция между правовыми системами и поиск справедливых судебных решений.

3. Начинает расти роль общегосударственных решений.

4. Формирование парламентской системы как противовеса королевской власти. Королевская власть в феодализме является консенсуальной властью всего общества. Король возглавляет общие штаты – представителей всех сословий, которые являются одновременно и подданными и советниками монарха.

Система права в Средневековье представлена следующими феноменами:

1. Каноническое право, которое возникает в лоно церкви и использует римскую юридическую технику (Corpus Juris Canonicis)

2. Варварское (местное) партикулярное право, которое с большего регламентирует публичную сферу.

3. Римское право, которое выступает в качестве эталона/идеи права.

В средневековых университетах изучают право как идею, как средство толкования, но обычно местное право не изучается. Происходит и отторжение римского права. Римское право начинает возрождаться в торговом праве, и в праве торговых городов республик. Происходит определённая унификация правил торгового оборота.

Право в континентальной Европе начинает разделяться на публичное право и право частное, и акцент начинает ставиться на материальные нормы. В Британии акцент даётся процессуальным нормам: судья являются представителями короля и для законности очень формализируют свою деятельность. Размерная формализация приводит до возникновения термина – право справедливости. Это обращение людей на имя короля с просьбой рассмотреть проблему и вынести решение не основываясь на нормах права, но на основе норм справедливости.

В средневековье начинается раздел феномена личности короля и королевства (самого государства).

NEXT – Политико-правовые взгляды древней Руси.

04.04.13



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: